Основные цели:
- Сформировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
- Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация; развивать внимание, память речь; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Материал к уроку:
Демонстрационный:
1) Пословица: Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.
2) Карточки “Два шага учебной деятельности”.
3) Карточка с заданием (этап 2).
4) Правила работы в парах (этап 6).
5) Карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7).
6) Образец для проверки работы в парах.
7) Образец для проверки самостоятельной работы (этап 7).
8) Эталон-правило к уроку (этап 5).
9) Презентация к уроку.
Раздаточный:
– планшетки
– карточки для работы в парах.
– карточки с самостоятельной работой
–учебник “Русский язык” Рамзаева Т.Г.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске пословица: Звезды явятся – небо украсят , знания появятся – ум украсят.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Какую вы работу выполняете на уроках. (Мы учимся.)
– А как вы учитесь? (Сами пробуем открыть новое знание.)
– Какую тему мы начали с вами изучать? (Местоимение.)
– Что мы уже знаем о местоимении?
– Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи, попробуем открыть новое.
– С чего мы всегда начинаем наши уроки? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
– Что нам показывает Смайлик? (Личные местоимения 1.2.3 лица ед. и мн. числа.)
– Пропишите на одной строке местоимения ед. числа, а на второй – местоимения мн.числа.
А) –Найдите и выпишите из предложений местоимения, обозначьте лицо и число:
Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки.
Стал он кликать золотую рыбку.
Ты будешь, может быть, врачом, полярником отважным, изобретателем, ткачом.
Я иду в лес ранним утром.
(Возможна работа на планшетках, где дети пишут местоимения.)
– Что повторили мы с вами этим заданием? (Понятие “местоимение”, его грамматические категории.)
Б) – Какое задание нужно выполнить здесь? (Раскрыть скобки.)
(В)роще я заметил ужа и наклонился, чтобы получше рассмотреть. Я увидел желтые пятнышки (на)голове. Но (с)сырого пня уж блеснул темной лентой и (со)свистом пополз (в)траву.
– Что мы повторили этим заданием? (Правописание предлогов с существительными и прилагательными.)
– Какое правило мы знаем? (Предлоги пишутся раздельно, между предлогом и существительным, прилагательным можно поставить слово, вопрос.)
– Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное.)
– Продолжим текст . Новое предложение. Что вы должны сделать в этом задании? (Раскрыть скобки.)
Испуганно я отшатнулся (от)него и потерял его из вида.
– Что нового вы заметили? (Предлог и местоимение.)
– Кто выполнил задание? Как написали предлог и местоимение? (Обсуждаются варианты.)
– Кто не смог выполнить задание?
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание выполняли? (Списать предложение, раскрывая скобки.)
– Какое правило использовали?
– В чем возникло затруднение? Почему? (Мы не знаем правило правописания предлогов с местоимениями.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какую цель перед собой поставите? (Узнать правило правописания предлогов с местоимениями.)
– Какая тема урока? (Правописание предлогов с местоимением.)
– Какое правило мы повторили в начале урока? (Правописание предлогов с существительными, прилагательными.)
– С чего же начнем работу? (Составим план.)
1. Сравним
2. Понаблюдаем
3. Сделаем вывод.
5. Реализация построенного проекта.
– Вернемся к нашему тексту. Найдите предлоги и существительные, прилагательные: в роще, на голове, с сырого, со свистом, в траву. Между предлогом и существительным мы можем поставить другое слово, вопрос. Между предлогом и прилагательным – вопрос.
– Напишите: в (какой?), березовой роще, с (какого?) сырого пня.
– А можно между предлогом и местоимение можно поставить слово или вопрос? (От (кого?) от него.)
– Сделаем вывод. (Предлоги пишутся раздельно с местоимениями. Между предлогом и местоимением можно поставить вопрос.)
– Правильно ли мы сделали вывод? Где себя проверить? (В учебнике.)
– Откройте учебник и проверьте себя, проговорите друг другу правило.
– Где вам пригодится это правило?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Что дальше будем делать? (Тренироваться.)
– Работаем в учебнике на стр. 52 упр. 381
– Выписать предложения, где есть местоимения с предлогом, поставить вопрос.
– Мы работали вместе, теперь поработаем парами с карточками.
– Раскрыть скобки:(В)нее льется, (из)нее льется, само(по) земле плетется.
Проверка по образцу.
– Что дальше делать будем? (Выполнять самостоятельную работу.)
– А какая цель этой работы? (Проверить усвоение правила.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Работаем с карточками:
(Над)нами веселое солнце.
Пришел к(нам) знакомый охотник.
В лесах (у)нас часто встречаются вместе липа и дуб.
(У) нас на стоянке горел костер.
(От) нее шел вкусный запах.
– Проверим свою работу по образцу. Как будем фиксировать правильность написания?
– Сделаем вывод о работе? Кто справился? У кого трудности?
8. Включение в систему знаний и повторений.
– В каких заданиях вам пригодятся полученные знания? (При написании слов, предложений, текстов.)
– Составьте предложения по теме: “Весна”, используя личные местоимения в косвенных падежах.
9. Рефлексия учебной деятельности
– Назовите тему нашего урока?
– Какую цель мы ставили на урок?
– Можно ли назвать нас целеустремленными?
– Правило смогли сформулировать?
– Вспомните пословицу в начале урока? Появились новые знания у нас?
Домашнее задание; упр. 382 стр. 54.
Творческое задание: продумать знаковую фиксацию к правилу.
Приложение 2. Раздаточный материал.