Урок русского языка "Правописание местоимений с предлогами" на основе деятельностного метода обучения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Основные цели:

  1. Сформировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
  2. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация; развивать внимание, память речь; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Материал к уроку:

Демонстрационный:

1) Пословица: Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

2) Карточки “Два шага учебной деятельности”.

 

3) Карточка с заданием (этап 2).

4) Правила работы в парах (этап 6).

5) Карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7).

6) Образец для проверки работы в парах.

7) Образец для проверки самостоятельной работы (этап 7).

8) Эталон-правило к уроку (этап 5).

9) Презентация к уроку.

Раздаточный:
– планшетки
– карточки для работы в парах.
– карточки с самостоятельной работой
–учебник “Русский язык” Рамзаева Т.Г.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске пословица: Звезды явятся – небо украсят , знания появятся – ум украсят.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Какую вы работу выполняете на уроках. (Мы учимся.)

– А как вы учитесь? (Сами пробуем открыть новое знание.)

– Какую тему мы начали с вами изучать? (Местоимение.)

– Что мы уже знаем о местоимении?

– Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи, попробуем открыть новое.

– С чего мы всегда начинаем наши уроки? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

– Что нам показывает Смайлик? (Личные местоимения 1.2.3 лица ед. и мн. числа.)

– Пропишите на одной строке местоимения ед. числа, а на второй – местоимения мн.числа.

А) –Найдите и выпишите из предложений местоимения, обозначьте лицо и число:

Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки.

Стал он кликать золотую рыбку.

Ты будешь, может быть, врачом, полярником отважным, изобретателем, ткачом.

Я иду в лес ранним утром.

(Возможна работа на планшетках, где дети пишут местоимения.)

– Что повторили мы с вами этим заданием? (Понятие “местоимение”, его грамматические категории.)

Б) – Какое задание нужно выполнить здесь? (Раскрыть скобки.)

(В)роще я заметил ужа и наклонился, чтобы получше рассмотреть. Я увидел желтые пятнышки (на)голове. Но (с)сырого пня уж блеснул темной лентой и (со)свистом пополз (в)траву.

– Что мы повторили этим заданием? (Правописание предлогов с существительными и прилагательными.)

– Какое правило мы знаем? (Предлоги пишутся раздельно, между предлогом и существительным, прилагательным можно поставить слово, вопрос.)

– Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное.)

– Продолжим текст . Новое предложение. Что вы должны сделать в этом задании? (Раскрыть скобки.)

Испуганно я отшатнулся (от)него и потерял его из вида.

– Что нового вы заметили? (Предлог и местоимение.)

– Кто выполнил задание? Как написали предлог и местоимение? (Обсуждаются варианты.)

– Кто не смог выполнить задание?

3. Выявление места и причины затруднения.

– Какое задание выполняли? (Списать предложение, раскрывая скобки.)

– Какое правило использовали?

– В чем возникло затруднение? Почему? (Мы не знаем правило правописания предлогов с местоимениями.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Какую цель перед собой поставите? (Узнать правило правописания предлогов с местоимениями.)

Какая тема урока? (Правописание предлогов с местоимением.)

– Какое правило мы повторили в начале урока? (Правописание предлогов с существительными, прилагательными.)

– С чего же начнем работу? (Составим план.)

1. Сравним

2. Понаблюдаем

3. Сделаем вывод.

5. Реализация построенного проекта.

– Вернемся к нашему тексту. Найдите предлоги и существительные, прилагательные: в роще, на голове, с сырого, со свистом, в траву. Между предлогом и существительным мы можем поставить другое слово, вопрос. Между предлогом и прилагательным – вопрос.

– Напишите: в (какой?), березовой роще, с (какого?) сырого пня.

– А можно между предлогом и местоимение можно поставить слово или вопрос? (От (кого?) от него.)

– Сделаем вывод. (Предлоги пишутся раздельно с местоимениями. Между предлогом и местоимением можно поставить вопрос.)

– Правильно ли мы сделали вывод? Где себя проверить? (В учебнике.)

– Откройте учебник и проверьте себя, проговорите друг другу правило.

– Где вам пригодится это правило?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Что дальше будем делать? (Тренироваться.)

– Работаем в учебнике на стр. 52 упр. 381

– Выписать предложения, где есть местоимения с предлогом, поставить вопрос.

– Мы работали вместе, теперь поработаем парами с карточками.

– Раскрыть скобки:(В)нее льется, (из)нее льется, само(по) земле плетется.

Проверка по образцу.

– Что дальше делать будем? (Выполнять самостоятельную работу.)

– А какая цель этой работы? (Проверить усвоение правила.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работаем с карточками:

(Над)нами веселое солнце.

Пришел к(нам) знакомый охотник.

В лесах (у)нас часто встречаются вместе липа и дуб.

(У) нас на стоянке горел костер.

(От) нее шел вкусный запах.

– Проверим свою работу по образцу. Как будем фиксировать правильность написания?

– Сделаем вывод о работе? Кто справился? У кого трудности?

8. Включение в систему знаний и повторений.

– В каких заданиях вам пригодятся полученные знания? (При написании слов, предложений, текстов.)

– Составьте предложения по теме: “Весна”, используя личные местоимения в косвенных падежах.

9. Рефлексия учебной деятельности

– Назовите тему нашего урока?

– Какую цель мы ставили на урок?

– Можно ли назвать нас целеустремленными?

– Правило смогли сформулировать?

– Вспомните пословицу в начале урока? Появились новые знания у нас?

Домашнее задание; упр. 382 стр. 54.

Творческое задание: продумать знаковую фиксацию к правилу.

Приложение 2. Раздаточный материал.