Цели занятия:
- Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Задачи занятия:
- Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
- Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;
Оборудование
: музыка для релаксации, ватман (“Календарь настроения”), маркеры, цветные карандаши стандартные листы бумаги, раздаточный материал.Вступление.
Актуальность выбранной темы.Ведущий. Профессия преподавателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с обучающимися, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении. По моим наблюдениям порой это эмоциональное напряжение испытываете не в конце года, а уже в начале обучения, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым работаете. Один мудрый человек сказал: “Что лучше один раз проговорить и проделать самому, чем сто раз об этом услышать”. И вот закончился 1 семестр, и мне хотелось, чтобы вы приступили к работе с хорошим настроением, я попытаюсь помочь восстановить ваши силы, используя специальные методы и активизировать внутренние ресурсы личности . Может быть, посмотреть друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
Не секрет, что не все из вас смотрят на взаимодействие педагога и психолога с оптимизмом. Поэтому эпиграфом к сегодняшней нашей встрече я выбрала стихотворение “Свободный разговор”:
– Поговорим? – О чем? – О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень. Много знаете Вы. А что-то мне известно. Поговорим? –Поговорим. Вдруг будет интересно. |
Основная часть
Упражнение № 1 “Календарь настроения”. Рисунок 1.
Цель: диагностика настроения участников.
Проведение: создается календарь настроения. На доске пишутся все имена участников. Участникам предлагаются картинки (солнышко – отличное настроение, тучка – плохое настроение и тучка с солнышком – настроение не очень хорошее). Участник выбирает картинку, наиболее подходящую его настроению, и прикрепляет ее напротив своего имени. В заключение занятия, также отслеживается настроение участников.
В любой группе существуют правила, по которым она работает или придерживается. И я предлагаю ряд определенных правил, можете также и вы предложить свои правила, которых мы будим с вами придерживаться. Правила это нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и помогают достичь главной цели занятия.
Правила групповой работы.
- Обращаться друг к другу по имени.
- Принимать себя и других такими, какие они есть.
- Быть искренними.
- Избегать оценок друг друга.
- Активное участие в происходящем.
- Уважение к говорящему.
- Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Общение по принципу “здесь и сейчас”.
Упражнение № 2 “Имя и эпитет”. Рисунок 2.
Группа рассаживается по кругу' и каждый по очереди представляется остальным, называя свое имя и эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивно характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение (гениальный Гена).
Участник должен сначала повторить имя и эпитет предыдущего выступающего, затем назвать свою комбинацию.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эпитеты меня впечатлили?
- Какие имена мне было трудно запомнить?
- К кому я теперь испытываю интерес?
Упражнение № 3 “Порядковый счет”.
Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.
Упражнение № 4 “Карниз”.
Цель: укрепление в группе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
Учителя встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на линию на полу. Психолог: “Эта черта – карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Один человек из группы, по желанию, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы – помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное – это пройти по карнизу!”.
Затем участник, который “шел по карнизу”, делится впечатлениями: на каком отрезке пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других – нет. Если произошло “падение” игрока, то это также обсуждается в группе.
Упражнение № 5 “Моечная машина”.
Цель: снятие излишнего напряжения.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек – “машина”, последний – “сушилка”. Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потираю бережно и аккуратно. Сушилка должна его “высушить” – обнять. Прошедший “мойку” становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, когда проходили через “мойку”?
- Чьи прикосновения вам были более приятны?
Упражнение № 6 “Баланс реальный и желательный”.
Цель: обсуждение и объективный анализ реального и желаемого баланса личной и профессиональной жизни педагогов.
Материал: бумага, ручка или карандаши.
Предлагается нарисовать 2 круга, в 1-ом, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Упражнение № 7 “Кинопроба”.
Цель: развитие чувства собственной значимости.
- Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь.
- Выберите в своем списке одно достижение, которыми вы гордитесь больше всего.
- Встаньте и скажите всем: “Я не хочу хвастаться, но ...” и дополните словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
- Как вам кажется – другие испытывали то же, что и вы, когда выступали? Почему?
Упражнение № 8 “Ловец блага”. Рисунок 3.
Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.
(Звучит тихая инструментальная музыка.)
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
- Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
- Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед “вашим носом” уезжает.
- У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
- Вас не поздравил с праздником друг.
- Ваш ребенок подрался в школе.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, вручается медаль: “Ловец блага”!
Упражнение № 9 “Мне обидно, когда...”.
Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: “мне обидно, когда...” и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит “моя обида похожа на...” и изображает. Следующий продолжает, говоря “обида (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя обида похожа на...” и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.
Предлагается скомкать листочки с предложениями “мне обидно, когда..”, и выбросить в мусорное ведро со словами “Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна”.
Упражнение – релаксация “Саморазвивающиеся представления” (музыка шум моря).
Цель: развивать умение переключения деятельности и снятия эмоционального напряжения.
Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попытаемся воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ.
Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваемся на песке ... Смотрим в море. Видны головы купающихся ... Рассмотрим получше линию горизонта. Что там появилось? Всматриваемся внимательно ... А что происходит вокруг, на берегу?
Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться ... Входим в воду ... Чувствуем ее прикосновение ... Какая она?
Образы уходят. Сосредоточили свое внимание на своем теле. Сжали руки. Открыли глаза.
Рефлексия:
Удалось ли увидеть всю картину, вызвать соответствующие телесные ощущения?
Заключительная часть.
Во время чаепития. Упражнение № 10 “Перекусы”.
Цель: оценить качества своей личности и личности своих коллег.
Эта разминка прекрасно подходит для умственной стимуляции участников [когнитивная]. Рекомендуется для групп, члены которых уже знакомы друг с другом, поскольку итог работы связан с личными наблюдениями за участниками тренинга [эмоциональная].
Поставить на каждый стол по тарелке с десертом (печенье и конфеты самой причудливой формы и фактуры). Очень удачно, если на каждом столе окажется десерт только одного вида, и нигде на других столах он повторяться не будет. Попросить участников взять с тарелки на своем столе по одной – две штучки и тщательно изучить их форму, фактуру, вкус и т.д. Затем попросить их составить список из 8–10 прилагательных, описывающих предложенный им десерт. Когда списки будут готовы, попросить каждого выбрать из этого списка слово, которое лучше всего описывает их самих. Затем участники по очереди рассказывают группе, почему именно это слово так хорошо описывает их характер.
“Аплодисменты” (ритуал прощания).
Инструкция. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство тепла сохраниться в ваших душах еще долгое время.
Ведущая начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
“Календарь настроения” (отметить настроение педагогов после занятия). Рисунок 4.
Литература:
- В.А. Родионов, М.А. Ступницкая “Я и другие” тренинги социальных навыков: Ярославль, Академия развития 2001г.
- Л.Москвина “Энциклопедия психологических тестов” нейролингвистическое программирование. 2000 г.
- К.К. Платонов, Занимательная психология; М; 2002 г.
- Л.М.Митина Психология профессионального развития учителя. М., 2003 г.
- В.А.Родионов, М.А.Ступницкая., Т.Ю.Кирилина Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе. М., 2000 г.