Представленный урок реализуется в 11 классе общеобразовательной школы в соответствие с Примерной программой основного общего образования по химии и авторской программой О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.).
Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 11 класс» О.С. Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 3-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.
Урок рассматривается с позиций новых информационных технологий (ИКТ) в рамках здоровье сберегающего обучения (ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ).
На уроке применяются словесно-наглядно-практические методы обучения химии, в основе которых лежит практическая деятельность обучающихся, которая не может осуществляться без руководящего слова педагога и без использования элементов наглядности. Поскольку эта деятельность проявляется только в условиях самостоятельной работы, то, следовательно, это главный путь реализации словесно-наглядно-практических методов обучения.
На уроке используются такие виды словесно-наглядно-практических методов, как: ученический эксперимент, выполнение упражнений, работа с литературой. Использование выше указанных видов словесно-наглядно-практических методов обеспечивает достижение дидактических целей.
Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных умений, умений работать с учебником, пользоваться химическим языком, производить расчёты и т.д.
Воспитывающая функция заключается в формировании ряда черт личности: трудолюбия, умения преодолевать трудности, настойчивости, товарищеской взаимопомощи, уверенности в своих силах.
Развивающая функция состоит в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроль, умение выделять главное и т.д.), наблюдательности и т.д.
Методическая разработка урока составлена в соответствие со структурой учебного занятия с учетом принципов логической последовательности и преемственности, научности и доступности. При реализации методической разработки урока выделяются следующие этапы учебного занятия: организационный момент; актуализация ранее изученного материала; изучение нового материала; закрепление изученного материала.
Эффективность и качество усвоения учебного материала по итогам проведенного тестирования составили 90%.
Тема урока предусматривает решение и выполнение дидактических целей: образовательных, развивающих и воспитывающих. На уроке применяются разнообразные формы словесно-наглядных методов обучения в сочетании с ИКТ-технологиями. В ходе урока реализуются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы с обучающимися с целью активизации познавательной деятельности на уроке химии.
Учебное занятие содержит основные структурные единицы учебно-воспитательного процесса: организационный процесс, актуализация изученного материала, изучение нового материала и закрепление изученного материала. Для закрепления изученного материала используется методы химического эксперимента, ИКТ-технологии и тестовых заданий.
Тема «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» является основополагающим разделом при изучении общей химии в 11 классе. Для достижения дидактических целей в рамках изучаемой темы рассматриваются следующие вопросы:
- Понятие о скорости химической реакции;
- Понятие о химической кинетике;
- Факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ;
- Зависимость скорости химической реакции от температуры;
- Зависимость скорости химической реакции от давления;
- Зависимость скорости химической реакции от катализатора;
- Зависимость скорости химической реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
При рассмотрении зависимости скорости химической реакции от различных факторов уделяется развитию активных форм мыслительных операций: умений анализировать, абстрагировать и синтезировать полученную из текста учебного пособия информацию, делать правильные умозаключения и выводы, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Для достижения эффективности усвоения учебного материала на уроке целесообразно применение ИКТ-технологии, позволяющее осуществлять словесно-наглядно-практические методы обучения химии.