Урок-игра "Путешествие атомов". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: закрепить понятие степень окисления атомов.

Образовательные задачи:

  • развитие представлений о взаимодействии атомов при образовании химической связи;
  • формирование умения определять степень окисления атомов в простых и сложных веществах.

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, выделять главное, обобщать;
  • развитие внимания и логического мышления.

Воспитательные задачи:

  • формирование представления о познаваемости природы;
  • формирование умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, технология группового обучения.

Виды деятельности учителя и обучающихся: беседа, выполнение упражнений в игровой форме, анализ результатов.

Методы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: взаимодействие в парах сменного состава, взаимообучение и взаимооценка.

Оборудование:

  • доска, плакаты, таблица, карточки с заданием, путевые листы.

План урока:

1. Организационный момент, актуализация знаний о степени окисления.

2. Игра “Путешествие атомов”.

3. Анализ игры.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Урок начинается с опроса обучающихся с использованием плакатов по вопросам:

Что такое степень окисления? (Степень окисления – это условный заряд атома, образующийся при смещении общей электронной пары к ядру одного из атомов).

Далее обучающимся предлагается вспомнить правила определения степени окисления атомов в простых и сложных веществах.

Степень окисления атома в простом веществе равна нулю. Почему? (Сила притяжения общих электронных пар к ядрам обоих атомов одинакова).

Степень окисления атома в сложном веществе равна числу электронов атома, участвующих в образовании химических связей. Знак “+” ставится, если эти электроны смещены от ядра атома, знак “-” - если эти электроны смещены к ядру атома.

Как определить, к ядру какого атома смещены общие электронные пары? (по величине электроотрицательности).

2. Далее обучающимся предлагается поиграть в игру “Путешествие атомов”.

Правила игры.

На время игры каждый участник становится определенным видом атомов, написанном на карточке (например, Ваня - это натрий, Даша – это хлор). Атомы соседей по парте образуют вещество, т.е. Ваня и Даша образуют хлорид натрия.

Кроме карточки с названием атома каждому участнику игры выдается путевой лист “Рисунок1”, на котором нужно указать свою фамилию.

Задание. Каждому из пары нужно составить формулу вещества, используя только наименьшую или наибольшую валентность своего атома (промежуточные валентности атомов не учитываются); определить степень окисления своего атома в этом веществе и записать результат.

На это задание отводится 2 минуты. Далее соседи по парте обмениваются карточками атомов и на путевом листе соседа ставят резолюцию “верно” или “неверно” и подпись.

Дальше по хлопку происходит перегруппировка атомов в пределах ряда по кругу. Образуются новые пары. Задание повторяется с новыми атомами и новыми веществами. И так пять раз. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

3. Следующий этап урока. Учитель открывает таблицу с правильными ответами “Рисунок 2”. Происходит анализ путевых листов и выставление оценок.

Если у кого-то есть отметка “неверно”, проводится полный разбор отмеченного примера по плану:

1) валентность атомов, образующих вещество;

2) молекулярная формула вещества;

3) вещество простое или сложное;

4) атом с зарядом “-” (с наибольшей величиной электроотрицательности);

5) степени окисления атомов. Ответ исправляется или подтверждается.

4. Путевые листы собираются учителем. Обучающиеся записывают домашнее задание.