Классный час "Добрые имена в истории нашего района"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Данная работа, сценарий классного часа “Добрые имена в истории нашего района”, адресована учащимся начальных классов. В ходе подготовки и проведении классного часа, реализовывалась задача по созданию условий для формирования гражданской и нравственной позиций у учащихся начальных классов. Дети получали первичные сведения об историческом прошлом своего района, познакомились с названиями улиц, а также историческими личностями, в честь которых назвали эти улицы.

Цель: создание условий для знакомства учащихся с топонимикой своего района. Создание условий для формирования стремления у младших школьников познать историческое прошлое своего района.

Задачи:

  • формирование у детей образа родного края;
  • воспитание любви к Родине;
  • развитие у учащихся коммуникативных навыков;
  • сплочение детского коллектива.

Оборудование:

Ход урока

(слайд №1+ музыка)

I. Вводная беседа.

Ученик:

Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквях старинных
Вырастают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных -
Это - матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто царь-колокол поднимет?
Кто царь-пушку повернет?
Шляпу, кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный.
Коренной России град!

(слайд №2)

Ученик 1:

Москва-столица России. Столица - главный город государства. А мы живем этом прекрасном городе. И этот город – наша Родина.

Ученик 2:

Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано, с этим понятием? У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где все кажется ему особенным и родным.

Ученик 1:

Может быть, чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

(слайд №3)

2. Сообщение темы урока

Учитель:

Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа. Сегодня мы поговорим о “Добрых именах в истории района”.(надпись на слайде №3)

Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. С помощью проектора мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в разные уголки нашего района.

Как называется наш район? Совершенно верно, Южное Бутово.

(слайд №4)

(слайд №5)

История Бутова уходит корнями в далекое прошлое. Издревле территорию Бутова покрывал дремучий, непроходимый лес, прорезанный оврагами, балками и речками. Первое летописное упоминание об этих землях относится к 1339 году, когда великий московский князь Иоанн Данилович, по прозвищу Калита, завещал своим сыновьям село Астафьевское и Ясеновское.

А вы знаете, что такое топонимика?

(слайд №6)

Топониммика — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Из истории бутовских улиц

В Южном Бутове 64 улицы. Большая часть из них сохранила старые названия, еще до вхождения поселка Бутово в черту города Москвы.

Улица адмирала Лазарева (слайд №7)

Михаил Петрович Лазарев – русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет и первооткрыватель Антарктиды. Родился в дворянской семье. В 1800 г. поступил в морской кадетский корпус. По окончании учебы отправился в Англию. Затем вернулся в Россию. Принимал участие в русско-шведской воне (1808-1809 гг.) и Отечественной войне 1812 года. С 1813-1816 гг. командовал кругосветной экспедицией.

Улица Бульвар адмирала Ушакова (слайд №8)

Фёдор Фёдорович Ушакомв (1744—1817) — выдающийся русский флотоводец, адмирал. Фёдор Ушаков родился 24 февраля 1744 года в селе Бурнаково в небогатой дворянской семье. Окончил Морской кадетский корпус (1766), служил на Балтийском флоте. С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. С 1775 года командовал фрегатом. Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность.

Улица Горчакова (слайд №9)

Улица расположена между Чечерским проездом и улицей Поляны. Улица названа в 2000 году в память выдающегося дипломата и государственного деятеля России Александра Михайловича Горчакова (1798-1883 гг.). На дипломатической службе князь Горчаков А.И. с 1817 года. В 1856-1882 гг. - министр иностранных дел, участник создания "Союза трех императоров", обеспечил нейтралитет европейских держав в русско-турецкой войне.

Улица Бунинская аллея (слайд №10)

Иван Алексеевич Бунин родился 22.10.1870г. в Воронеже в дворянской семье. Систематического образования он не получил, о чем сожалел всю жизнь. Старший брат Юлий оказал большое влияние на формирование взглядов Ивана Алексеевича. Писать очерки, стихотворения начал рано. В 16 лет опубликовал свое первое стихотворение “Нищий”. В 1933г. Бунину была вручена Нобелевская премия по литературе. Так писатель приобрел мировую известность.

Улица Грина (слайд №11)

Алексамндр Грин (настоящие имя Алексамндр Степамнович Гринемвский) родился 23 августа 1880 , умер 8 июля 1932) — русский писатель. С детства Грин любил книги о мореплавателях, путешествиях, мечтал уйти в море матросом. Движимый этой мечтой, делал попытки бежать из дома. В 1896 г. по окончании четырехклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на судно. За свою жизнь перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале, солдатом.

Улица академика Понтрягина (слайд №12)

Названа в честь Льва Семеновича Понтрягина (1908 - 1988). В 13 лет он потерял зрение, но нашел в себе силы продолжить образование. Ему принадлежат труды по топологии, теории непрерывных групп, фундаментальные труды по математике. В 1969 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий.

Ученик:

Как интересно! А еще что-нибудь расскажите о нашем районе.

Учитель: С удовольствием. Но сначала, мне бы хотелось выяснить, как вы усвоили первую часть моего рассказа. Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины. (слайд №13)

ВИКТОРИНА

- Как называется наука, изучающая название городов, улиц, рек, озер? ТОПОНИМИКА

- Как звали писателя, получившего Нобелевскую премию по литературе? БУНИН И. А.

- Кто участвовал в экспедиции, открывшей Антарктиду? ЛАЗАРЕВ М. П.

- Заслуги какого полководца не были оценены императором Александром I? УШАКОВ Ф.Ф.

- Кто из российских писателей в детстве мечтал убежать из дома, а в юности перепробовал множество профессий прежде чем стать писателем? ГРИН

Учитель:

Молодцы. Вы внимательно слушали и многое запомнили. Тогда продолжаем путешествие по нашему району.

Учитель:

(слайд №14)

"Памятник павшим воинам"

“Бессмертным воинам, павшим в боях за Родину в Отечественную войну 1941-1945”. Памятник стоит недалеко от церкви Рождества Христова. Ко всем памятным датам учащиеся окрестных школ, в том числе и наша, преподносят в знак уважения цветы.

(слайд №15)

Бутовская линия легкого метро

Уникальное для России транспортное сооружение, первый опыт строительства высокоскоростного надземного транспорта. Большая часть линий легкого метро проходит по открытой местности, несмотря на это жители района полностью защищены от шума поездов. На эстакадах установлены шумопоглощающие и шумоизолирующие панели из современных материалов, рельсы уложены на щебеночный балласт, который, в свою очередь, размещен на шумоизолирующих ковриках из специально разработанного материала.

Учитель:

(слайд №16 №17)

Давайте внимательно рассмотрим герб района. Что же там изображено?

Серебряная стена в виде бутовых камней - гласный символ отражающий название района и активное жилищное строительство, благодаря которому возник район. Золотые ворота - символ расположения района на южной границе города, являющегося “воротами” Москвы по автомобильной и железной дорогам. Раскрытые ворота свидетельствуют о доброжелательности и гостеприимстве жителей района.

Учитель:

(слайд №18)

Достопримечательности и традиции

История появления Храма Рождества Христова в Чернево уходит в глубокое прошлое. Уже в XVII веке здесь стояла деревянная церковь. К 1722 году строительство нового каменного храма Христорождественской церкви было завершено.

В 1974 году государство взяло Храм под охрану, объявив памятником архитектуры и после реконструкции 1994-1995 гг. храм вновь принимает своих прихожан.

Ученик 1:

Да, очень интересное путешествие у нас получилось.

Ученик 2:

Что мы Родиной Зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Ученик 1:

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Ученик 2:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Ученик 3:

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Вот такой наш родной уголок – Южное Бутово. Красивый, милый сердцу уголок Москвы, со своими традициями, праздниками, памятными местами. Давайте сохраним и преумножим богатство земли родной. Урок окончен.