В настоящее время музейная деятельность по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Школьный музей является частью образовательного пространства, он координирует патриотическое, гражданское и общекультурное воспитание учащихся. Безусловно, в работе нашего школьного музея “История военной медицины” мы используем известные традиционные формы работы: экскурсии, лекции, передвижные выставки, классные часы, уроки Мужества, и многие другие формы занятий.
Однако, чтобы быть востребованным сегодняшним поколением детей и подростков, музей должен быть мобильным, находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но главное, новых форм и методов общения посетителя с музейными ценностями, которые позволят заинтересовать современную детскую аудиторию. Сегодня на экскурсии в музей приходят дети, значительно отличающиеся от своих сверстников, которые посещали музей 10–15 лет назад. Современных детей с рождения окружают интеллектуальные игрушки, компьютерные игры и свободный доступ в Интернет, где без труда можно почерпнуть информацию о любом предмете, который раньше можно было увидеть только в музее. Исходя из этого, мы понимаем, что музей должен предложить такой уникальный продукт, который сможет составить достойную конкуренцию индустрии развлечений. Поэтому нашей основной задачей стал поиск новых методов работы с детской аудиторией.
Так как для ребенка основной формой познания окружающего мира является игра, мы решили использовать этот вид деятельности в работе с посетителями нашего музея. Одна из инновационных форм работы в данном направлении – интерактивная игра.
Что же такое интерактивная игра и метод интерактивного обучения в целом?
Понятие “интерактивный” происходит от английского “interact” (“ inter” - “взаимный”, “act” - “действовать”). То есть интерактивное занятие предполагает взаимодействие. Это метод, при котором “все обучают каждого и каждый обучает всех” (по В.С.Дьяченко) Использование интерактивной модели работы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В музейной деятельности такая работа предполагает не только одностороннее получение знаний: “экскурсовод – посетитель”, но и их активное взаимодействие, в том числе с привлечением музейных средств и музейных экспонатов.
Хочется отметить, что интерактивная игра позволяет решать одновременно несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки,
- помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися,
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает активно работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
- способствует развитию умения анализировать ситуации
- учит критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации
Использование интерактива, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, а также даёт возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как аргументируют свою мысль и так далее.
Ещё одной очень важной особенностью интерактивной игры или любого интерактивного занятия в музее является его универсальность и вариативность, так как, в зависимости от возраста учащихся, на основе одного и того же экспозиционного материала можно проводить занятия по разным темам для разных групп учащихся в соответствии с их интересами и учебно-воспитательными целями, поставленными педагогами.
В школьном музее “История военной медицины” ГБОУСОШ № 2014 мы разрабатываем и проводим занятия с учётом специфики именно нашего музея. Это такие игры, как “Судьба человека”, “Сумка медика”, “Кадр за кадром”
К примеру, в нашем музее разработана интерактивная игра “Сумка медика”, которую мы вам продемонстрируем по окончании выступления. На основе этой игры мы проводим занятия для младших школьников по теме “Профилактика гриппа и ОРВИ”, для школьников среднего звена - “Оказание первой помощи при порезах, ушибах, ожогах”, для старшеклассников – “Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему”, тем самым осуществляя интегрирование музейной педагогики, воспитательной работы и урочной деятельности.
Очень большой интерес у посетителей нашего музея вызывает интерактивная игра “Кадр за кадром”, которую мы проводим в музее после тематических экскурсий, посвящённых развитию отечественной медицины с 19 века до современности
Цели проведения игры:
- Формирование представлений о развитии медицины в первой половине XIX века.
- Закрепление знаний, полученных на уроках истории и на экскурсиях в школьном музее.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к истории Отечества.
- Развитие чувства сопричастности к событиям истории.
Суть игры заключается в том, что после проведения экскурсии в школьном музее и лекций на уроках истории по темам “ Н.И. Пирогов – основоположник военно – медицинской хирургии”, “Основание общины сестёр милосердия”, “Развитие медицины первой половины XIX века” учащимся предлагается рассмотреть специально подготовленные фотографии, с использованием экспозиций и экспонатов музея. Снимки изначально сделаны с некоторыми фактическими ошибками ( на фотографиях есть медицинские предметы и предметы быта, не относящиеся к данному периоду времени).
Задача учащихся, рассмотрев фотографии, найти ошибки и рассказать, в чём они заключаются. А также отметить кадры, отражающие реальные факты истории.
Приложение: Презентация, иллюстрирующая проведение интерактивных игр в музее.
Мастер-класс
Игра “Сумка медика”
Тема № 1 (для учащихся начальной школы) “Профилактика простудных заболеваний и гриппа”
Цели и задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни
- Разъяснение учащимся правил гигиены
- Закрепление знаний, о предметах, которые должны находиться в сумке медика.
- Закрепление знаний о полезных свойствах некоторых продуктов.
Ход занятия
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня мы проведем интерактивную игру “Сумка медика”.
А начать хочется вот с чего:
На протяжении многих лет, мы изо дня в день говорим друг другу “Здравствуйте”.
Как вы думаете, какой смысл заключён в этом слове? (ответы детей)
Вывод:
Действительно, ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи, мы говорим: “Здравствуйте”, - тем самым передаём друг другу частичку собственного благополучия: здоровья, радости и счастья. Мы как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии энергией жизни.
Но не менее важно и то, как мы прощаемся ! Если при встречи мы говорим, здравствуйте, то прощаясь, мы скажем: Спрашиваем у детей? (“Будь здоров”)
Но как бы мы не желали друг другу здоровья, на всём протяжении своего существования человечество сталкивалось с проблемами здоровья, а именно с простудными заболеваниями. Сегодня мы будем говорить о профилактике простудных заболеваний.
Кашель, насморк, боль в горле, недомогание – всё это – неприятные симптомы простудного заболевания, которое может надолго лишить вас привычных удовольствий: игр, прогулок, развлечений, общения с друзьями. Так что же необходимо делать, чтобы не заболеть или, по крайней мере, поскорее выздороветь.
Меры достаточно просты, только выполнять их необходимо регулярно.
А кто следит за нашим здоровьем? (врачи и мы сами)
С помощью чего лечат врачи? (с помощь медицинских препаратов)
А знаете, что это за предмет у меня в руках и его предназначение?
(сумка медика, в которой находятся медицинские препараты)
Заболевания бывают разные - значит в сумке могут лежать разные предметы.
Интересно, а что сегодня будет лежать в этой сумке?
Ведь должно там лежать то, что относится к медицинским средствам профилактики простудных заболеваний.
А содержимое сумки придется наполнить вам.
Из предметов, лежащих на столе, вы должны выбрать те, которые относятся к медицинским средствам профилактики простудных заболеваний.
Дети выбирают необходимые предметы: витамины, вакцина, шприц, пипетка, капли, спреи, градусник, спиртовые салфетки, вата, марлевая повязка - и объясняют, для чего они нужны. Педагоги при необходимости дополняют их ответы, поясняют, помогают делать выводы.
Когда сумка будет заполнена, на столе остаются предметы, которые используются в народной медицине: лимон, чеснок, лук, мед, апельсин, горчица сухая, клюквенный морс, малина.
Ведущие задают вопрос: “Каким образом предметы, оставшиеся на столе, связаны с медицинскими средствами, которые вы положили в сумку”.
Дети рассказывают, что они знают о полезных свойствах этих предметов.
Данные предметы относятся к народным средствам профилактики простудных заболеваний. Лимон, чеснок, лук, мед, апельсин, горчица сухая, клюквенный морс, малина помогают укрепить организм, бороться с вирусами, снизить температуру.
Давайте же подведём итог!
Каждый человек должен заботиться о своём здоровье.
А главное, обращаем ваше внимание на то, что, даже если мы знаем много средств профилактики простудных заболеваний, необходимо обратиться за квалифицированной помощью к врачу.
А теперь мне хочется Вас поблагодарить за внимание! Будьте здоровы!!!!
Примечание: тема игры может меняться в зависимости от направленности работы музея, возраста обучающихся и проводимых экскурсий.
И в заключение хочется показать вам фотоальбом нашего музея. Приложение 2.