Обобщающий урок химии по теме "Электролитическая диссоциация веществ". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока:

I. Образовательные:

  1. Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация.
  2. Обобщить и углубить  знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД.
  3. Отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.

II. Развивающие:

  1. Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
  2. Развивать умение проводить  химический эксперимент.

III.Воспитывающая

  1. Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
  2. Прививать  интерес к  химии

 Тип урока: обобщающий

Оборудование:

  • Интерактивная доска, медиапроектор, компьютер
    (при разработке презентации использованы материалы из Интернета);
  • таблица растворимости;

На столах учащихся :

  • маршрутные листы;
  • прибор для проверки электропроводности растворов;
  • пробирки в штативах;
  • реактивы: растворы сахара, спирта, H2 SO4, HCl, NaOH, Ca(OH)2 , Na2CO3,  NaCl, BaCl2, AgNO3, мраморная крошка, универсальная индикаторная бумага. 

Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу.
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше  с каждым разом!»

Ход урока

I. Организационный момент
До начала урока на столы учащихся разложить инструкции, листы бумаги размером А3, цветные маркеры, оборудование и реактивы для лабораторных опытов.
В течение урока за устные  ответы учащиеся получают цветные карточки: красную, синюю, зеленую или черную, соответствующие оценке.

 Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в  экспедицию по островам королевства Диссоциации. Нам предстоит впереди большая исследовательская  работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию.

I. Проверочный тест

(Приложение 1)

III. «Выращивание» цели по теме урока
Беседа с классом по теме урока по плану: Что? Как? Зачем?
(План урока записывается на доске)
Учитель обобщает и ставит общую цель:
Итак, цель нашей экспедиции: познакомиться с «обитателями»  островов королевства Диссоциации и убедиться, что между ними существует генетическая взаимосвязь.
Будут сформированы 3 рабочие группы, которые должны будут  наблюдать, изучать, записывать и к концу экспедиции весь накопленный материал обобщить  и выступить с ним.
Формирование групп, распределение обязанностей между членами группы.
Группа №1  работает по теме «Кислоты с точки зрения ТЭД».
Группа №2  работает по теме «Основания с точки зрения ТЭД».
Группа №3  работает по теме «Соли с точки зрения ТЭД ».
По прибытию каждой команде нужно весь материал обработать и сдать для отчета.

IV. Актуализация знаний учащихся
1 этап «Вручение карт–маршрутов»

(Приложение 2)

Инструктаж по технике безопасности.

2 этап – исследовательский,  выбор направления пути
Учитель: На вашем пути  встретится два острова «Электролит» и «Неэлектролит». Опытным путем определить правильный путь.

Выполнение  лабораторного опыта №1 по инструкционной карте.(Приложение 3)
Группа №1. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, соляная кислота или спирт, будет являться электролитом. 
Группа №2. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, гидроксид натрия или сахар, будет являться электролитом.
Группа №3. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, хлорид натрия (поваренная соль) или сахар, будет являться электролитом.

Беседа с классом   по теме «Электролитическая диссоциация»                   

3 этап – исследовательский, путешествие по островам «Классы неорганических соединений».
Учитель: Вы приближаетесь к островам «Кислоты», «Основания», «Соли», но они охраняются драконом, который уже несколько лет держит в страхе местных жителей и чтобы попасть на остров, его нужно победить.
Капитан каждой команды подходит к  дракону (нарисован на бумаге и прикреплен на доске), отрезает одну из голов, на которой находится задание.

Каждая группа выполняет лабораторный опыт №2.   (Приложение 3)       

Группа №1. Даны три пробирки с растворами гидроксида калия, соляной и серной кислот.  Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится серная кислота.
Группа №2. Даны три пробирки  с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция.
Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид  кальция.
Группа №3.  Даны две пробирки с растворами солей хлорида натрия и карбоната  натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия.

Беседа с классом по теме «Классы соединений с точки зрения ТЭД»         

4 этап – исследовательский, путешествие по острову «Реакции ионного обмена».
Учитель: Итак, мы подплываем к столице государства «Ионного обмена». Это современный, высокоразвитый город. Экологическая обстановка в нем неблагополучная.
Вам предстоит выяснить причины загрязнения атмосферы и воды и предложить свои методы очистки.

Каждая группа выполняет лабораторный опыт №3 (Приложение 3)

Задания группе №1 по проблеме «Кислотные дожди».
Доказать опытным путем, что кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Показать опытным путем превращение мрамора в гипс.

Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов.
Задание для группы №2
Исследовать сточные воды реки на наличие катионов  Вa ² +.

Задание для группы №3 по проблеме закисления почв.
Исследовать почву на наличие анионов SО4 ²-  и предложить метод возрождения этих земель.
Беседа с классом по теме «Реакции ионного обмена»                                  

5 этап  «Химическая эстафета», генетическая взаимосвязь между классами соединений.
Учитель: На вашем пути встречается речка, через которую переброшен мостик, пройти по нему может только один человек.
Учащиеся  в группе выполняют задание №3 по карте – инструкции.     (Приложение 3)

( Можно записать задание на доске и учащиеся по одному от каждой команды  быстро выходят и записывают уравнение реакции, рассматривая его с точки зрения или ОВР или  ТЭД).

Группа №1          S → SO2  → H2SO3 → Na2SO3

Группа №2         Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСО3

Группа №3         CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

6 этап «Подведение итогов экспедиции»

Учащиеся каждой группы по своей теме, полученной в начале урока, делают сообщение, подводят итоги путешествия (на ватмане в течение урока делались соответствующие записи и схемы).

V.  Рефлексия

VI. Подведение итогов урока
       Домашнее задание

(Презентация)