Цели урока:
I. Образовательные:
- Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация.
- Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД.
- Отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.
II. Развивающие:
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
- Развивать умение проводить химический эксперимент.
III.Воспитывающая
- Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
- Прививать интерес к химии
Тип урока: обобщающий
Оборудование:
- Интерактивная доска, медиапроектор, компьютер
(при разработке презентации использованы материалы из Интернета); - таблица растворимости;
На столах учащихся :
- маршрутные листы;
- прибор для проверки электропроводности растворов;
- пробирки в штативах;
- реактивы: растворы сахара, спирта, H2 SO4, HCl, NaOH, Ca(OH)2 , Na2CO3, NaCl, BaCl2, AgNO3, мраморная крошка, универсальная индикаторная бумага.
Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять,
Ответить можно сразу.
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!»
Ход урока
I. Организационный момент
До начала урока на столы учащихся разложить инструкции, листы бумаги размером А3, цветные маркеры, оборудование и реактивы для лабораторных опытов.
В течение урока за устные ответы учащиеся получают цветные карточки: красную, синюю, зеленую или черную, соответствующие оценке.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию по островам королевства Диссоциации. Нам предстоит впереди большая исследовательская работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию.
I. Проверочный тест
III. «Выращивание» цели по теме урока
Беседа с классом по теме урока по плану: Что? Как? Зачем?
(План урока записывается на доске)
Учитель обобщает и ставит общую цель:
Итак, цель нашей экспедиции: познакомиться с «обитателями» островов королевства Диссоциации и убедиться, что между ними существует генетическая взаимосвязь.
Будут сформированы 3 рабочие группы, которые должны будут наблюдать, изучать, записывать и к концу экспедиции весь накопленный материал обобщить и выступить с ним.
Формирование групп, распределение обязанностей между членами группы.
Группа №1 работает по теме «Кислоты с точки зрения ТЭД».
Группа №2 работает по теме «Основания с точки зрения ТЭД».
Группа №3 работает по теме «Соли с точки зрения ТЭД ».
По прибытию каждой команде нужно весь материал обработать и сдать для отчета.
IV. Актуализация знаний учащихся
1 этап «Вручение карт–маршрутов»
Инструктаж по технике безопасности.
2 этап – исследовательский, выбор направления пути
Учитель: На вашем пути встретится два острова «Электролит» и «Неэлектролит». Опытным путем определить правильный путь.
Выполнение лабораторного опыта №1 по инструкционной карте.(Приложение 3)
Группа №1. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, соляная кислота или спирт, будет являться электролитом.
Группа №2. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, гидроксид натрия или сахар, будет являться электролитом.
Группа №3. Опытным путем докажите, какое из выданных вам веществ, хлорид натрия (поваренная соль) или сахар, будет являться электролитом.
Беседа с классом по теме «Электролитическая диссоциация»
3 этап – исследовательский, путешествие по островам «Классы неорганических соединений».
Учитель: Вы приближаетесь к островам «Кислоты», «Основания», «Соли», но они охраняются драконом, который уже несколько лет держит в страхе местных жителей и чтобы попасть на остров, его нужно победить.
Капитан каждой команды подходит к дракону (нарисован на бумаге и прикреплен на доске), отрезает одну из голов, на которой находится задание.
Каждая группа выполняет лабораторный опыт №2. (Приложение 3)
Группа №1. Даны три пробирки с растворами гидроксида калия, соляной и серной кислот. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится серная кислота.
Группа №2. Даны три пробирки с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция.
Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид кальция.
Группа №3. Даны две пробирки с растворами солей хлорида натрия и карбоната натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия.
Беседа с классом по теме «Классы соединений с точки зрения ТЭД»
4 этап – исследовательский, путешествие по острову «Реакции ионного обмена».
Учитель: Итак, мы подплываем к столице государства «Ионного обмена». Это современный, высокоразвитый город. Экологическая обстановка в нем неблагополучная.
Вам предстоит выяснить причины загрязнения атмосферы и воды и предложить свои методы очистки.
Каждая группа выполняет лабораторный опыт №3 (Приложение 3)
Задания группе №1 по проблеме «Кислотные дожди».
Доказать опытным путем, что кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Показать опытным путем превращение мрамора в гипс.
Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов.
Задание для группы №2
Исследовать сточные воды реки на наличие катионов Вa ² +.
Задание для группы №3 по проблеме закисления почв.
Исследовать почву на наличие анионов SО4 ²- и предложить метод возрождения этих земель.
Беседа с классом по теме «Реакции ионного обмена»
5 этап «Химическая эстафета», генетическая взаимосвязь между классами соединений.
Учитель: На вашем пути встречается речка, через которую переброшен мостик, пройти по нему может только один человек.
Учащиеся в группе выполняют задание №3 по карте – инструкции. (Приложение 3)
( Можно записать задание на доске и учащиеся по одному от каждой команды быстро выходят и записывают уравнение реакции, рассматривая его с точки зрения или ОВР или ТЭД).
Группа №1 S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3
Группа №2 Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСО3
Группа №3 CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
6 этап «Подведение итогов экспедиции»
Учащиеся каждой группы по своей теме, полученной в начале урока, делают сообщение, подводят итоги путешествия (на ватмане в течение урока делались соответствующие записи и схемы).
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание