Разработчики программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 “Тургай” Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, руководитель изостудии “Апельсин” Булгакова Ю.Ю. |
Исполнители |
|
Пояснительная записка | Изостудия – это особая среда,
способствующая развитию
эмоционально-чувственного мира ребенка, где он
ощущает себя защищенным и свободным в своих
суждениях. Особенно если рядом родной человек
мама или папа. Совместное творчество детей и
родителей открывает новые возможности для
сближения вокруг интересов и потребностей самой
семьи, взаимной ответственности родителей и
педагогов за принятие решений, способных
улучшить качество образовательных услуг. Достижению психологического здоровья дошкольников и их родителей способствуют игры: психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. Микроклимат изостудии формирует у участников коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Как утверждает В. Оклендер, “рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Цель наших занятий – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты. Процесс и результат художественно-творческой деятельности это способ познания мира и средство эмоционального выражения чувств. Художественно-творческая деятельность детей содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление, реализация идеи в продуктивной деятельности. Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Дошкольник учится проявлять сою индивидуальность в сотворчестве с родителями. |
Цель программы | 1. Усиление способности родителей
к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир
своего ребенка. 2. Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека. |
Задачи программы | 1. Создать благоприятные условия
для развития эстетического, эмоционального
положительного восприятия искусства. 2. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой совместной деятельности. 3. Формировать эстетическое отношение к действительности детей и родителей. 4. Общение детей, педагогов, родителей через художественно-творческую деятельность. 5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. 6. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания дошкольников. |
Формы педагогической деятельности | Индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, элементы проектного обучения |
“Кодекс группы” | Предмет дискуссии - дети и
способы взаимодействия с ними родителей Все члены группы имеют право на свободное участие и свободное самовыражение любыми средствами творческой активности Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации |
Типы организованной образовательной деятельности в группе | Деятельность по сообщению детям
и родителям новых знаний и ознакомлению их с
новыми способами изображения; Деятельность направленная на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений; Творческая деятельность, в процессе которой дети и родители включаются в поисково-творческую работу |
Принципы построения образовательной деятельности | Доступности изучаемого
материала для детей и родителей. (“Главные
творцы” – дети, взрослый - активный соучастник и
помощник). Эмоционально-насыщенная тематика встреч. Привлекательность и занимательность содержания. Вариативно-дифференцированное содержание. Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального “семейного творчества”. Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми. |
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам “Изобразительное искусство”, “Познавательное развитие” и интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников. | |
Создание педагогических условий | Построение развивающей
предметно-пространственной среды совместно с
родителями. Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности. Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога. Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с родителями и в самостоятельной детской деятельности. |
Направления работы | Развитие воображения через
нетрадиционные приемы и техники ТРИЗ. Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов, художественным материалом. Создание плоскостных, объемных, полуобъемных художественных образов из различных материалов. Рисование предметное, сюжетное, декоративное, ассоциативное. |
Ожидаемый результат | В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются творческие возможности дошкольников и родителей, формируется толерантное сознание, принимающее разнообразие и уникальность семей. |
Программа по совместной
художественно-творческой деятельности
дошкольников и родителей базируется на
следующих программах :
|
|
Развитие изобразительной деятельности строиться на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности своих родителей | |
Организация образовательной деятельности | Занятие проводятся один раз в неделю совместно с родителями, продолжительность 40 минут (время варьируется от степени подготовки участников к сложности решаемых задач). Группу могут посещать один или сразу двое родителей. Это могут быть и лица (близкие родственники), непосредственно занимающиеся воспитанием ребенка. |
Объекты взаимодействия участников | Материал, цвет, звук, эмоции, чувства, движения, линия, форма, фактура, пространство, образы реальных и сказочных героев. |
План совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей
Месяц | № Занятия | Виды детской деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Интеграция творческой
деятельности взрослых Цель: выработка у взрослых соответствующих навыков для реализации художественно-творческой деятельности совместно с детьми |
Интеграция музыки, драматургии, литературы, изобразительного искусства - основное средство развития творческой направленности участников студии | |||||
О К Т Я Б Р Ь |
1 | Предметное рисование отпечатками листьев (гуашь) (Педагогическая диагностика) | “Увлекательные превращения” (сказочные человечки, бабочки-красавицы…) | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, способности к интеграции – раскрытию одного образа. Познакомить участников с техникой смешивания гуашевых красок с водой на палитре. | Составить рифмованный текст к рисунку,
слоган.
Пример “Начинается игра: радость, краски, мама, Я” |
2 | Объемная аппликация из бумажных салфеток | “Осенний натюрморт” (“Ветка рябины”, “ Подсолнухи”, “Гроздь винограда”…) | Создать условия для отражения в работе знакомых предметов. Выявить уровень способностей к декоративной композиции. | Игра “ Психология цвета” Цель: подвести человека через его ощущения цвета и субъективный образ к цветопониманию и цветосочетанию |
|
3 | Коллективное рисование мятой бумагой с элементами аппликации / через сетку, ватными палочками, восковыми мелками | “Пусть говорят осень холодна, а для меня в золоте она” | Развивать композиционные умения-создавать осеннюю композицию. Познакомить с новыми техниками рисования. | Минутки поэзии (чтение стихов), подбор эпитетов. | |
4 | Рисование скотчем | “Авангард” коврик | Познакомить участников с декоративными оформительскими техниками (мозаика). Учить составлять гармоничную многоцветную композицию. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера. Совершенствовать изобразительную технику. | Музыкальная пауза. Игра на музыкальных
инструментах. Цель: подбор музыкального эквивалента для абстрактного представления продукта творческой деятельности |
|
Н О Я Б Р Ь |
5 | Декоративное рисование с элементами письма на полусфере (фломастер) | “Такие разные зонтики” | Учить детей рисовать узоры на полусфере. Показать связь с орнаментом и формой украшаемого изделия. Развивать чувство ритма, формы, композиции. Готовить руку к письму - учить уверенно без отрыва проводить прямые и волнистые линии | Хореографическая импровизация с
зонтиком. Цель: почувствовать ощущение полета зонтика в характере его цвета и композиции рисунка. |
6 | Рельефная лепка из соленого теста | “Дерево жизни” | Учить создавать композицию из соленого теста. Продолжать знакомить участников с техникой рельефной лепки из соленого теста. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. | Презентация и дегустация печенья “Моя семья” | |
7 | Сюжетное рисование ТРИЗ под музыку | “Веселая жизнь знакомых предметов” (ножницы, коробочки, шпульки) | Формировать культуру “творческой личности” (самореализации). Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание. | Музыкально-пластический этюд “Часть и
целое”. Цель: воспроизведение отдельных точек, звуков на музыкальном инструменте, разбивка движений на составляющие жесты |
|
8 | Конструирование из полоски бумаги и гофрированного картона | “Домашние любимцы” | Создавать условия для изображения детьми и родителями образов любимых животных из полоски бумаги. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук. | Игра на эмоционально-личностное
развитие “Зверинец” (Анималотерапия). Цель: развитие коммуникативных способностей участников, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов |
|
Д Е К А Б Р Ь |
9 | Сюжетное рисование сырым мелом на сухой тонированной бумаге | “Первый снег” | Познакомить с техникой рисования мелом. Учить создавать образы зимних деревьев. Формировать композиционные умения. Поощрять участников воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства. | Арт-терапевтическая техника
“Снегопад” Цель: использование резервов своего тела в создании абстрактного образа с использованием шифоновой ткани (двигательная терапия, кружение) |
10 | Сюжетное рисование с элементами объемной аппликации (соль) | “Аквалангист”, “Аквалангист и кораллы” | Продолжать учить изображать человека в движении, передавая особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом). Развивать чувство формы и композиции. | Музыкальная игра “Шум моря”. Цель: дать представление о звуке. Показать способы извлечения звука из подручных материалов (бумага, стакан с водой, камушки..). |
|
11 | Предметное рисование пластилином | “Сказочная птица” | Совершенствовать умение рисовать знакомые формы птиц. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. | ||
12 |
Полуобъемная декоративная аппликация-коллаж с элементами дизайна (национальный орнамент) | Подиум Д’арт “Модная Коллекция зимы” | . Продолжать знакомить детей с элементами национальных орнаментов. Создавать условия для творческой самореализации. Воспитывать интерес к народной культуре. Вызвать у детей интерес к изготовлению элементов зимнего национального костюма. Воспитывать художественный вкус при создании элементов костюма и аксессуаров. Развивать чувство формы, цвета. | Показ моделей зимней одежды “Народное дефиле” | |
Я Н В А Р Ь |
13 | Декоративное рисование восковыми мелками | “Морозные узоры” | Учить рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Применять различные декоративные элементы (точка, завиток, круг, сетка, волнистая линия, цветок, петля). Развивать воображение, чувство цвета, формы, композиции. Создавать условия для рисования фантазийных узоров. Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус | Выставка презентация вязанных салфеток и кружев “Снежинки” |
14 | Аппликация и рисование – фантазирование | “Домик с трубой и фокусник дым” | Учить детей создавать фантазийные образы. Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске. | Психогимнастика Цель: развитие выразительности жеста, наблюдательности, рефлексии, умения вживаться в образ, снятие двигательной расторможенности |
|
15 | Предметное рисование на одноразовых тарелках с элементами объемной аппликации | “Смешарики” | Учить рисовать образы на основе круглой формы. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. | Игровая сказкотерапия. Коллективное
сочинение сказки про Смешариков. Цель: передача своего внутреннего мира, самовыражение через различные виды творчества |
|
16 | Декоративное рисование пластилином | “Жар птица” | Учить рисовать сказочные сюжеты. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. | Игра “Синестезия” Цель: демонстрация телодвижений, соответствующих собственным ощущениям и выражающих определенный цвет |
|
Ф Е В Р А Л Ь |
17 | Предметное рисование. Чеканка | “Богатыри” | Учить изображать богатыря самостоятельно, дополнять фигурку различными декоративными элементами (шлем, щит, меч) | |
18 | Декоративное рисование на круге | Мандала “Колесо удачи” | Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус. | Работа с элементами симультанного
восприятия Цель: формирование целостного восприятия объекта, развитие творческого мышления, воображения, фантазии |
|
19 | Сюжетная аппликация из бумаги и ткани | “Сон моего папы” | Продолжать учить создавать выразительные образы, сочетая разные техники изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Фото-выставка детских фотографий пап “Когда я был ребенком” | |
20 | Ознакомление с техникой изображения ниточкой | “Картинки-загадки” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Сказкотерапия Цель: активизировать ресурсы потенциала личности. Создание сказочной обстановки в которой реализуются мечты и проявляется чувство защищенности. |
|
М А Р Т |
21 | Коллаж к празднику с дорисовыванием | “Королева – мама” | Продолжать учить рисовать портрет , передавая особенности внешнего вида, характер, настроение. Продолжить знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Фото-коллаж “Милая, родная, дорогая” Цель: композиционная интерпретация звука, цвета, запаха. |
22 | Предметное рисование, рельефная лепка | “Моя буква”, “Веселый алфавит” | Закрепить представление детей о начертании букв, показать. Что буквы можно не только писать, но и рисовать, лепить разными способами.. Предложить передать конфигурацию знакомых букв разными способами. Оформить букву по своему желанию | Психотерапевтическая игра “Выдерни
соломинку” Цель: “Налаживание” отношений между ребенком и взрослым |
|
23 | Рисование мыльными пузырями под музыку | “Живые пузырьки” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Фото-выставка “Чистюля” | |
24 | Рисование пальчиками и ладошками | “Шлеп-шлеп, хлоп-хлоп” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | “Золотые ручки” Показ моделей перчаток, рукавичек, варежек и украшений для рук (браслеты, кольца…) |
|
А П Р Е Л Ь
М А Й |
25 | Ознакомление с техникой ФРОТТАЖ. Восковые мелки | “Мой мир” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Рисунок-игра Цель: снижение уровня тревоги, вовлечение участников в интересное для них занятие |
26 | Сюжетное рисование печатью (кирпичиком) | “Мой ДОМ – моя крепость” | Познакомить с техникой печатания кирпичиком. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять свой замысел. Развивать чувство композиции. | Фото-коллаж “Родительский дом” | |
27 | Сюжетное рисование влажным по влажному с солью | “Весеннее настроение” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Хореографическая импровизация с
шифоновым шарфом. Цель: помочь организовать свои двигательные невербальные реакции и активизировать речевую экспрессию, основанную на психомоторике и воображении |
|
28 | Ознакомление с техникой восковой вытяжки | “Яркие лучики”, “ Сказочные цветы” | Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Игра “Найди цветок своего ребенка” Цель: анализ продуктов детской деятельности, с целью расширения представления о творчестве маленького художника. |
|
31 | Ассоциативное рисование разнообразными художественными материалами по собственному предпочтению | “Мое сердце”, “Моя душа” | Учить создавать совместные образы от услышанного звука, прикосновения к какой либо поверхности, от вкуса, запаха. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать художественный вкус. | Импровизированное обсуждение совместных работ. Размышления о “душах, сердцах” детей и взрослых. | |
32 | Декоративная аппликация (прорезной декор) | “Салфетка под вазу” | Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам. Развивать чувство композиции(строить узор чередуя элементы).Подбирать сочетающиеся цвета. | “Рисование с помощью клубка” Цель: Развитие творческих способностей и повышение самооценки |
|
33 | Свободное рисование (творческое) | “Солнечные зайчики” | Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. | Релаксация. Игра с солнечными зайчиками | |
34 | Коллективная работа (рисование, лепка,аппликация, барельеф) | “Космические просторы” | Совершенствовать умение изображать фигуру человека разными способами, соответствующую экипировку. Учить передавать фигуру человека в движении. | Подбор текста к детским картинкам и составление книги “Космические фантазии” |
План взаимодействия педагога по изобразительной деятельности с воспитателями и другими специалистами МБДОУ
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Совместное с воспитателями формирование групп детей и родителей, посещающих изостудию |
Октябрь | Совместное проведение диагностики детей, посещающих изостудию |
Ноябрь | Организация выставки творчества детей “Осенние фантазии”. Совместное оформление зала к осеннему утреннику |
Декабрь | Организация выставки совместного творчества детей и педагогов. Совместное оформление зала к новогоднему утреннику. Изготовление костюмов |
Январь | Консультация с психологом по вопросам диагностики и усвоению программы детьми, посещающих изостудию |
Февраль | Совместное изготовление подарков ко дню защитников отечества. Совместное оформление зала к утреннику. Изготовление костюмов |
Март | Совместное изготовление подарков ко дню 8 марта Совместное оформление зала к утреннику. Изготовление костюмов |
Апрель | Организация выставки детского творчества “Капель” |
Май | Консультация с психологом по диагностике детей и её результатам |