Совместная художественно-творческая деятельность детей и родителей в изостудии

Разделы: Работа с дошкольниками


Разработчики программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 “Тургай” Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, руководитель изостудии “Апельсин” Булгакова Ю.Ю.
Исполнители
  • Заведующая МБДОУ № 24 “Тургай”
  • старший воспитатель, руководитель изостудии “Апельсин” Булгакова Ю.Ю.
  • воспитатели подготовительной к школе группы
Пояснительная записка Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Особенно если рядом родной человек мама или папа. Совместное творчество детей и родителей открывает новые возможности для сближения вокруг интересов и потребностей самой семьи, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг.

Достижению психологического здоровья дошкольников и их родителей способствуют игры: психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. Микроклимат изостудии формирует у участников коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Как утверждает В. Оклендер, “рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Цель наших занятий – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты. Процесс и результат художественно-творческой деятельности это способ познания мира и средство эмоционального выражения чувств. Художественно-творческая деятельность детей содержит все этапы познания, присущие взрослым:

созерцание, размышление, реализация идеи в продуктивной деятельности.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Дошкольник учится проявлять сою индивидуальность в сотворчестве с родителями.

Цель программы 1. Усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка.

2. Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека.

Задачи программы 1. Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.

2. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой совместной деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к действительности детей и родителей.

4. Общение детей, педагогов, родителей через художественно-творческую деятельность.

5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

6. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания дошкольников.

Формы педагогической деятельности Индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, элементы проектного обучения
“Кодекс группы” Предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей

Все члены группы имеют право на свободное участие и свободное самовыражение любыми средствами творческой активности

Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации

Типы организованной образовательной деятельности в группе Деятельность по сообщению детям и родителям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

Деятельность направленная на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Творческая деятельность, в процессе которой дети и родители включаются в поисково-творческую работу

Принципы построения образовательной деятельности Доступности изучаемого материала для детей и родителей. (“Главные творцы” – дети, взрослый - активный соучастник и помощник).

Эмоционально-насыщенная тематика встреч.

Привлекательность и занимательность содержания.

Вариативно-дифференцированное содержание.

Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального “семейного творчества”.

Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам “Изобразительное искусство”, “Познавательное развитие” и интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников.
Создание педагогических условий Построение развивающей предметно-пространственной среды совместно с родителями.

Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности.

Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.

Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с родителями и в самостоятельной детской деятельности.

Направления работы Развитие воображения через нетрадиционные приемы и техники ТРИЗ.

Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов, художественным материалом.

Создание плоскостных, объемных, полуобъемных художественных образов из различных материалов.

Рисование предметное, сюжетное, декоративное, ассоциативное.

Ожидаемый результат В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются творческие возможности дошкольников и родителей, формируется толерантное сознание, принимающее разнообразие и уникальность семей.
Программа по совместной художественно-творческой деятельности дошкольников и родителей базируется на следующих программах :
  • О.А. Белобрыкина “Маленькие художники или на пути к творчеству”.
  • С.К.Кожохина “Путешествие в мир искусства”.
  • М.Г.Дрезнина, О.А.Куревина “Навстречу друг другу”.
Развитие изобразительной деятельности строиться на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности своих родителей
Организация образовательной деятельности Занятие проводятся один раз в неделю совместно с родителями, продолжительность 40 минут (время варьируется от степени подготовки участников к сложности решаемых задач). Группу могут посещать один или сразу двое родителей. Это могут быть и лица (близкие родственники), непосредственно занимающиеся воспитанием ребенка.
Объекты взаимодействия участников Материал, цвет, звук, эмоции, чувства, движения, линия, форма, фактура, пространство, образы реальных и сказочных героев.

План совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей

Месяц № Занятия Виды детской деятельности Название занятия Задачи занятия Интеграция творческой деятельности взрослых

Цель: выработка у взрослых соответствующих навыков для реализации художественно-творческой деятельности совместно с детьми

Интеграция музыки, драматургии, литературы, изобразительного искусства - основное средство развития творческой направленности участников студии
О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 Предметное рисование отпечатками листьев (гуашь) (Педагогическая диагностика) “Увлекательные превращения” (сказочные человечки, бабочки-красавицы…) Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, способности к интеграции – раскрытию одного образа. Познакомить участников с техникой смешивания гуашевых красок с водой на палитре. Составить рифмованный текст к рисунку, слоган.
  • Начинаем чудеса……
  • Оживает без труда….

Пример “Начинается игра: радость, краски, мама, Я”

2 Объемная аппликация из бумажных салфеток “Осенний натюрморт” (“Ветка рябины”, “ Подсолнухи”, “Гроздь винограда”…) Создать условия для отражения в работе знакомых предметов. Выявить уровень способностей к декоративной композиции. Игра “ Психология цвета”

Цель: подвести человека через его ощущения цвета и субъективный образ к цветопониманию и цветосочетанию

3 Коллективное рисование мятой бумагой с элементами аппликации / через сетку, ватными палочками, восковыми мелками “Пусть говорят осень холодна, а для меня в золоте она” Развивать композиционные умения-создавать осеннюю композицию. Познакомить с новыми техниками рисования. Минутки поэзии (чтение стихов), подбор эпитетов.
4 Рисование скотчем “Авангард” коврик Познакомить участников с декоративными оформительскими техниками (мозаика). Учить составлять гармоничную многоцветную композицию. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера. Совершенствовать изобразительную технику. Музыкальная пауза. Игра на музыкальных инструментах.

Цель: подбор музыкального эквивалента для абстрактного представления продукта творческой деятельности

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5 Декоративное рисование с элементами письма на полусфере (фломастер) “Такие разные зонтики” Учить детей рисовать узоры на полусфере. Показать связь с орнаментом и формой украшаемого изделия. Развивать чувство ритма, формы, композиции. Готовить руку к письму - учить уверенно без отрыва проводить прямые и волнистые линии Хореографическая импровизация с зонтиком.

Цель: почувствовать ощущение полета зонтика в характере его цвета и композиции рисунка.

6 Рельефная лепка из соленого теста “Дерево жизни” Учить создавать композицию из соленого теста. Продолжать знакомить участников с техникой рельефной лепки из соленого теста. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. Презентация и дегустация печенья “Моя семья”
7 Сюжетное рисование ТРИЗ под музыку “Веселая жизнь знакомых предметов” (ножницы, коробочки, шпульки) Формировать культуру “творческой личности” (самореализации). Создавать условия для передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание. Музыкально-пластический этюд “Часть и целое”.

Цель: воспроизведение отдельных точек, звуков на музыкальном инструменте, разбивка движений на составляющие жесты

8 Конструирование из полоски бумаги и гофрированного картона “Домашние любимцы” Создавать условия для изображения детьми и родителями образов любимых животных из полоски бумаги. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук. Игра на эмоционально-личностное развитие “Зверинец” (Анималотерапия).

Цель: развитие коммуникативных способностей участников, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

9 Сюжетное рисование сырым мелом на сухой тонированной бумаге “Первый снег” Познакомить с техникой рисования мелом. Учить создавать образы зимних деревьев. Формировать композиционные умения. Поощрять участников воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства. Арт-терапевтическая техника “Снегопад”

Цель: использование резервов своего тела в создании абстрактного образа с использованием шифоновой ткани (двигательная терапия, кружение)

10 Сюжетное рисование с элементами объемной аппликации (соль) “Аквалангист”,  “Аквалангист и кораллы” Продолжать учить изображать человека в движении, передавая особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом). Развивать чувство формы и композиции. Музыкальная игра “Шум моря”.

Цель: дать представление о звуке. Показать способы извлечения звука из подручных материалов (бумага, стакан с водой, камушки..).

11 Предметное рисование пластилином “Сказочная птица” Совершенствовать умение рисовать знакомые формы птиц. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.  

12

Полуобъемная декоративная аппликация-коллаж с элементами дизайна (национальный орнамент) Подиум Д’арт “Модная Коллекция зимы” . Продолжать знакомить детей с элементами национальных орнаментов. Создавать условия для творческой самореализации. Воспитывать интерес к народной культуре. Вызвать у детей интерес к изготовлению элементов зимнего национального костюма. Воспитывать художественный вкус при создании элементов костюма и аксессуаров. Развивать чувство формы, цвета. Показ моделей зимней одежды “Народное дефиле”
Я

Н

В

А

Р

Ь

13 Декоративное рисование восковыми мелками “Морозные узоры” Учить рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Применять различные декоративные элементы (точка, завиток, круг, сетка, волнистая линия, цветок, петля). Развивать воображение, чувство цвета, формы, композиции. Создавать условия для рисования фантазийных узоров. Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус Выставка презентация вязанных салфеток и кружев “Снежинки”
14 Аппликация и рисование – фантазирование “Домик с трубой и фокусник дым” Учить детей создавать фантазийные образы. Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске. Психогимнастика

Цель: развитие выразительности жеста, наблюдательности, рефлексии, умения вживаться в образ, снятие двигательной расторможенности

15 Предметное рисование на одноразовых тарелках с элементами объемной аппликации “Смешарики” Учить рисовать образы на основе круглой формы. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. Игровая сказкотерапия. Коллективное сочинение сказки про Смешариков.

Цель: передача своего внутреннего мира, самовыражение через различные виды творчества

16 Декоративное рисование пластилином “Жар птица” Учить рисовать сказочные сюжеты. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. Игра “Синестезия”

Цель: демонстрация телодвижений, соответствующих собственным ощущениям и выражающих определенный цвет

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

17 Предметное рисование. Чеканка “Богатыри” Учить изображать богатыря самостоятельно, дополнять фигурку различными декоративными элементами (шлем, щит, меч)  
18 Декоративное рисование на круге Мандала “Колесо удачи” Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус. Работа с элементами симультанного восприятия

Цель: формирование целостного восприятия объекта, развитие творческого мышления, воображения, фантазии

19 Сюжетная аппликация из бумаги и ткани “Сон моего папы” Продолжать учить создавать выразительные образы, сочетая разные техники изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Фото-выставка детских фотографий пап “Когда я был ребенком”
20 Ознакомление с техникой изображения ниточкой “Картинки-загадки” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Сказкотерапия

Цель: активизировать ресурсы потенциала личности. Создание сказочной обстановки в которой реализуются мечты и проявляется чувство защищенности.

М

А

Р

Т

21 Коллаж к празднику с дорисовыванием “Королева – мама” Продолжать учить рисовать портрет , передавая особенности внешнего вида, характер, настроение. Продолжить знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Фото-коллаж “Милая, родная, дорогая”

Цель: композиционная интерпретация звука, цвета, запаха.

22 Предметное рисование, рельефная лепка “Моя буква”, “Веселый алфавит” Закрепить представление детей о начертании букв, показать. Что буквы можно не только писать, но и рисовать, лепить разными способами.. Предложить передать конфигурацию знакомых букв разными способами. Оформить букву по своему желанию Психотерапевтическая игра “Выдерни соломинку”

Цель: “Налаживание” отношений между ребенком и взрослым

23 Рисование мыльными пузырями под музыку “Живые пузырьки” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Фото-выставка “Чистюля”
24 Рисование пальчиками и ладошками “Шлеп-шлеп, хлоп-хлоп” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. “Золотые ручки”

Показ моделей перчаток, рукавичек, варежек и украшений для рук (браслеты, кольца…)

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

М

А

Й

25 Ознакомление с техникой ФРОТТАЖ. Восковые мелки “Мой мир” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Рисунок-игра

Цель: снижение уровня тревоги, вовлечение участников в интересное для них занятие

26 Сюжетное рисование печатью (кирпичиком) “Мой ДОМ – моя крепость” Познакомить с техникой печатания кирпичиком. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять свой замысел. Развивать чувство композиции. Фото-коллаж “Родительский дом”
27 Сюжетное рисование влажным по влажному с солью “Весеннее настроение” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Хореографическая импровизация с шифоновым шарфом.

Цель: помочь организовать свои двигательные невербальные реакции и активизировать речевую экспрессию, основанную на психомоторике и воображении

28 Ознакомление с техникой восковой вытяжки “Яркие лучики”, “ Сказочные цветы” Вызвать интерес к новой технике рисования. Продолжать учить создавать выразительные образы в новой технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Игра “Найди цветок своего ребенка”

Цель: анализ продуктов детской деятельности, с целью расширения представления о творчестве маленького художника.

31 Ассоциативное рисование разнообразными художественными материалами по собственному предпочтению “Мое сердце”, “Моя душа” Учить создавать совместные образы от услышанного звука, прикосновения к какой либо поверхности, от вкуса, запаха. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать художественный вкус. Импровизированное обсуждение совместных работ. Размышления о “душах, сердцах” детей и взрослых.
32 Декоративная аппликация (прорезной декор) “Салфетка под вазу” Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам. Развивать чувство композиции(строить узор чередуя элементы).Подбирать сочетающиеся цвета. “Рисование с помощью клубка”

Цель: Развитие творческих способностей и повышение самооценки

33 Свободное рисование (творческое) “Солнечные зайчики” Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Релаксация. Игра с солнечными зайчиками
34 Коллективная работа (рисование, лепка,аппликация, барельеф) “Космические просторы” Совершенствовать умение изображать фигуру человека разными способами, соответствующую экипировку. Учить передавать фигуру человека в движении. Подбор текста к детским картинкам и составление книги “Космические фантазии”

План взаимодействия педагога по изобразительной деятельности с воспитателями и другими специалистами МБДОУ

Месяц Мероприятия
Сентябрь Совместное с воспитателями формирование групп детей и родителей, посещающих изостудию
Октябрь Совместное проведение диагностики детей, посещающих изостудию
Ноябрь Организация выставки творчества детей “Осенние фантазии”. Совместное оформление зала к осеннему утреннику
Декабрь Организация выставки совместного творчества детей и педагогов. Совместное оформление зала к новогоднему утреннику. Изготовление костюмов
Январь Консультация с психологом по вопросам диагностики и усвоению программы детьми, посещающих изостудию
Февраль Совместное изготовление подарков ко дню защитников отечества. Совместное оформление зала к утреннику. Изготовление костюмов
Март Совместное изготовление подарков ко дню 8 марта Совместное оформление зала к утреннику. Изготовление костюмов
Апрель Организация выставки детского творчества “Капель”
Май Консультация с психологом по диагностике детей и её результатам