Открытый урок окружающего мира "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш

Для учителя:

  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

План урока

1.Организационный момент

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Постановка проблемного вопроса

4. Беседа о растениях и животных луга

  • Физминутка

5. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

6. Итог беседы.

  • Работа с учебником

7 .Экологическая задача.

8. Релаксация

9. Работа на компьютерах.

10. Итог урока

11. Творческое задание.

 Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1

Презентация.

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

ЗАГАДКА: Слайд 2

- Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Лето)

- Ребята, кто из вас любит лето? А за что вы любите лето?

Не хотели ли вы оказаться в самом тёплом времени года?

Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?

Но путешествие будет непростым - это путешествие с какой-нибудь целью, со специальным заданием. Слайд 3

- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.

Цель путешествия вы узнаете, когда прибудете на место.

А пока проверим всё ли готово для путешествия. Сегодня нашим помощником будет компьютер. А ещё нам понадобятся книги, тетради.

Итак, в путь!

Звучит фонограмма песни “Вот оно, какое наше лето!” Слайд 4

Слайд 5

- По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики
Синеют васильки.

- Предлагаю остановиться здесь.

3. Постановка проблемного вопроса путешествия.

- Осмотритесь вокруг. Куда мы пришли?(луг) Слайд 6-1

- А как Вы думаете, есть ли правила нахождения на лугу?

Учащиеся читают: (ТЕМУ) Слайд 6-2

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?

- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.

4. Беседа о растениях и животных луга

А сейчас, давайте осмотримся вокруг.

Что привлекает ваше внимание? (цветы) Слайд 7

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.

ромашка

Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.

клевер

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

колокольчик

Колоситься в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь.
Хоть не красный он, а синий –
Всё на звёздочку похож.

василёк

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом помер. Потух
И превратился в пух.

одуванчик

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Аудиозапись( шмель)

- Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.

шмель Слайд 8

кузнечик

божья коровка

пчела

- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.

Загадка: Слайд 9

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом обмотаюсь и засыпаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.

- Что знаете о бабочке? Слайд10

Бабочка – это насекомое.

- Назовите три отличительных признака насекомого.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ Слайд 11

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

- Красота бабочки в лёгкости и крыльях.

- Бабочек на земном шаре очень много. Слайд 12

- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах.

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названанна та или иная бабочка:

1. голубянка

2. павлиний глаз Слайд 13

3. лимонница

4. пестрянка

5. зорька

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

- А вот эти бабочки спокойно кружат на наших полянках. Слайд 14.

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.

5. Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу.

- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек?

(Потому что здесь много цветов.) Слайд 15

- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. Слайд 16 -1

В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?

Дети отвечают.

- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах Слайд 16 -2

- Кроме того, бабочки откладывают личинки на растения. Из этих личинок развиваются гусеницы. Они начинают есть листья растений и расти.

Учащиеся говорят о связи объектов природы.

Итог

- Пришло время ответить на главный вопрос:

Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек? Слайд 17

(Дети делают вывод:

Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам, ведь они не могут жить друг без друга!)

6. Работа с учебником

На стр.47 (2 часть) учащиеся читают вывод:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Итог беседы

- Ребята, понравились ли вам бабочки?

- Захотелось ли вам поймать какую – нибудь?

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

- Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её

(Предполагаемые ответы детей.)

Экологическая задача Слайд 18

- Сегодня вы видели, как могут сохранить красоту бабочек фотографы.

Слайд 19

7. РЕЛАКСАЦИЯ Слайд 20

- Сейчас послушаем, как при помощи звуков изобразил полёт бабочек композитор.

- Закройте глаза и представьте себе: утро, поляна, порхающие бабочки…(звучит музыка)

- Как сохранили бы красоту бабочек художники?

(С помощью кисти и красок)

8. Откройте компьютеры.

- Найдите папку 1.

- Откройте её. Экологическая задача

У каждого из вас лежат листочки с инструкцией. Прочитайте.

Уберите (вырежите) те рисунки на лугу, которые считаете неверными.

ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.

- Найдите папку 2.

- Откройте её.

У каждого из вас лежат листочки с инструкцией. Прочитайте.

Создайте свой луг с мальчиком и девочкой, птичкой и бабочкой.

Оживите бабочку.

9. ИТОГ

- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Кому понравилось путешествие – жёлтое солнышко, кому неочень – солнышко с тучкой, кому не понравилось – тучка.

10. Творческое задание.

Если вы хотите, чтобы в ваших рабочих тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.

Приложение.

Звуки природы.