Цель: Знакомство детей с традициями русского чаепития и гостеприимства.
Задачи:
- помочь узнать детям, где появился чай, чем он целебен;
- продолжать знакомить с народным творчеством, используя наследие обрядов и церемоний;
- воспитывать интерес к народным праздникам, играм, фольклору.
Оформление: стол в русском стиле: самовар, чайная посуда, угощения. Зал украшен плакатами о чае:
- Чай здоровью – лучший друг;
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён;
- Хочешь согреться – пей чай.
Выходит ведущий в русском народном костюме.
Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,
Рассказ о чае послушать.
1 ребёнок Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
2 ребёнок Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.
3 ребёнок Собирали чай в Китае только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
4 ребёнок В Китае измельчённые чайные листья, спрессованные в брикеты, лепёшки долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.
5 ребёнок На Руси издавна любили чай и умели его заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий тонизирующий напиток.
6 ребёнок Чай – это прекрасный, полезный напиток. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Ведущая:
Чай горячий ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт,
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир.
Объявляется конкурс “Кто больше знает названий чая”
Ведущая: В давние времена для бедных людей чай был недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. А многие простые люди в то время даже не знали, как заваривать чай. Послушайте, какой курьёз случился.
Ребёнок
Раз привёз мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он аж но озверел.
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом – то догадался –
Чай забыл я посолить.
Ведущая: Я думаю, что с вами такого не случится, вы умеете заваривать чай. Что же нужно для чаепития? Узнаем, если загадки отгадаем!
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов! (чай)Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (чайник)Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)Подбоченилась она
Жаль рука всего одна.
Кто не делает глоток,
Хвать её под локоток. (чашка)Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он
А зовут его…….. (лимон)Белый камень во рту тает. (сахар)
Ведущая В 18 веке в России изобрели самовар. Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, либо древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала.
Конкурс “Кто больше соберёт шишек для самовара”.
Ведущая По русской традиции чай- лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники.
(дети ставят самовар и сладости на стол гостям)
Ведущая
Посидеть за самоваром
Рада мы наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.На столе у нас пирог
Пышки и ватрушки
Мы споём вам под чаёк
Чайные частушки!
Частушки
Эй, девчата – хохотушки,
Запевайте – ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!Приходите чаевать
Поскорее, гости,
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.Подавай мне чашку чая
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!На столе лежат баранки,
Самовар уже кипит.
Чёрный чай в сухой жестянке,
Словно гвоздики звенит.Мы, чаинки – шелестинки,
Словно гвоздики звеним.
Хватит нас на сто заварок,
Быть сухими не хотим.Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.Мы хотим открыть секрет,
И полезный дать совет:
Чай – здоровью – лучший друг!
Сокрушит любой недуг.
Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту,
За игру весёлую! Всё!
Ведущая На наш праздник чая прибыли гости из деревни “Пирогово”. ( выходят трое детей выносят подносы с пирогами)
1ребёнок
В деревне Пирогово
Жили скоморохи.
2 ребёнок
Ели скоморохи
Пироги с горохом.
3 ребёнок
И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морковкой.
Вместе:
Гости угощайтесь
Ешьте не стесняйтесь.
(дети ставят пироги на стол гостям)
Ведущая:
Ах, какие пироги!
Что за угощенье:
И румяны, и мягки,
Всем на удивленье!
Ведущая: Ребята, а вы знаете что слово “пирог” образовано от слова “пир”. Первоначально слово “пирог” означало праздничный хлеб.
Чем же порадуете нас? Гости с деревни Пирогово.
1 ребёнок
Бежали по дорожке,
Собирали ложки.
2 ребёнок
Ложки не простые,
Ложки хохломские.
3 ребёнок
Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.
Вместе:
Ой, жги – говори,
Заиграли ложки.
(дети исполняют на ложках народную мелодию)
Ведущая: Есть у нас гости из села “Пряничково”.
(выходят дети выносят пряники на подносах)
1 ребёнок
Пряники, русские пряники,
Пряничные избы, дома – терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петух и чудо-птицы,
Вот какие небылицы.
2 ребёнок
Пряники печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
(дети несут пряники и ставят на стол гостям)
Ведущая: Пряники – одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли разные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. И теперь всем понятно, что слово “пряник” образовалось от прилагательного “пряный” с помощью суффикса “ик”.
Ведущая: А ещё есть гости с хутора “Калачёво”.
( выходят дети с угощением: баранки, сушки)
1 ребёнок
Принесли мы много, сушек,
Чтоб порадовать гостей!
2 ребёнок
Напекли мы финтиклюшек,
Бубликов да калачей.
(дети ставят угощения на стол)
Ведущая: Ребята, слово “бублик” заимствовано из украинского языка. В родстве с бубликом – бубен. Эти слова произошли от одного и того же существительного. А слово “калач” образовано от слова “коло” - колесо. В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет.
Что вы нам приготовили?
Игру “Барашеньки – крутороженьки”.
Ведущая:
Самовар шумит,
Баранки на скатерти-самобранке,
И конфеты и печенье,
И душистое варенье,
Всех сегодня чаем
Сердечно угощаем.
И этой песней праздник завершаем.
( дети поют песню “О чайном празднике” на мотив “Голубой вагон”)
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорее накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай.
Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!Скатертью, скатертью
Стол скорее накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай.
Ведущая: Приглашаю всех за стол, чтобы отведать этого полезного напитка.
Звучит “Кадриль”. Праздник заканчивается чаепитием.
Использованная литература
- Фольклорные праздники – Ярославль, 2005г.
- Кругозор. Москва, 2005г.
- Журнал: “Воспитание школьников” №4, 1998г.