Цели.
Обучающая:
- создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает;
- научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.
Развивающая:
- развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
Воспитательная:
- развивать умение слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование для урока:
- Картинки
- Звуковые схемы
- Раздаточные карточки для индивидуальной работы .
- Таблица с образцом письма буквы Л
- Лента памяти
Средства обучения: доска, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации в виде картинок и таблиц.
Ход урока
1. Мобилизующий момент:
Прозвенел звонок,
начинается урок.
Сядьте сейчас те, чье имя начинается с гласной буквы
А теперь те, чье имя начинается с согласной.
2. Формирование учащимися темы и цели урока.
У. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года - в лес, особенно он прекрасен осенью. (на доске иллюстрация осеннего леса и нарисовано дерево без листиков).
(Ученица зачитывает стихотворение о лесе.) Слайд 1
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Иван Бунин
А сопровождать нас будут два жителя леса. О ком идёт речь, вы узнаете, если к схемам подберете правильно отгадки.
(На экране схемы слов “лось” и “лиса” ) Слайд 2
Загадки:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети. Лось, т. к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук
У. Какой зверь опасный Слайд 3 (рисунок лисы и лося со схемами)
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
Д. Лиса, т. к. в этом слове два слога, а ударный слог - второй
У. Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока.
Д. Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса– со звука [л,], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”
У. Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает,А также будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
3. Характеристика звуков.
У. Произнесите первый звук в слове “лось”.
Д. [л]
У. Дайте ему характеристику.
Д. Согласный, твердый.
У. Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Д. Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
У. Произнесите первый звук в слове “лиса” Какой он?
Д. Звук [л,] согласный, мягкий, звонкий.
4. Знакомство с буквой Лл.
У. В русской речи звуки [л], [л,] обозначают буквойЛ(эль). (вывешиваю таблицу). Найдём её место в ленте букв. Звуки [л], [л,] – согласные, значит букву Л мы поиестим среди согласных букв.
Пара есть? Нет. Значит звуки [л], [л,] непарные.
У. Всаньте, изобразите букву Л такой как вы себе представляете. На что она похожа?
5. Упражнения в различении звуков [л], [л,].
У. Итак, мы в лесу. Назовите растения, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока. (т. е. чтобы их названия имели звуки[л], [л,]). Слайд 4-5
Д. Лиственница, липа, тополь, ель, клён
Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка
У. Какие ещё растения вы знаете?
Ребята, в лесу произрастает ещё одна очень полезная ягодка. А вот какая , вы узнаете из сказки. (зараннее подготовленные дети читают по ролям сказкуЛ. Л. Яхнина из “Азбуки 2”). Слайд 6
У. Как называется эта ягода? Почему мы говорим об этой ягоде? (т. к. в ней есть звук [л], [л,]).
6. Чтение
6.1. Чтение слогов.
У. Сейчас мы потренируемся в чтении слогов и слов. Слайд 7
1. Чтение слоговой таблицы
а | о | у | ы | и | |
м | ма | мо | му | мы | ми |
н | на | но | ну | ны | ни |
с | са | со | су | сы | си |
к | ка | ко | ку | кы | ки |
т | та | то | ту | ты | ти |
л | ла | ло | лу | лы | ли |
- чтение хором и индивидуально вперёд и в обратном порядке (ла –ал)
- назовите слоги, в которых слышен мягкий согласный звук.
- составление слов по указанным слогам (но-ра, ко-са, лу-на т. д. )
У. Молодцы, вы составляли слова, а теперь посмотрите, какие слова составила я. Слайд 8
6.2. Чтение слов.
Лук, лиса, Алиса, мама, сосна, осина, масло, молоко,кукла, мосток, ласка, миска, скалка, лимон, малина.
- читают слова, читающие дети цепочкой
- хоровое чтение слов всеми детьми
- слова , начинающиеся с гласной
- слова- растения
- слова, отвечающие на вопрос кто?
6.3. Введение понятия “омонимы”.
У. Ребята, как вы думаете, а почему я выделила слово “лук” ? (предположения детей)
Лук (картинка игрушечного лука)
Лук (растение) Слайд 9-11
Ласка (карт. Матери с ребенком)
Ласка (животное)
(Работа над многозначностью слов. )
У. Ребята, давайте прочтем предложения по учебнику (с. 64, рассматривание соответствующих картинок).
Мама ласкала Алину.
С сосны на сосну скакала ласка.
У. О ком говорится в первом предложении?
У. Во втором?
Вывод:Чтобы понять значение слова, необходимо прочесть его в предложении.
У. Кроме ласки в лесу живут ещё много различных зверей, а каких мы узнаем из физминутки.
7. Физкультминутка.
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек. )
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут. )
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя. )
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя. )
Мухомор раздавил.
8. Распознавание буквы Л в тексте.
У. Учёные много интересного и полезного узнают из книг. Вот и мы с вами сейчас будем распознавать нашу новую знакомую- букву л в тексте. (задание дифференцированно на карточках: зачеркнуть букву л, другим прочитать текст и зачеркнуть букву. )
Лоси.
В больших лесах живут лоси. Это очень красивые звери. На лесных полянах для них делают кормушки. Каждый вечер приходят сюда лоси. Слайд 12
(рассказ о том, чем питаются лоси)
Сколько букв л вы нашли?
Читающий ученик читает текст вслух.
9. Беседа о роли леса в жизни человека. Слайд 13
У. Какую пользу приносит лес человеку и животным.
(ответы детей)
У. Лес – источник древесины. Деревянный пол, оконные рамы, двери, мебель – все это можем видеть в каждой квартире. Кинофильмы и фотопленка, газеты и журналы, скрипка и пианино, и еще многое, многое другое все это “выросло” в лесу!
У. Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов)
У. Что еще полезного находит человек в лесу? (ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)
У. Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
У. Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)
Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
Каким воздухом лучше дышать? (Чистым)
У. Все ваши ответы правильные, лес нужно охранять и беречь
(ученик читает стихотворение)
Не ломай, не рви, не топчи, не стреляй,
Другом будь, и природу всегда защищай!
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам – течь.
Ты на свете самый главный
Обязан жизнь в лесу беречь!
10. Подведение итогов урока.
У. Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему учились на уроке.
Д. Мы учились различать звуки [л], [л,] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения
У. Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]
Д. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
У. Какая буква обозначает звуки [л], [л,]?
Д. Буква Л
11. Рефлексия.
У. А теперь давайте дерево украсим листочками. Если из урока вы узнали что-либо новое для себя - крепите желтый листочек, если нет - красный. Атак же вашим домашним заданием было – нарисовать осенний лес, давайте посмотрим на ваши замечательные работы (выставка приготовлена заранее)