Цели урока:
Повторить, обобщить изученное о языке,
закрепить грамматико-орфографические умения,
обогащать речь учащихся, вырабатывать
санитарно-гигиенические навыки письма.
Необходимые материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, конверт с карточкой (Приложение 1), карты со смайликами (Приложение 2), портреты писателей: Тургенев И.С., Даль В.И., Паустовский К.Г., Короленко В.В.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией.
I. Организационный момент.
- А девиз у нас какой? – “Всё, что надо под рукой”. Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.
II. Актуализация знаний, повторение изученного.
1. Постановка задач урока.
Подходит к концу изучение нашего предмета – многое узнали, многому научились.
— Отгадайте загадку, определите тему урока.
“Если бы не было его, не сказал бы ничего”. (Язык) (Слайды 2-3)
— А что такое язык? Учащиеся вспоминают определение, изученное на уроках окружающего мира (межпредметная связь).
Язык – один из 5 органов чувств – орган вкуса.
— Как называется наш урок? (Русский язык).
— Как раньше называли этот предмет? (Грамматика).
Итак, определили тему урока, о чём пойдёт речь на уроке? (О языке).
— С какими словами сочетается слово язык? Учащиеся предлагают свои слова. (Трудный, красивый, иностранный, русский, злой, болтливый, звучный).
Отгадывание загадки, подобранные к данным словам.
Определяю я предметы.
Они всегда со мной приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное). (Слайды 4-5)
— Какая часть речи дружит со словом язык? (Имя прилагательное)
— Что такое имя прилагательное? (Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие и обозначает признак предмета). ( Слайд 6)
Дети работают в тетради, напоминаю о правильной посадке.
2. Словарная работа.
Записывают словосочетание русский язык;
— К слову язык и русский подбирают “гнездо” однокоренных слов: русский, Русь, русичи, язык, язычок, языкастый, языковый.
— Докажите, что подобранные вами слова родственные. Сколько должно быть признаков однокоренных слов? (Два).
— Выделите в этих словах общую одинаковую часть?
— Что вы выделили в словах? (Корень). Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).
3. Работа над предложением.
— Используя записанные слова, вырази мысль о языке. (Ребята придумывают и записывают лучшее предложение с комментированием к себе в тетрадь).
III. Работа по теме урока.
1. Учитель: Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. О силе и красоте родного языка писали М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, К. Г. Паустовского и т.д.
Учащиеся рассматривают портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, К. Паустовского и т.д. (Слайды 7-11). Также портреты висят на стене, рядом с доской.
Постановка проблемного вопроса (Работа в парах).
— Почему или зачем присутствие этих людей нам необходимо на нашем уроке?
Выслушиваются мнения учащихся.
— Откройте свой домашний конверт (Приложение 1). Домашнее задание было поисково-творческого характера: записать 3 предложения с высказыванием известных писателей о языке, а также свои мысли о языке.
— Откройте конверт.
— Прочитайте мысли, выраженные словами.
— Что интересного заметили?
(В домашнем задании и в конверте №1 “Грамматика” мысли писателей о языке, чьи портреты мы видим на доске)
- “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (К. Паустовский).
- “Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка”. (А.Н. Толстой)
- “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию”. (К.Г. Паустовский)
- “Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть”. (В.Г. Короленко)
- “Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, ни единому европейскому языку не уступает”. (М.В. Ломоносов)
2. Списывание “крылатых выражений” (выборочно 1-2) с заданием – определить знакомые части речи.
IV. Работа с пословицами и поговорками.
— Прочитайте пословицы и поговорки о языке.
— Что такое пословица? (Маленький “рассказ” с поучительным смыслом — пословица. Поговорка – часть мысли. Пословицы, поговорки – это жанр устного народного творчества — фольклор).
— Прочитайте и объясните смысл.
- Язык (до) Киева (до) ведёт. (Слайд 12)
- (Не) спеши языком - торопись делом. (Слайд 13)
- Язык болтает, делам мешает. (Слайд 14)
- Ешь суп с грибами, да держи язык за зубами. (Слайд 15)
- Острый язык – дарованье, длинный язык – наказанье. (Слайд 16)
- Язык болтуна (не) доведёт (до) добра. (Слайд 17)
Устно объясните выделенные орфограммы.
V. Физкультминутка. (Слайд 18)
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
VI. Игра “Угадай-ка”.
Учитель показывает слайд, на котором изображён учебник русского языка, английского языка, ботинок, где виден язык, колокольчик, язык человека. (Слайд 19)
— Что общее объединяет все эти предметы? (Все эти предметы объединяет слово язык, которое имеет несколько значений.)
Слово язык относится к многозначным.
— Определите значение слова язык и устно закончите мысль.
Язык - ... (орган вкуса, орган человека, участвующий в образовании звуков речи.)
Язык - ... (Название учебного предмета).
Язык - ... (у колокола)
Можно добавить пословицу. “Без языка и колокол нем”
Язычок у ботинка, спуск у ружья, заливной язык – кушанье.
“Взять языка” - взять неприятеля.
VII. Игра “Объясни, коль понимаешь”
1. Хорошо подвешен язык. (Умеет хорошо говорить) (Слайд 20)
2. Прикусить язык – замолчать. (Слайд 21)
3. Язык без костей – говорит лишнее, болтлив. (Слайд 22)
4. Язык чешет[ца] – хочется что-либо сказать. (Слайд 23)
5. Язык заплетае[ца] – не может внятно, ясно сказать. (Слайд 24)
В последних выражениях раскрыть скобки в словах.
Объяснить учащимся, что такие устойчивые выражения называют “крылатыми”.
“Крылатые” значит устойчивые, перелетающие на крыльях от писателя к ученику, от одного к другому.
VIII. Работа над предложением (в парах).
Восстановите предложение из слов по заданной схеме. На доске записаны слова: наш, язык, наш, язык, прекрасный, берегите, русский.
Гл. мест. Им. Сущ., мест., им. Прил., им. Прил., им.сущ. И.Тургенев.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. И.Тургенев.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Понравился ли вам наш урок? У каждого на парте лежат маленькие карточки со смайликами (Приложение 2). Поднимите тот смайлик, который передаёт ваше настроение поуроку. Что можете сказать о слове язык? Какими знаниями обогатили его? Кто учит языку? (Учитель, филолог, лингвист)
X. Домашнее задание.
В тетради “Литературное чтение” продолжить заполнение странички “Читательский дневник”, записать 1, 2 изречения о языке. Это задание для мотивированных учеников, остальным записать 4 предложения со словосочетаниями.
Русск... язык
Русск... речь
Русск... люди
Русск...слово
Кто из юных грамотеев,
Орфограммы объяснит?
Первый кто? Второй и третий?
Чья команда победит?
Ах, как скучно было б вам
Без весёлых орфограмм.
Литература.
1. Барышев Г.А., Горячев Б.В. Забавная орфография Информационный центр, 1998.
2. Введенская Л.А., Саакян Р.Я., “Наш родной язык” Рецензия А.Н. Матвеевой.
3. Даль В. Толковый словарь. – М.: “Русский язык”, 1980.
4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. –М.: Просвещение, 1991.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятии по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.