1. Основными целями, разработанного тренинга являются:
- Формирование коммуникативных навыков учащихся (умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию);
- Улучшение социальной адаптации детей к школе и школьному обучению за счет сплочения классного коллектива, и нормализации отношений между обучающимися;
- Развитие таких качеств обучающихся, как уверенность в себе, открытость, чувство юмора, понимание и сопереживание Другому;
- Информирование детей о различных способах эффективной коммуникации и тренировка навыков эффективного общения в пространстве тренинга.
2. Задачи тренинга:
- Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации;
- Создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся (атмосфера доверия, игры-упражнения, психотехники направленные на развитие коммуникабельности);
- Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми;
- Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием;
- Познакомить учащихся с понятием «конфликт», со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, рассказать о правилах примирения.
- Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся, а также для проживания и отреагирования негативных эмоциональных состояний.
3. Участники тренинга: учащиеся 2-х классов начальной школы
4. Время (частота и длительность каждого занятия): в программе 8 занятий по 40 минут каждое. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю (или если позволяет регламент учебного процесса 1 раз в неделю, в течение двух спаренных уроков). На полное прохождение программы тренинга отводится 4 недели.
5. Программа тренинга:
№ занятия | Тема | Время (в мин.) | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения, психотехники и т.п. |
1 | Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 1) | 40 |
– Сплочение классного
коллектива обучающихся 2 класса – Информирование учащихся о том, что такое «добрые отношения», какие функции общение выполняет в жизни людей и какие трудности могут возникать в отношениях, а также о способах совладания с данными трудностями – Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы |
Знакомство тренера с участниками, упражнение «Снежный ком». Обсуждение правил поведения на тренинге. Знакомство с картой путешествия. Упражнение – «Девиз», упражнение «Мост дружбы», упражнение «Поляна споров», правила ведения «эффективного» спора. |
2 | Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 2) | 40 |
Разминка – упражнение «Атомы и молекулы», упражнение «Теневой лес»; упражнение «Камень скрытых обид», упражнение «Пик уверенности», упражнение «Море приятных качеств». Общая благодарность участников по завершению путешествия. Вручение медалей «Мастер добрых отношений». | |
3 | Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 1) | 40 |
– Провести параллель между
общением и эмоциональной жизнью человека,
познакомить участников с различными эмоциями, их
положительными и отрицательными влияниями на
отношения между людьми – Познакомить участников с такими эмоциональными состояниями как радость, грусть, гнев, с трах, удивление и спокойствие и с ситуациями, в которых эти эмоции проявляются – Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием – Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся, а также для проживания и отреагирования негативных эмоциональных состояний |
Разминка «Поменяйтесь местами те,
кто…» Групповая дискуссия о связи эмоций и
общения Воображаемый перелет на планету эмоций. Арт-методика «Рисунок радости», обсуждение рисунков участников, групповая дискуссия на тему когда люди испытывают радость, веселое упражнение «Саймон сказал», Групповая дискуссия об эмоции грусти, упражнение «Дождь». Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться. |
4 | Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 2) | 40 |
Разминка «Ритм по кругу», групповая дискуссия об эмоции гнева, может ли она быть вредящей или полезной для общения, упражнение для отреагирования эмоции гнева «Игра в снежки», групповая дискуссия о страхах, кто чего боится, может ли страх быть важным и полезным в жизни человека, арт-методика «рисунок страхов» – эти рисунки запечатываются в черный мешок и уничтожаются тренером. Групповая релаксация – воображаемое путешествие в волшебные края, расслабление, глубокое дыхание – как метод управления гневом и страхом. | |
5 | Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 3) | 40 |
Разминка «Волшебный обруч», фокус ведущего (с бананом или исчезающей монетой или платком – любой фокус, который сможет выполнить ведущий, чтобы пробудить у детей удивление и любопытство), групповая дискуссия об эмоции удивления, чем эта эмоция может быть полезна в ситуации общения, упражнение «Необычное использование обычной вещи» (например чайной ложки),групповая дискуссия о спокойствии и его ценности для жизни и общении, а также о важности управления своими эмоциями, упражнение «Море волнуется раз…» под спокойную лиричную музыку. Обсуждение итогов 3-х занятий по теме «Эмоции и общение». Возвращение с планеты эмоций. | |
6 | Конфликт – препятствие или точка роста? | 40 |
– Познакомить учащихся с понятием
«конфликт» – Рассказать о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях – Создать условия для тренировки навыков эффективного поведения в конфликте – Познакомить участников с правилами примирения |
Разминка «Путаница», групповая дискуссия о конфликте, упражнение «Вредные советы», рассказ о стратегиях поведения в конфликте: уход, борьба, сотрудничество, упражнение «Борьба или сотрудничество», упражнение «Примирение», Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться. |
7 | Вербальное и невербальное общение | 40 |
– Дать представление участникам о
функциях вербального и невербального общения – Развить и укрепить коммуникационные навыки участников за счет игрового взаимодействия |
Разминка «Сбор рукопожатий», групповая дискуссия о вербальном общении о правилах активного слушания, упражнение в парах «Самый счастливый день в моей жизни», упражнение в «Сказка по кругу»,групповая дискуссия о невербальном общении и его значении в коммуникации, упражнение «Крокодил», упражнение «Угадай эмоцию», подведение итогов. |
8 | Законы настоящей дружбы (заключение) | 40 |
– Провести параллель между Успехом
человека и эффективными отношениями – Диагностика отношений в классе (социометрический метод) – Закрепление тренируемых коммуникативных навыков – Подведение итогов всего тренинга. |
Разминка «Передай движение по кругу», групповая дискуссия о настоящей дружбе, диагностика – социометрический метод, групповая дискуссия о связи успеха и взаимоотношений, упражнение «Скульптура класса», упражнение на доверие «Колокол», подведение итогов тренинга, обратная связь, рефлексия участников. |
В качестве примера мы приводим сценарии первых трех тренинговых занятий изданной программы.
6. Сценарий тренингового занятия 1:
Тема: Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 1)
Цель: Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации и создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся.
Задачи: Сплочение классного коллектива обучающихся 2 класса; информирование учащихся о том, что такое «добрые отношения», какие функции общение выполняет в жизни людей . Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы.
Время: 40 минут.
Участники: учащиеся 2 класса начальной школы
№ |
Этап занятия |
Время на этап |
Задачи, решаемые на данном этапе |
Методы (упражнения, психотехники) |
Вопросы для обсуждения |
Комментарии |
1. | Вступление | 6-8 мин. | 1. Создание позитивного
психологического настроя на игру 2. Знакомство с картой, предстоящего путешествия 3. Сплочение класса, создание командного духа |
Знакомство с картой путешествия. Упражнение – «Девиз» |
Что такое добрые отношения? Как отличить дружный класс от недружного? Что такое команда? |
Данные вопросы обсуждаются перед прохождением первого испытания. |
2. | Основная часть 1 | 30 мин. | 1. Информирование учащихся о трудностях
и препятствиях, возникающих в общении людей, а
также о способах совладания с данными
трудностями. 2. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы. |
Упражнение «Мост дружбы» Упражнение «Поляна споров» Психотехники ведения «правильного» спора |
Что помогло нашей группе перейти мост
Дружбы? Кто такой настоящий друг? Какие чувства у вас возникали по ходу упражнения и теперь после него? Почему люди спорят? Как работать вместе и не ссориться? Бывает ли правильный спор и как его вести? |
Упражнение «Мост дружбы» должно
улучшать эмоциональное состояние участников
группы, и проходить динамично. «Поляна споров» – это одно из испытаний тренинга, которое состоит из информационной части, психотехник и упражнения. |
3. | Заключение | 2-4 мин. | 1. Подведение кратких итогов первой части. | 1.Групповая дискуссия -краткая обратная связь от желающих высказаться. | Понравилось ли занятие? Что было полезным? Что запомнилось? |
7. Сценарий тренингового занятия 2:
Тема: Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 2)
Цель: Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации и создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся.
Задачи: Сплочение классного коллектива обучающихся 2 класса; информирование учащихся о том, какие трудности могут возникать в отношениях между людьми, а также о способах совладания с данными трудностями. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы.
Время: 40 минут.
Участники: учащиеся 2 класса начальной школы
№ |
Этап занятия |
Время на этап |
Задачи, решаемые на данном этапе |
Методы (упражнения, психотехники) |
Вопросы для обсуждения |
Комментарии |
1. | Вступление | 5 мин. |
1. Напоминание о правилах тренинга 2. Создание настрой на работу в тренинге |
1.Групповая дискуссия 2. Разминка, упражнение «Атомы и молекулы» |
Какие правила существуют на тренинге? Что вам больше всего запомнилось, понравилось с прошлого занятия? | |
2. | Основная часть 2 | 25 мин. |
1. Информирование учащихся о трудностях
и препятствиях, возникающих в общении людей, а
также о способах совладания с данными
трудностями 2. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы |
Упражнение «Теневой лес» «Камень скрытых обид» Упражнение «Пик уверенности» Упражнение «Море приятных качеств» |
Почему люди обижаются друг на друга? У
кого на сердце есть камень обиды? Нужно ли
прощать своих обидчиков? За какие качества ты
уважаешь самого себя? За что ты уважаешь своих одноклассников, что тебе нравится в окружающих людях? |
«Камень скрытых обид» – это одно из
испытаний тренинга, которое состоит из
информационной части, психотехник и упражнения. «Пик уверенности» – упражнение на повышение личной самооценки, «Море приятных качеств» – это взаимная поддержка участников группы. |
3. | Завершение занятия | 7-10 мин. |
1. Подведение итогов занятия 2. Закрепление положительных эмоций участников 3. Сплочение класса |
Общая благодарность участников по
завершению путешествия Вручение медалей «Мастер добрых отношений» |
Понравилось ли вам занятие? Какие чувства вы испытываете сейчас? Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя? | Награждение медалями обычно способствует укреплению командного духа и завершению занятия на волне позитивных эмоций. |
8. Сценарий тренингового занятия 3:
Тема: Общение и эмоции. Путешествие в страну эмоций (часть 1).
Цель: Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, Познакомить участников с некоторыми способами управления своим эмоциональным состоянием.
Задачи: Познакомить участников с эмоциями радости и грусти, с их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми; дать возможность участникам понаблюдать за собой, проявить свою индивидуальность, узнать больше о своей эмоциональной жизни и о том, какое влияние она оказывает на ближайшее окружение.
Время: 40 минут.
Участники: учащиеся 2 класса начальной школы
№ |
Этап занятия |
Время на этап |
Задачи, решаемые на данном этапе |
Методы (упражнения, психотехники) |
Вопросы для обсуждения |
Комментарии |
1. | Вступление | 5 мин. | 1. Настройка на тренинговую работу 2. Озвучивание темы занятия, рассказ о связи между эмоциями и общением 3. Создание особой игровой, безопасной атмосферы занятия через воображаемый перелет на планету эмоций |
Разминка «Поменяйтесь местами те,
кто…» Групповая дискуссия о связи эмоций и
общения Воображаемый перелет на планету эмоций |
Как вы думаете, связано ли общение между людьми с теми эмоциями, которые люди испытывают? Как они связаны? Приведите примеры. | Для занятия понадобится 6 материков разного цвета для воображаемой планеты эмоций (материки для радости, грусти, гнева, страх, спокойствия, удивления) |
2. | Основная часть 2 | 25 мин. | 1. Познакомить участников с эмоциями
радости и грусти, с их положительными и
отрицательными влияниями на отношения между
людьми 2. Дать возможность участникам понаблюдать за собой, проявить свою индивидуальность, узнать больше о своей эмоциональной жизни и о том, какое влияние она оказывает на ближайшее окружение |
Арт-методика «Рисунок радости»,
обсуждение рисунков участников, групповая
дискуссия на тему когда люди испытывают радость,
веселое упражнение «Саймон сказал», Групповая дискуссия об эмоции грусти, упражнение «Дождь», групповая релаксация – воображаемое путешествие в волшебные края, расслабление, глубокое дыхание. |
На каком материке живет радость? Какого
она может быть цвета? Когда обычно вы
радуетесь? Может ли радость в каких-то ситуациях
быть неуместной или вредящей общению,
отношениям? Когда вы обычно грустите? По сравнению с радостью, грусть какими обладает признаками? Может ли грусть быть полезной? Зачем она нужна человеку? Как она может помочь в общении? |
Для рисунка радости потребуются цветные карандаши и белые листы бумаги А4 с напечатанным кругом в центре по числу участников. Можно предложить детям изобразить эмоцию радости – круг – это основа для лица. |
3. | Завершение занятия | 7-10 мин. | 1. Подведение итогов занятия 2. Закрепление положительных эмоций участников |
Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться. | Понравилось ли занятие? Что было полезным? Что запомнилось? | Можно устроить в школе выставку рисунков радости по согласованию с участниками тренинга. |
9. Список используемой литературы:
- Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Лекции 1-8 – М: Изд-во Педагогического ун-та «Первое сентября», 2005 г.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации – М: «Ось-89», 2007 г., – 128 с.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Часть 1 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Часть 2 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по психологии. Часть 3 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.