Программа психологического тренинга "Мир общения" для учащихся 1–2-х классов

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


1. Основными целями, разработанного тренинга являются:

  • Формирование коммуникативных навыков учащихся (умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию);
  • Улучшение социальной адаптации детей к школе и школьному обучению за счет сплочения классного коллектива, и нормализации отношений между обучающимися;
  • Развитие таких качеств обучающихся, как уверенность в себе, открытость, чувство юмора, понимание и сопереживание Другому;
  • Информирование детей о различных способах эффективной коммуникации и тренировка навыков эффективного общения в пространстве тренинга.

2. Задачи тренинга:

  • Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации;
  • Создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся (атмосфера доверия, игры-упражнения, психотехники направленные на развитие коммуникабельности);
  • Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми;
  • Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием;
  • Познакомить учащихся с понятием «конфликт», со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, рассказать о правилах примирения.
  • Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся, а также для проживания и отреагирования негативных эмоциональных состояний.

3. Участники тренинга: учащиеся 2-х классов начальной школы

4. Время (частота и длительность каждого занятия): в программе 8 занятий по 40 минут каждое. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю (или если позволяет регламент учебного процесса 1 раз в неделю, в течение двух спаренных уроков). На полное прохождение программы тренинга отводится  4 недели.

5. Программа тренинга:

№ занятия Тема Время (в мин.) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения, психотехники и т.п.
1 Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 1)

40

– Сплочение классного коллектива обучающихся 2 класса
– Информирование учащихся о том, что такое «добрые отношения», какие функции общение выполняет в жизни людей и какие трудности могут возникать в отношениях, а также о способах совладания с данными трудностями
– Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы
Знакомство тренера с участниками, упражнение «Снежный ком». Обсуждение правил поведения на тренинге. Знакомство с картой путешествия. Упражнение – «Девиз», упражнение «Мост дружбы», упражнение «Поляна споров», правила ведения «эффективного» спора.
2 Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 2)

40

Разминка – упражнение «Атомы и молекулы», упражнение «Теневой лес»; упражнение «Камень скрытых обид», упражнение «Пик уверенности», упражнение  «Море приятных качеств». Общая благодарность участников по завершению путешествия. Вручение медалей «Мастер добрых отношений».
3 Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 1)

40

– Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми
– Познакомить участников с такими эмоциональными состояниями как радость, грусть, гнев, с трах, удивление и спокойствие и с ситуациями, в которых эти эмоции проявляются
– Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием
– Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся, а также для проживания и отреагирования негативных эмоциональных состояний
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…» Групповая дискуссия о связи эмоций и общения
Воображаемый перелет на планету эмоций. Арт-методика «Рисунок радости», обсуждение рисунков участников, групповая дискуссия на тему когда люди испытывают радость, веселое упражнение «Саймон сказал», Групповая дискуссия об эмоции грусти, упражнение «Дождь». Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться.
4 Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 2)

40

Разминка «Ритм по кругу», групповая дискуссия об эмоции гнева, может ли она быть вредящей или полезной для общения, упражнение для отреагирования эмоции гнева «Игра в снежки», групповая дискуссия о страхах, кто чего боится, может ли страх быть важным и полезным в жизни человека, арт-методика «рисунок страхов» – эти рисунки запечатываются в черный мешок и уничтожаются тренером.  Групповая релаксация – воображаемое путешествие в волшебные края, расслабление, глубокое дыхание – как метод управления гневом и страхом.
5 Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций (часть 3)

40

Разминка «Волшебный обруч», фокус  ведущего (с бананом или исчезающей монетой или платком – любой фокус, который сможет выполнить ведущий, чтобы пробудить у детей удивление и любопытство), групповая дискуссия об эмоции удивления, чем эта эмоция может быть полезна в ситуации общения, упражнение «Необычное использование обычной вещи» (например чайной ложки),групповая дискуссия о спокойствии и его ценности для жизни и общении, а также о важности управления своими эмоциями, упражнение «Море волнуется раз…» под спокойную лиричную музыку. Обсуждение итогов 3-х занятий по теме «Эмоции и общение». Возвращение с планеты эмоций.
6 Конфликт – препятствие или точка роста?

40

– Познакомить учащихся с понятием «конфликт»
– Рассказать о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях
– Создать условия для тренировки навыков эффективного поведения в конфликте
– Познакомить участников с правилами примирения
Разминка «Путаница», групповая дискуссия о конфликте, упражнение «Вредные советы», рассказ о стратегиях поведения в конфликте: уход, борьба, сотрудничество, упражнение «Борьба или сотрудничество», упражнение «Примирение»,  Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться.
7 Вербальное и невербальное общение

40

– Дать представление участникам о функциях вербального и невербального общения
– Развить и укрепить коммуникационные навыки участников  за счет игрового взаимодействия
Разминка «Сбор рукопожатий», групповая дискуссия о вербальном общении о правилах активного слушания, упражнение в парах «Самый счастливый день в моей жизни», упражнение в «Сказка по кругу»,групповая дискуссия о невербальном общении и его значении в коммуникации, упражнение «Крокодил», упражнение «Угадай эмоцию», подведение итогов.
8 Законы настоящей дружбы (заключение)

40

– Провести параллель между Успехом человека и эффективными отношениями
– Диагностика отношений в классе (социометрический метод)
– Закрепление тренируемых коммуникативных навыков
– Подведение итогов всего тренинга.
Разминка «Передай движение по кругу», групповая дискуссия о настоящей дружбе, диагностика – социометрический метод, групповая дискуссия о связи успеха и взаимоотношений, упражнение «Скульптура класса», упражнение на доверие «Колокол», подведение итогов тренинга, обратная связь, рефлексия участников.

В качестве примера мы приводим сценарии первых трех тренинговых занятий изданной программы.

6. Сценарий тренингового занятия 1:

Тема:  Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 1)

Цель: Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации и создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся.

Задачи: Сплочение классного коллектива обучающихся 2 класса; информирование учащихся о том, что такое «добрые отношения», какие функции общение выполняет в жизни людей . Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы.

Время: 40 минут.

Участники: учащиеся 2 класса начальной школы

Этап занятия

Время на этап

Задачи, решаемые на данном этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1. Вступление 6-8 мин. 1. Создание позитивного психологического настроя на игру
2. Знакомство с картой, предстоящего путешествия
3. Сплочение класса, создание командного духа
Знакомство с картой путешествия.
Упражнение – «Девиз»
Что такое добрые отношения?
Как отличить дружный класс от недружного?
Что такое команда?
Данные вопросы обсуждаются перед прохождением первого испытания.
2. Основная часть 1 30 мин. 1. Информирование учащихся о трудностях и препятствиях, возникающих в общении людей, а также о способах совладания с данными трудностями.
2. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы.
Упражнение «Мост дружбы»
Упражнение «Поляна споров»
Психотехники ведения «правильного» спора
Что помогло нашей группе перейти мост Дружбы?
Кто такой настоящий друг? Какие чувства у вас возникали по ходу упражнения и теперь после него?
Почему люди спорят?
Как работать вместе и не ссориться? Бывает ли правильный спор и как его вести?
Упражнение «Мост дружбы» должно улучшать эмоциональное состояние участников группы, и проходить динамично.
«Поляна споров» – это одно из испытаний тренинга, которое состоит из информационной части, психотехник и упражнения.
3. Заключение 2-4 мин. 1. Подведение кратких итогов первой части. 1.Групповая дискуссия -краткая обратная связь от желающих высказаться. Понравилось ли занятие? Что было полезным? Что запомнилось?  

7. Сценарий тренингового занятия 2:

Тема:  Путешествие в страну Добрых Отношений (часть 2)

Цель: Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации и создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся.

Задачи: Сплочение классного коллектива обучающихся 2 класса; информирование учащихся о том, какие трудности могут возникать в отношениях между людьми, а также о способах совладания с данными трудностями. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы.

Время: 40 минут.

Участники: учащиеся 2 класса начальной школы

Этап занятия

Время на этап

Задачи, решаемые на данном этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1. Вступление

5 мин.

1. Напоминание о правилах тренинга
2. Создание настрой на работу в тренинге
1.Групповая дискуссия
2. Разминка, упражнение «Атомы и молекулы»
Какие правила существуют на тренинге? Что вам больше всего запомнилось, понравилось с прошлого занятия?  
2. Основная часть 2

25 мин.

1. Информирование учащихся о трудностях и препятствиях, возникающих в общении людей, а также о способах совладания с данными трудностями
2. Создание условий для проживания учащимися опыта построения «Добрых отношений» в классе через игровые тренинговые методы
Упражнение «Теневой лес»
«Камень скрытых обид»
Упражнение «Пик уверенности»
Упражнение
«Море приятных качеств»
Почему люди обижаются друг на друга? У кого на сердце есть камень обиды? Нужно ли прощать своих обидчиков? За какие качества ты уважаешь самого себя?
За что ты уважаешь своих одноклассников, что тебе нравится в окружающих людях?
 «Камень скрытых обид» – это одно из испытаний тренинга, которое состоит из информационной части, психотехник и упражнения.
«Пик уверенности» – упражнение на повышение личной самооценки, «Море приятных качеств» – это взаимная поддержка участников группы.
3. Завершение занятия

7-10 мин.

1. Подведение итогов занятия
2. Закрепление положительных эмоций участников
3. Сплочение класса
Общая благодарность участников по завершению путешествия
Вручение медалей «Мастер добрых отношений»
Понравилось ли вам занятие? Какие чувства вы испытываете сейчас? Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя? Награждение медалями обычно способствует укреплению командного духа и завершению занятия на волне позитивных эмоций.

8. Сценарий тренингового занятия 3:

Тема:  Общение и эмоции. Путешествие в страну эмоций (часть 1).

Цель: Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, Познакомить участников с некоторыми способами управления своим эмоциональным состоянием.

Задачи: Познакомить участников с эмоциями радости и грусти, с их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми;  дать возможность участникам понаблюдать за собой, проявить свою индивидуальность, узнать больше о своей эмоциональной жизни и о том, какое влияние она оказывает на ближайшее окружение.

Время: 40 минут.

Участники: учащиеся 2 класса начальной школы

Этап занятия

Время на этап

Задачи, решаемые на данном этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1. Вступление 5 мин. 1. Настройка на тренинговую работу
2. Озвучивание темы занятия, рассказ о связи между эмоциями и общением
3. Создание особой игровой, безопасной атмосферы занятия через воображаемый перелет на планету эмоций
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…» Групповая дискуссия о связи эмоций и общения
Воображаемый перелет на планету эмоций
Как вы думаете, связано ли общение между людьми с теми эмоциями, которые люди испытывают? Как они связаны? Приведите примеры. Для занятия понадобится 6 материков разного цвета для воображаемой планеты эмоций (материки для радости, грусти, гнева, страх, спокойствия, удивления)
2. Основная часть 2 25 мин. 1. Познакомить участников с эмоциями радости и грусти, с их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми
2. Дать возможность участникам понаблюдать за собой, проявить свою индивидуальность, узнать больше о своей эмоциональной жизни и о том, какое влияние она оказывает на ближайшее окружение
Арт-методика «Рисунок радости», обсуждение рисунков участников, групповая дискуссия на тему когда люди испытывают радость, веселое упражнение «Саймон сказал»,
Групповая дискуссия об эмоции грусти, упражнение «Дождь», групповая релаксация – воображаемое путешествие в волшебные края, расслабление, глубокое дыхание.
На каком материке живет радость? Какого она  может быть цвета? Когда обычно вы радуетесь? Может ли радость в каких-то ситуациях быть неуместной или вредящей общению, отношениям?
Когда вы обычно грустите? По сравнению с радостью, грусть какими обладает признаками? Может ли грусть быть полезной? Зачем она нужна человеку? Как она может помочь в общении?
Для рисунка радости потребуются цветные карандаши и белые листы бумаги А4 с напечатанным кругом в центре по числу участников. Можно предложить детям изобразить эмоцию радости – круг – это основа для лица.
3. Завершение занятия 7-10 мин. 1. Подведение итогов занятия
2. Закрепление положительных эмоций участников
Групповая дискуссия – краткая обратная связь от желающих высказаться. Понравилось ли занятие? Что было полезным? Что запомнилось? Можно устроить в школе выставку рисунков радости по согласованию с участниками тренинга.

9. Список используемой литературы:

  1. Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Лекции 1-8  – М: Изд-во Педагогического ун-та «Первое сентября», 2005 г.
  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации – М: «Ось-89»,  2007 г., – 128 с.
  3. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Часть 1 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.
  4. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Часть 2 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.
  5. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по психологии. Часть 3 – М: из-во «Перспектива», 2006 г.