Благодарю педагога фольклора
Татьяну Ивановну Горшеневу,
с которой мы проработали около 5 лет
и которая многому меня научила.
2005 год. Пасха с Т.И Горшеневой
Я преподаю бисероплетение в ДДЮТ «На Ленской» и работаю в нашем Дворце творчества уже более 20 лет. Я глубоко убеждена, что дополнительное образование не менее важно для детей, чем общее. У детей в школе занята первая половина дня, а время в детстве, как мы помним, тянется медленнее, чем у взрослых. Перед ребенком (и перед его родителями) стоит задача: чем занять свободное время с интересом и пользой для него. И у нас, у педагогов дополнительного образования, есть много возможностей для раскрытия и реализации способностей детей.
«Свыше 85% детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в творческих коллективах образовательных учреждений… Количество ребят младшего школьного и подросткового возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей (далее – УДОД), составляет 57% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Наиболее востребованными у воспитанников являются программы художественно-эстетической направленности (50%.)...» (Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы).
Я не открою Америки, если скажу, что деятельность педагога УДОд отличается от деятельности учителя в школе. Это связано, в первую очередь, как с различным интересом направленности учащихся и их родителей, так и с психологическим фактором. Как я уже отмечала раньше, у детей в школе занята первая половина дня. Причем, занята напряженной умственной работой. Дети приходят в УДОД во второй половине дня или в выходной день (субботу). Для того, чтобы снять школьную тревожность, отвлечь внимание ребенка от строгой регламентации школьной жизни, педагогу необходимо задействовать целый ряд факторов, способствующих отвлечению, психологической разрядке и вызывающих стойкий интерес к предлагаемому предмету изучения.
В своей работе я, как и многие наши педагоги, пользуюсь некоторыми методиками, позволяющими сохранить интерес детей, как к предмету, так и к самому нахождению в стенах родного учреждения. Дети должны хотеть придти на занятие, невзирая на усталость, на любую погоду. Различные дидактические формы организации занятий позволяют разнообразить способы педагогического общения с учащимися. Занятие-урок, занятие-мастерская, экскурсия, презентация, праздник, выставка (в том числе персональная выставка учащегося).
Очень важна и доброжелательная обстановка в коллективе. Элементы игры, некоторые слова – прибаутки позволяют мне при объяснении трудных моментов обучения новым приемам, создают легкую, приятную атмосферу. Эмоциональный фон, эмоциональный комфорт образовательного процесса – это есть готовность ребенка и педагога к конструктивному общению и формальному, и неформальному. А доверие ребенка, его открытость взрослому дорогого стоит.
Обстановка в кабинете тоже располагает к приятной работе: цвет стен – топленого молока я выбирала специально, чтобы в кабинете казалось тепло и светло в любую погоду. Расстановка столов таким образом, что дети сидят в круге (вообще-то в квадрате), позволяет мне, передвигаясь внутри этого круга, контролировать их работу. Уголок русской избы позволяет мне устраивать чаепития, проводить праздники по народным традициям.
Девичьи посиделки
Вот на этом аспекте – проведении народных праздников в многонациональном коллективе, мне и хочется остановиться.
«Не секрет, что нам приходится заново
учиться праздновать наши традиционные
праздники. Когда-то традиции передавались в
семье из поколения в поколение – «из уст в уста»,
«от сердца к сердцу». В силу известных нам
исторических причин, эта естественная связь была
прервана. Однако начиная приблизительно с
середины XIX в. и на протяжении всего XX в. велась
работа по собиранию фольклорных и
этнографических материалов о русских
национальных традициях. Благодаря этому мы можем
через школу, детский сад передать детям
богатейший культурный опыт родного народа, в том
числе, собранный нами и нашими предшественниками
материал.
Народная культура состоит из множества
взаимосвязанных частей: поэтического слова,
напева, игры, танца, рукоделия, ремесел, и др.
Традиционные праздники сконцентрировали в себе
все эти элементы.
Дети особенно остро воспринимают такую
особенность народных праздников, как их связь с
жизнью природы. Тысячелетние православные
праздничные традиции русского народа органично
соединяют в себе два начала: духовное (события
церковной истории) и древнеземледельческое
(этапы выращивания хлеба насущного), образуя
«годовой круг праздничных дней»
Согласно народным представлениям, Пасха не
случайно приходится на весну, когда вместе с
Божьим воскресением воскресает и весь Божий мир,
а Богородичные праздники – Успение, Рождество
Пресвятой Богородицы и Покров – на осень, когда
собран урожай и в природе так ярко проявляется ее
материнская, благая, милостивая к людям сущность.
Народный праздник – веками отработанный
способ единения людей в коллективном
сопереживании события. Здесь нет деления на
исполнителей и зрителей-потребителей. Используя
народный опыт, мы можем помочь детям творчески
проявить себя уже в процессе подготовки к
празднику, не говоря о самом праздничном действе,
приобщиться к радости коллективного
сотворчества. В свою очередь, дети могут помочь
своим родителям открыть для себя новый мир.
Приобщение детей к народным традициям
помогает педагогам воспитывать здоровую,
гармоничную личность, способную преодолеть
жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и
дух до глубокой старости. Незаменимый материал
для такой педагогической работы – детские
традиционные игры: как самостоятельный
культурный комплекс и как элемент народных
праздников.»
Вот такую прекрасную большую цитату из методического сборника «ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» Санкт-Петербургского Педагогического Университета я нашла при подготовке этой статьи.
В течение 10 лет я преподавала «Народный календарь» детям младшего школьного возраста, являлась руководителем студии народного творчества «Родная Земля». Могу поделиться опытом проведения народных праздников в классах начальной школы и коллективе, направленном на декоративно-прикладное творчество. Может быть, мой опыт поможет кому-нибудь избежать некоторых ошибок.
«Более половины детей, занимающихся в
учреждениях дополнительного образования, из
семей с достаточно низким достатком и семей
мигрантов. Таким образом, система
государственной поддержки развития детского
творчества и досуга, предоставляет детям данной
категории возможность становиться успешными,
социально востребованными личностями и получать
навыки ранней социализации.» (Программа
воспитания учащихся общеобразовательных
учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы).
Программа патриотического воспитания
учащихся Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы (которая
не утеряла актуальности и сейчас) была призвана
обеспечить решение основных задач в области
патриотического воспитания, а именно:
- «… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»
И та же Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы дает нам основные принципы организации воспитания, одним из которых является
- толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
Я провожу 3-4-5 традиционных праздников в коллективе, соответствующих природному народному календарю: Осенины (Девичьи посиделки) – на первых школьных каникулах, Святки – на зимних каникулах, Масленицу и Пасху по церковному православному календарю. Иногда, на последнем занятии веду детей «завивать березку» по обычаю Троицы. При этом, я особенно не акцентирую внимания детей на то, что это праздники типично русские. Часто бывает так, что дети других национальностей, вероисповедований, после занятий интересуются у своих родителей, дедушек и бабушек, как проходят праздники у них, и на следующих занятиях делятся своими впечатлениями. Сравнивая обычаи разных народов, дети понимают, что в обычаях и праздниках, и даже вере есть много общего. Ведь, например, праздник урожая (Осенины) празднуется у всех народов мира, православие исповедует не только русский народ, играть, веселиться, угощать друг друга принято на всех континентах от севера до юга независимо от национальной принадлежности.
Как правило, я не готовлю детей специально к празднику. Мы не разучиваем длинных речёвок, не учим специальных стихов. Единственное, что от них требуется, это принести угощение к чаепитию и, может быть, подарок к Святкам, яичко к Пасхе, или вспомнить стихи, пословицы и песенки, что изучали в школе. Дети получают праздник, как подарок, как сюрприз.
Для проведения праздников необходимо составить сценарий. В сценарии надо предусмотреть разные виды деятельности для одного и того же пункта сценария. Проведение праздника – дело не простое. Оно зависит от возраста детей, состава – мальчики-девочки, сплоченности, настроя коллектива. Если, например, в группе не идет одна игра, надо срочно заменить ее на другую. Если нет настроя на веселые игры, будьте готовы к «тихому» сценарию в начале праздника, потом немного поиграете. Обычно праздник проводится по схеме: зачин – разъяснение смысла праздника, разгар – игры, конкурсы, может быть мастерская, угощение, кончин – тихие игры, раздача подарков и уборка.
Зачин – начало праздника, введение в праздник, создает настроение предвкушения праздника, подготавливает эмоциональный фон. Зачин может включать в себя беседу, викторину по теме праздника. Лучше всего придумать и провести небольшое инсценированное представление.
Педагог может использовать любые игрушки, коробочки – корзиночки и прочий реквизит, который можно найти в любом доме. У меня есть имитированный русский народный костюм на себя и элементы костюмов для детей, «помощница» Аленушка – кукла на руку, предметы русского быта в «избе» в кабинете.
Праздник в школе № 134. Выбрали Масленицу
Необходимо следить, чтобы зачин был не слишком длинным, детям были понятны все слова, если, например, читается сказка (Например: «жерновцы – маленькая ручная мельница, вроде той на которой наши бабушки кофе мололи»)
Разгар – здесь дети из слушателей превращаются в главных действующих лиц. Можно разделить их на группы (команды) и провести конкурсы. Можно провести викторину или конкурсы, рассчитанные на индивидуальное участие ребенка. Все зависит от обстановки в коллективе, от возраста и сплоченности детей. Для детей, незнакомых друг с другом, лучше выбрать подвижные игры. Здесь большой простор для воображения педагога. Главное, не переборщить, не дать детям слишком разгорячиться. Ну, учителя знают, что творится иногда в классе после беготни на больших переменах. Поэтому все подвижные игры нужно контролировать.
Игра «Бегут ручьи». Школа № 147
Небольшая ремарка: мой опыт показывает, что, прежде чем ставить детей в хоровод, нужно их успокоить, иначе наш хоровод будет носиться по кривой дуге и ронять всех окружающих и самих себя на пол. Незнакомые друг с другом дети или дети 1-2 классов идут в хороводе легче. Для школьников средних классов такие игры уже не очень подходят.
В празднике «по тихому сценарию» предполагается занятие – мастерская. Только занимаемся мы не тем рукодельем, которое является основным в коллективе, а совсем другим. У меня дети, изучающие бисероплетение, делают Вербных херувимчиков – куколок из ткани, игрушки из губки, Святочного ангелочка из бумаги, мартинку – куколку из ниток. Занятие должно быть недолгим – максимум 20 минут, и легким в исполнении.
Игрушка из губки
Угощение – как правило, самое ожидаемое действие праздника. У меня дети сами приносят угощение на праздник, но и я дублирую: покупаю печенюшки, конфеты. На Масленицу пеку блины, на Пасху – куличи. На Осенины проводим пирогами с капустой. Проследите за тем, чтобы у всех детей была возможность дотянуться до сладкого. Лучше разделить то, что принесли вы и дети, на мелкие кусочки и расставить поровну по всему столу. Не бойтесь делить одну печенинку на 4 части. У меня дети сидят под иконой за общим столом, поэтому с ними предварительно проводится беседа о том, как нужно вести себя «перед лицом Бога». Разъясняется, почему стол называли раньше «ладонью Божьей», почему вообще нельзя ни стучать по столу, ни, тем более, сидеть на нем. Это дисциплинирует. И вообще, угощение лучше до поры прикрыть чем-нибудь, чтобы не отвлекать детей от праздника.
Пасхальный стол
Кончин – завершающая стадия праздника, красивая точка, которая запоминается и подводит итог к празднику. Если праздник проводится по «тихому сценарию», т.е. без подвижных игр, после того, как дети подкрепились, можно провести несколько игр за столом. Убираем со стола дружно. Каждый моет свою посуду. А потом играем либо за столом, либо в круге из стульев. Если предусмотрена раздача подарков, то их не просто раздаем, а разыгрываем, либо в лотерею, либо в фанты. Очень хорошо было бы, чтобы каждый ребенок получил небольшой сувенир.
И самое главное! Чтобы ваш праздник запомнился, в нем должна быть какая-то интрига. Например, пропажа главной героини – куклы Аленушки. Пусть дети везде поищут, куда же она спряталась? Подумают, может быть, обиделась на что-нибудь.
Для проведения праздника советую предложить родительскому комитету собрать небольшую сумму на угощение, награды детям при проведении конкурсов и сувениры. Вообще, по моему опыту, родители с удовольствием участвуют в играх и забавах. Можно предложить конкурс для двух команд – детей и родителей. После «тихого» праздника дети уносят с собой сувенир, изготовленный собственными руками.
Пасхальная открытка
При проведении праздников необходимо понимать связь даты праздника с природными явлениями. Это нужно учитывать во всех аспектах: и в предварительной беседе, и в играх (см. приложения), и, даже, в угощении для чаепития.
Так для первого осеннего праздника подходит сказка «Глупый барин», в которой говориться о том, как барин запретил своим крестьянам праздновать Осенины. (Приложение 2). Провожу викторины и конкурсы об урожае овощей, о засолке капусты, о козле – любителе капусты. Соответственно игры по теме: «Пир козла», «Шел козел по лесу». (Приложение 1)
Святки – в основном проводим как тихий праздник, таинственное время для колядок, гаданий. Мы можем поиграть в угадывание судьбы на год: под 3 чашки я кладу кусочек хлеба (быть счастливой), колечко (к дружбе) и картонную «пятерку». Но гадать по-настоящему мы не хотим, т.к. это противоречит нашим убеждениям. У нас в коллективе есть книга «Божье наказание за ворожбу». Читаем святочный рассказ, дети рассказывают «страсти-мордасти», играем в «Огарыш» при выключенном свете. (Приложение 1). Часть вечера стараемся провести при свечах и слабом свете ламп, расположенных возле доски.
Игра в «Огарыш»
На «тихом» празднике буквально за 10-15 минут можем сделать Святочного ангелочка из бумаги. Здесь уместно предложить детям приготовить дома маленькие подарки, завернуть их в красивую бумагу и разыграть в лотерею. Если ребенок получит свой подарок, можно поменяться. На всякий случай педагогу необходимо приготовить несколько подарков «от Деда Мороза», для тех, кто придет не готовым к празднику.
Масленица – веселый праздник проводов зимы. Хорошо бы выйти на улицу, полепить снежных баб. В помещении можно разыграть выборы Масленицы, «разбудить» домового. Игры уместны весенние: «Ручеек», «Течет ручей». С удовольствием дети играют в «Дударя». (Приложение 1).
«Дударь-дударь, что болит? – Пятки – присядки!»».
Из угощения – обязательны блины. Педагог должен позаботиться заранее о том, чтобы блины были на столе. Часто я пеку их сама, несмотря на то, что готовят дети и родительский комитет. Проводим конкурсы на самый большой, самый фигурный, самый… блин. Во время «тихого» праздника я предлагаю сделать куклу – мартинку (иначе веснянку, молдавский мерцешор) из ниток.
Завершаем Масленицу обязательно прощальным ритуалом. Все дети просят у всех прощения.
Пасха – самых значимый праздник для православных христиан, и мы его обязательно празднуем. Здесь я всегда надеваю народный костюм, приношу 2-3 деревянных крашеных яиц. Стараюсь провести праздник как можно более весело. После вступительной вводной части, посвященной смыслу праздника, мы играем с детьми в пасхальные игры с яйцами. Использую игры: «Бой петухов», весенние игры: «Ручеек», «Течет ручей». (Приложение 1)
В Пасхальных обычаях есть один деликатный момент: христосование. Я учу детей христосоваться «щечка к щечка», а потом с детьми постарше, после игры в перетягивание ремешка, провожу игру «Ураза». Недавно убедилась, что и первоклашки с интересом и пониманием играют в эту поцелуйную игру.
Угощение, конечно, состоит из куличей. Яйцами можно просто поменяться, чтобы потом не утонуть в скорлупках.
Троица или зеленые Святки. Проводится как итоговый праздник. Основной смысл праздника – конечно награждение и подведение итогов. Но и о традициях не надо забывать. Нужно заранее выбрать березку, к которой повести детей. Водим хороводы вокруг березки, завиваем ее (2-3 ветки связываем в виде венка ленточками). По желанию между детьми проводится ритуал «кумовства». Он проходит очень просто: через венок 3 раза целуются (щечка к щечке – уже умеют!) подружки (друзья) и говорят «волшебные» слова: «Мирись-мирись-мирись, и больше не дерись!..». Главное – не поссориться в этот день, тогда дружба на год им обеспечена.
В качестве приложений хочу дать описание некоторых игр (Приложение 1) и осеннюю сказку Шорыгиной Т.А. «Глупый барин» (Приложение 2).
Список литературы, используемой при подготовке статьи.
- Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы
- Программа патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 № 1791.
- Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В Емельянова и др.; Под общей ред. Е.И. Якубовской, – СПб.: СПбАППО, 2005. – 288 с.: ил, 15ВМ 5-7434-0267-1
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД. Статья. Чурилина И.Н. к.э.н, методист ДДЮТ Кировского района; Щербо О.Н., зав. учебно-методическим отделом ДДЮТ Кировского района. Источник неизвестен.
- Образовательная программа «Народный календарь». Педагог Ачкасова И.В. ДДЮТ Красногвардейского р-на.
- Образовательная программа «Бисерная мозаика». Педагог Ачкасова И.В. ДДЮТ Красногвардейского р-на.
- Сценарии праздников, созданные педагогами Горшеневой (2003-2006) и Ачкасовой И.В. (2007-2010г) ДДЮТ Красногвардейского р-на.
Список литературы, рекомендуемой педагогам.
- Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В Емельянова и др.; Под общей ред. Е.И. Якубовской, – СПб.: СПбАППО, 2005. – 288 с.: ил, 15ВМ 5-7434-0267-1
- И. Панкеев. Русские народные игры. (Выходные данные не известны)
- Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб.: «Историческое наследие», 1994.
- Российский Этнографический музей – детям. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001
- Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. /Собр. М. Забылина. - Репринт М. 1880. – М.: «Книга Принтшоп», 1990.
- Шорыгина Т.А. «Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.» (Развивающие сказки для детей.). Изд. М.: «Прометей», «Книголюб», 2004.