Далёк ещё тот день, когда главным стимулом добросовестной учёбы станет убеждение, что уровень жизни специалиста прямо связан с уровнем знаний, полученных в учебном заведении. Пока же актуальна задача создания стимулов, побуждающих и учащегося, и преподавателя прикладывать максимум сил для качественной работы. Нужно сделать так, чтобы учащемуся стало выгодно учиться регулярно и хорошо. С точки зрения современных требований важно не только дать знания. Для того, чтобы знание специалиста было мобильным, он должен быть способным обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать их в практической деятельности. В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретает колоссальную значимость.
Технологически «сжатие» учебной информации может быть достигнуто различными методическими приёмами: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, укрупнённое упражнение и сверхсимвол, структурная блок-схема темы, опорный конспект, генеалогическое древо и т.д.
Блок-схема может выполнять функции как проблемных, так и обобщающих учебных элементов. В блок-схеме важна последовательность компонентов в изучаемой теории: основание – ядро – приложение. В основании теории представлены опорные понятия, факты, способы действий, актуализация которых необходима при изучении её ядра. А приложения содержат учебный материал, обеспечивающий реализацию внутрипредметных, межпредметных связей и взаимосвязи общей и профессиональной подготовки учащихся. Блок-схема в зависимости от дидактической цели может быть более или менее развёрнутой.
При осуществлении «сжатия» программного материала «наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырёх кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном». Это положение является принципиальным при построении технологии проблемно-модульного обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Инвариантными компонентами в модуле выступают: учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога. Для облегчения ориентации обучаемых в модуле предлагается ряд символических обозначений, указывающих дидактическую цель, наиболее важные фрагменты текста, контрольные вопросы.
Преимущества и особенности метода модульного обучения:
– разбивка специальности на законченные части
(модули и его элементы), имеющие самостоятельное
значение,
– отсеивание материала, являющегося «лишним»
для данного конкретного вида работ,
– максимальная индивидуализация продвижения в
обучении.
Модуль – это определённый объём учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо профессиональной деятельности. При подготовке к занятиям преподаватель отбирает учебные элементы из соответствующего раздела программы.
Учебный элемент может быть представлен в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
– точно сформулированная учебная цель,
– список необходимого оборудования, материалов
и инструментов, список смежных учебных
элементов,
– собственно учебный элемент в виде краткого
конкретного текста, сопровождаемого подробными
иллюстрациями,
– практические занятия для отработки
необходимых навыков, относящихся к данному
учебному элементу,
– контрольная (проверочная) работа, которая
строго соответствует целям, поставленным в
данном учебном элементе.
Компоненты учебного элемента не являются жёстко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от конкретной дисциплины.
Учебный элемент – это микроструктура современных педагогических технологий. УЭ возможно применять в любой педагогической технологии, на различных этапах урока. Описание УЭ предполагает раскрытие всех основных его характеристик: идентификация, название технологии, концептуальная часть, особенности содержания УЭ, процессуальная характеристика, программно-методическое обеспечение.
При составлении УЭ нужно соблюдать следующие правила:
– определение целей УЭ, которые предполагают
формирование у учащихся новых понятий и способов
действий,
– формирование понятийного аппарата, т.е.
наличие текста в терминах, цифровых данных,
– формирование аппарата ориентирования:
нумерация страниц, оглавление,
последовательность выполнения задания,
– формирование аппарата усвоения: наличие
вопросов перед текстом, по ходу или после,
теоретические или практические задания, тесты,
устный опрос, постановка проблемы,
– иллюстрации: фотографии, рисунки, схемы,
портреты учёных,
– актуальность знаний на данный момент.
Отбор учебных элементов может быть произведён эмпирическим путём и методом моделирования. Эмпирический путь предполагает построение содержания занятий на основе прошлого опыта предшествующей деятельности. Качество отобранного материала содержания проверяется после завершения обучения – по результатам обученности учащихся. Эмпирический путь отбора содержания не даёт возможности преподавателю предвидеть результаты своей деятельности заранее. Метод моделирования позволяет проводить анализ содержания учебной информации до того, как занятие состоится в учебной аудитории. Смысл моделирования состоит в том, что оно помогает увидеть и понять процесс формирования и развития научных знаний, рассмотреть системы связей между учебными элементами, обозримо представить содержание будущего занятия в виде модели. Этот метод стал основным в технологии модульного обучения, где в жёсткой иерархии построены и объединены в систему учебные элементы, образующие по отношению друг к другу различные уровни (модули).
Применяя строгий системный анализ понятийного аппарата каждого предмета, преподаватель может выделить группы основных фундаментальных понятий, логически и компактно сгруппировать материал, избежать повторений как внутри предмета, так и в смежных дисциплинах. Фактически это шаг к модульному разделению учебной информации, которое в отличие от традиционного сложившегося построения курса по темам, даёт значительную экономию за счёт сокращения второстепенного материала. По оценке исследователей, модульное обучение позволяет сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.
Работа учащихся с УЭ способствует «самообъяснению» учащихся и формированию общеучебных навыков путём многократного повторения действий и операций, возбуждает интерес к теме, создаёт эмоциональный настрой. Переход от обычной учебной программы к представлению содержания обучения в виде учебных элементов – это средство преодоления формализма, так как неопределённые словесные формулировки заменяются чёткими учебными элементами. Абсолютная определённость состава содержания обучения, его структурированная наглядность облегчает изучение предмета: преподаватель и учащиеся видят отдельные учебные элементы, их взаимную связь, главные и второстепенные вопросы.
Применяя учебные элементы, их следует выстроить в логике учебного занятия: одни элементы могут быть предложены в готовом виде через объяснительно-иллюстративные методы, из других будут сделаны учебные ситуации «с открытиями», с третьими учащиеся ознакомятся путём самостоятельной работы. Характер сцепления одних учебных элементов с другими определяется целями изучения данной темы.
ПЛАН УРОКА
Предмет: Технология столярных и плотничных работ и производственное обучение
Профессия: Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.
Тема урока: «Устройство кровельной системы «Металл Профиль».
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний по устройству кровельной системы из прогрессивного материала – металлочерепицы, ведущей строительной фирмы производителя «Металл Профиль»; ориентировать учащихся на применение теоретических знаний при выполнении практических работ.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные (работа с печатным словом – учебный элемент), практические.
Межпредметные связи: материаловедение – виды кровельных материалов.
Наглядные пособия: учебный элемент (Приложение 1), образцы металлочерепицы.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть: подготовка учащихся к уроку , наличие учащихся.
II. Введение в новую тему через краткое повторение ранее изученного материала
– основные элементы крыши;
– устройство наслонных стропил;
– устройство висячих стропил;
– основные виды кровли;
– последовательность устройства кровли из
асбестоцементных листов;
– виды кровли из металлочерепицы.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово преподавателя: в настоящее
время такой кровельный материал как шифер
выходит из употребления в жилищном и гражданском
строительстве. На смену идут экологически чистые
кровельные материала. Широкое распространение в
мире получили кровли из металлочерепицы. Такие
кровли более долговечны и надежны в
эксплуатации, имеют красивый внешний вид. Легко
монтируются из-за легкого веса кровельного
материала.
Сегодня на уроке вы самостоятельно изучите
устройство кровельной системы «Металл Профиль»
по учебному элементу (Приложение
1).
План изучения:
1. Преимущества кровли из металлочерепицы.
2. Монтаж кровельной системы.
3. Инструменты для монтажа.
IV. Проверка усвоения – тестирование
V. Обобщение и подведение итогов урока