Представление о слоге как о минимальной произносительной единице. Слово состоит из слогов. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


На данном уроке школьники работают в парах, учатся находить ответы на поставленные вопросы, доказывать свою точку зрения и выслушивать наблюдения своих одноклассников. Весь урок построен таким образом, что ни один  из учеников не останется без внимания. Каждому придётся выполнить свою часть работы и сделать для себя открытие, побывать в роли первопроходца.
При закреплении материала учащиеся сами выбирают себе задание по силам. Осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Задания, предлагаемые на уроке, можно дополнять или изменять по усмотрению педагога.

Цели урока:

  • научить различать слова и слоги как минимальные произносительные единицы;
  • тренировать способность выделять в слове слоги и составлять из слогов слова;
  • обеспечить мотивацию учения школьников,
  • формирование умения работать со справочной литературой;
  • развивать у школьников способности к оценочной деятельности;
  • познакомить с классификацией  слов по количеству слогов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск CD, орфографические словари, ватман с изображением улитки.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок.
Включается песня В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка». Учитель изображает на доске рисунок улитки.
– Какое настроение у нашей улитки? Как вы определили, что весёлое, солнечное?
– Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.
– У вас на столах изображения улыбок. Они нам будут помогать во время всего урока.
Беседа.
Мотивировка к работе.
Формирование положительного настроя на работу.
Основная часть.

1. Чистописание.

На доске: с, л, к, е, в.
– Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
– Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
– Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?
Обсуждение. Нахождение общего признака и исключение лишней буквы.

Определение закономерности и написание элементов.

Взаимопроверка.
Мотивировка деятельности.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения объективно оценить работу своего товарища.
Формирование умения работать в парах.
2. Словарная работа Даны изображения: утка, червяк, ель, игла, кит.
– Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось?
– Кого можно назвать учеником? В каких учреждениях может учиться такой человек? Дайте полное определение слову ученик.
Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить?
 

Развивают  речь.

 

Работают со словарём.

Формирование умения работать со справочной литературой.
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Планирование деятельности.
– Назовите «лишнее» в предложенной группе: пок, ле, зим, ученик, де.
Обоснуйте свой вывод.
– Объясните,  какая взаимосвязь между слогом и словом. Дополните слог до целого слова.
– Откройте учебник на стр…. Определите тему урока.
– Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни.
– Предположите, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»?
– Давайте составим план, чем будем заниматься.
Знание отличительных характеристик слога и слова.

Анализируют и делают выводы.

Озвучивают практическую необходимость изучения темы.

 

Планируют ход работы.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения ориентироваться в учебнике.
Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы.
Умение планировать свою деятельность.
4. Работа с новым материалом.
Открытие нового знания.
– Предложите способ, позволяющий не считая при произнесении выдыхаемых толчков, определить количество слогов.
– Проведите эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: один ученик (в паре) определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков, а другой – подсчитывая количество гласных в слове.
У детей распечатки трёх столбиков слов:
дом           песня          корова
сон           краны          собака
мир          кольцо         ученик
– Сравните результат по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов, поделитесь результатом с собеседником.
– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов.
– В парах обсудите результат работы.
– Сформулируйте свои выводы.
 

 

 

Дети работают в паре. Сравнивают результаты, озвучивают результат.
Развитие умения вести диалог.

Умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения.
Умение работать в паре, соблюдая правила.
Умение проявлять интеллектуальную активность.
Умение работать по плану. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника.
Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения.
Умение чётко формулировать свои мысли.
Физкультминутка Звучит музыка(по выбору учителя)
Правила игры: если называется слово – можно выполнять любые движения, если слог – дети замирают.
Выполнение условия игры под музыку. Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Закрепление материала – Раскройте особенности определения количества слогов в слове.
– Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.?
– Свяжите воедино это наблюдение с предыдущим.
– Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор.
– Откройте учебники на стр…. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных.
– Молодцы, вы сами вывели правило.
– Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь?
– Разукрасьте рисунок улыбки тем цветом, который соответствует вашей работе.
– Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы?
– Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова.
– Продумайте для своего партнёра задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: уха, ворона, лещ, корыто, маяк и т.д.
Развитие монологического высказывания.

Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»).

Дети говорят о возможных трудностях.

Самооценка деятельности.

Творческое выполнение задания.

 

Работа в паре.

Формирование умения извлекать информацию из текста учебника и соотносить с собственным выводом.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения.
6. Самостоятельная работа. Выберите для самостоятельной работы задание на выбор:
  1. Разделить слова на слоги.
  2. Разделить слова на столбики по количеству слогов.
  3. Соотнести слова и схемы. Придумать к каждой схеме своё слово.

– О чём нужно помнить при выборе задания?

Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. Умение доказывать между схемой и словом совместимость.
Умение устанавливать аналогии.
Умение работать самостоятельно.
Итог урока.
Рефлексия.
– В чём упражнялись на уроке?
– Чью работу вы хотели бы отметить?
– Какую домашнюю работу вы хотели бы получить?
– Попробуйте найти информацию о самом длинном слове или придумайте сами, определите в нём количество слогов.
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку».
Оценка деятельности одноклассников и самооценка. Мотивировка познавательной активности  в изучении темы.
Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.