На данном уроке школьники работают в парах,
учатся находить ответы на поставленные вопросы,
доказывать свою точку зрения и выслушивать
наблюдения своих одноклассников. Весь урок
построен таким образом, что ни один из
учеников не останется без внимания. Каждому
придётся выполнить свою часть работы и сделать
для себя открытие, побывать в роли первопроходца.
При закреплении материала учащиеся сами
выбирают себе задание по силам. Осуществляется
дифференцированный подход в обучении.
Задания, предлагаемые на уроке, можно дополнять
или изменять по усмотрению педагога.
Цели урока:
- научить различать слова и слоги как минимальные произносительные единицы;
- тренировать способность выделять в слове слоги и составлять из слогов слова;
- обеспечить мотивацию учения школьников,
- формирование умения работать со справочной литературой;
- развивать у школьников способности к оценочной деятельности;
- познакомить с классификацией слов по количеству слогов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск CD, орфографические словари, ватман с изображением улитки.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок. |
Включается песня В.Я. Шаинского на стихи
М.С. Пляцковского «Улыбка». Учитель изображает на
доске рисунок улитки. – Какое настроение у нашей улитки? Как вы определили, что весёлое, солнечное? – Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. – У вас на столах изображения улыбок. Они нам будут помогать во время всего урока. |
Беседа. Мотивировка к работе. |
Формирование положительного настроя на работу. |
Основная часть. 1. Чистописание. |
На доске: с, л, к, е, в. – Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему. – Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. – Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? |
Обсуждение. Нахождение общего признака
и исключение лишней буквы. Определение закономерности и написание элементов. Взаимопроверка. |
Формирование умения на основе анализа
делать выводы. Формирование умения объективно оценить работу своего товарища. Формирование умения работать в парах. |
2. Словарная работа | Даны изображения: утка, червяк, ель,
игла, кит. – Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось? – Кого можно назвать учеником? В каких учреждениях может учиться такой человек? Дайте полное определение слову ученик. Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить? |
Развивают речь.
Работают со словарём. |
Формирование умения работать со справочной литературой. |
3. Актуализация знаний. Постановка
учебной задачи. Планирование деятельности. |
– Назовите «лишнее» в предложенной
группе: пок, ле, зим, ученик, де. Обоснуйте свой вывод. – Объясните, какая взаимосвязь между слогом и словом. Дополните слог до целого слова. – Откройте учебник на стр…. Определите тему урока. – Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни. – Предположите, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»? – Давайте составим план, чем будем заниматься. |
Знание отличительных характеристик
слога и слова. Анализируют и делают выводы. Озвучивают практическую необходимость изучения темы.
Планируют ход работы. |
Формирование умения на основе анализа
делать выводы. Формирование умения ориентироваться в учебнике. Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы. Умение планировать свою деятельность. |
4. Работа с новым материалом. Открытие нового знания. |
– Предложите способ, позволяющий не
считая при произнесении выдыхаемых толчков,
определить количество слогов. – Проведите эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: один ученик (в паре) определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков, а другой – подсчитывая количество гласных в слове. У детей распечатки трёх столбиков слов: дом песня корова сон краны собака мир кольцо ученик – Сравните результат по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов, поделитесь результатом с собеседником. – Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов. – В парах обсудите результат работы. – Сформулируйте свои выводы. |
Дети работают в паре. Сравнивают результаты,
озвучивают результат. |
Умение высказывать предположения,
прогнозирование, доказательство своей точки
зрения. Умение работать в паре, соблюдая правила. Умение проявлять интеллектуальную активность. Умение работать по плану. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника. Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения. Умение чётко формулировать свои мысли. |
Физкультминутка | Звучит музыка(по выбору учителя) Правила игры: если называется слово – можно выполнять любые движения, если слог – дети замирают. |
Выполнение условия игры под музыку. | Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Закрепление материала | – Раскройте особенности определения
количества слогов в слове. – Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.? – Свяжите воедино это наблюдение с предыдущим. – Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор. – Откройте учебники на стр…. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных. – Молодцы, вы сами вывели правило. – Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь? – Разукрасьте рисунок улыбки тем цветом, который соответствует вашей работе. – Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы? – Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова. – Продумайте для своего партнёра задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: уха, ворона, лещ, корыто, маяк и т.д. |
Развитие монологического высказывания. Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»). Дети говорят о возможных трудностях. Самооценка деятельности. Творческое выполнение задания.
Работа в паре. |
Формирование умения извлекать
информацию из текста учебника и соотносить с
собственным выводом. Формирование умения представлять информацию в виде схемы. Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения. |
6. Самостоятельная работа. | Выберите для самостоятельной работы
задание на выбор:
– О чём нужно помнить при выборе задания? |
Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. | Умение доказывать между схемой и словом
совместимость. Умение устанавливать аналогии. Умение работать самостоятельно. |
Итог урока. Рефлексия. |
– В чём упражнялись на уроке? – Чью работу вы хотели бы отметить? – Какую домашнюю работу вы хотели бы получить? – Попробуйте найти информацию о самом длинном слове или придумайте сами, определите в нём количество слогов. – Вы довольны своей работой на уроке? – Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку». |
Оценка деятельности одноклассников и самооценка. | Мотивировка познавательной
активности в изучении темы. Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. |