Развитие моторной сферы ребенка, имеющего нарушения речи

Разделы: Логопедия


В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Цели:

  • Познакомить родителей с приёмами работы по развитию моторной сферы детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к совместным занятиям с детьми.
  • Развивать моторную сферу ребёнка (артикуляционную, мелкую, общую).
  • Задачи:

    • Коррекционные: Учить выполнять артикуляционные упражнения, конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик». Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов). Формировать конструктивный праксис.
    • Развивающие: Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к гармоничным цветовым сочетаниям.
    • Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, сообразительность, контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству выполнения своей работы.

    Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

    Ход занятия

    Организационный этап

    1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

    2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

    Основной этап

    1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

    А) Упражнение «Лягушки»:

    – Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
    (Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

    Б) Упражнение «Слоник»:

    – Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
    (Губы вытягиваются в «трубочку»)

    В) Упражнение «Змейка»:

    – Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
    Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
    (Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

    Г) Упражнение «Лошадка»:

    – Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
    (Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

    Д) Упражнение « Окошко»:

    – А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
    (Спокойное открывание и закрывание рта)

    Е) Упражнение «Блинчики»:

    – Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
    (Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

    Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

    – Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
    Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
    (Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

    З) Упражнение «Шарик»:

    – Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
    Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
    (Сильное раздувание обеих щёк)

    И) Упражнение «Часики»:

    – Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
    (Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

    К) Упражнение «Чистим зубки»:

    – Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
    (Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

    2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

    А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

    Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

    В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

    Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

    Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

    Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

    Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

    К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

    3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

    4 – Упражнение «Осенние ветки».

    Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

    Динамическая пауза:

    Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

    1.

    Ветер дует нам в лицо, Движения кистями рук к себе
    Закачалось деревцо. Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
    Ветерок всё выше, выше, Приподняться на пальцах ног и потянуться
    Деревцо всё ниже, ниже. Наклониться к полу
    Солнце поднимается, Выпрямиться, поднять руки вверх
    Ветки распускаются. Развести руки в стороны

    2.

    Руки подняли и помахали,
    Это деревья в лесу.
    Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
    Локти согнули, кисти встряхнули,
    Ветер сбивает росу.
    Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
    Плавно руками помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
    Как они сядут, покажем,
    Крылья сложили назад.
    Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

    Игровой этап

    1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

    2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

    Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

    Родителям предлагается помочь своим детям.

    3 – Подвижная игра «Найди пару».

    Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

    Этап соревновательный, завершающий

    В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

    Подведение итога

    Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.