Цели:
- познакомить с понятиями координатный угол и координата на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты;
- научить четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- развивать творческие способности;
- активизировать внимание с помощью применения мультимедийных средств обучения (презентация);
- воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.
Оборудование: мультимедийная презентация. (Приложение 1)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Формулировка темы, постановка учебных задач
– Послушайте стихи, которые нам предлагают ребята, и попробуйте определить тему и цели нашего урока.
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.На ракете чтоб летать, надо быстрым, смелым стать.
Чтобы космос изучать, надо хорошо считать.Мы все секреты разгадаем и с заданием справимся,
И тогда все на ракете в космос мы отправимся!На Луну мы полетим, на Венеру и на Марс,
Все планеты посетим, так мечтает весь наш класс!
(Ответы детей)
– Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в в космосмическое путешествие. Во время которого мы познакомимся с новыми математическими терминами, научимся находить координаты на плоскости.
3. Актуализация знаний
– Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой
Атмосферой окружает бесконечно большое
пространство. Это космос. В нем находятся
небесные тела: звезды, планеты. Звезды – это
очень большие небесные тела. Они светятся сами и
освещают планеты.
– Скопление звезд, которое мы можем увидеть
ночью, древние греки назвали Галактика. Наше
Солнце тоже входит в состав галактики. Она
состоит из 100 миллиардов звезд.
– Есть и другие галактики. Самые близкие к
нашей – Галактики называются Туманность
Андромеды и Магелланово облако.
– Солнце – это самая близкая к нам звезда.
Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам
свет и тепло. Солнце в 109 раз больше нашей планеты.
Как и все остальные звезды, Солнце представляет
собой гигантский шар из раскаленных газов. В
основном это водород и гелий. Астрономы
подсчитали, что Солнцу хватит газового топлива
еще на 5 миллиардов лет.
– Вокруг Солнца вращаются планеты, образуя
Солнечную систему. Наша планета Земля
входит в одну из 9 планет Солнечной системы.
– Ребята, помогите Звездочету решить примеры
и отметить точки на числовом луче, тогда
названия планет станут в правильном порядке.
– О – начало отсчета;
– Каждой точке, отмеченной на числовом луче,
соответствует число. Это число называется
координатой точки;
(220 – 195) * 2 = 50 (Земля)
3600 : (6 * 20) = 30 (Венера)
9*50 – 330 = 120 (Плутон)
(143 + 157) : 3 =100 (Уран)
7200 : (10 * 9) = 80 (Юпитер)
20 * 8 – 70 = 90 (Сатурн)
(260 +140) : 20 = 20 (Меркурий)
8100 : 90 + 20 = 110 (Нептун)
(630 – 90) : 9 = 60 (Марс)
– Если считать, что т.О – это Солнце, то планеты
по отношению к Солнцу находятся именно в таком
порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
– Путь, по которому планета вращается вокруг
Солнца, называется орбитой. Орбиты планет
представляют собой эллипсы (вытянутые
окружности).
– Планета Венера не самая близкая к Солнцу, но
она самая жаркая, так как покрыта «одеялом» из
газов – толстым слоем облаков. Самая холодная
планета – Плутон, температура там минус 240
градусов по Цельсию. Самая большая планета –
Юпитер. Он такой громадный, что внутри него легко
смогли бы уместится все другие планеты. На его
поверхности уже 300 лет бушует колоссальный
ураган.
– У многих из них есть спутники.Самые близкие
к Солнцу – Меркурий и Венера – спутников не
имеют, у Земли один спутник – Луна, у Марса их два
– Фобос и Деймос.
4. Введение в тему урока
– Помогите Звездочету определить координаты
спутников Марса.
– Внимание на доску. Что вы видите? – показан
числовой луч и спутник F, лежащий на числовом
луче, спутник D – не лежит на координатной прямой
(числовом луче).
– Назовите координаты спутника F.
В тетради: F. ( ); учитель на доске.
5. Проблемная ситуация
– Определите координаты спутника – точка D.
(Ситуация затруднения)
– Вы смогли выполнить задание? Нет?
– Почему мы не можем выполнить это задание?
(Т. к. т. D не лежит на числовом луче)
Проблема: как определить координаты точки с помощью числового луча, если эта точка не лежит на числовом луче?
Поиск решения.
– Что будем делать? Попробуйте догадаться.
– Могут ли существовать еще точки, координаты
которых мы не сможем определить? Сколько их? (Кроме
точки D существует множество точек, не лежащих на
данном числовом луче.)
Подсказка учителя
Появляется сетка. Ответы детей.
Решение проблемы: Добавим к
данному числовому лучу ещё один. Проведём
таким образом: вертикально имеющейся прямой и
проходящую через начало координат, т.е. точку О.
– Какая фигура получилась? (Прямой угол)
В математике у каждого элемента, геометрической
фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем
дать название этой фигуре. Как назовем, что
получилось? (Учащиеся предлагают свои
названия)
Учитель дает название, которое принято в математике: координатный угол.
– Из чего построен координатный угол? (Из
лучей)
– Одну из сторон координатного угла
располагают горизонтально и называют – ось
ОХ;другую вертикально и называют – ось
ОУ.
– На чертеже направления осей обозначают
стрелками. Что означает направление? (В каком
направлении увеличиваются числа)
6. Работа в тетради
– Постройте в тетради координатный угол. Отметьте на своем чертеже место нахождения спутников F и D.
7. Работа с учебником
– Прочитайте правило на с.64. Очень важная
информация внизу страницы.
– Что нельзя путать при определении координат? (Порядок
чисел в паре)
– Назовите координаты т. D, т. М, т. К.
8. Первичное закрепление
– Если подойти к разглядыванию неба творчески,
то можно заметить, что некоторые звёзды образуют
узоры. Проведешь мысленно линию между
несколькими яркими точками и получишь ту или
иную фигуру. Именно эти фигуры люди древности и
называли созвездиями. Разные народы выделяли
разные группы звезд. Китайцы еще в 4 веке до н.э.
находили 122 созвездия, в которые включали 809
звезд, монголы XVIII века видели на небе 237 групп
звезд.
– Кассиопея – созвездие северного полушария.
Названо созвездие в честь жены эфиопского царя
Кефея и матери Андромеды, которая хвасталась
своей непревзойденной красотой. За что ее
покарали – привязали к креслу и заставили вечно
вращаться вокруг северного полюса. Кассиопея в
России – пожалуй, на втором месте по
популярности после Большой Медведицы. Эти два
созвездия светятся над страной круглый год
каждую ночь по обе стороны от Полярной звезды. И
они обычно являются первыми созвездиями, с
которых жители наших широт начинают изучение
звездного неба.
– Большая часть созвездия находится в Млечном
пути. В ясную и безлунную ночь можно различить
невооруженным взглядом до 90 звезд. 5 самых ярких
звезд образуют геометрическую фигуру созвездия,
напоминающую перевернутую и растянутую букву М.
– Лена и Миша получили задание построить
созвездие «Кассиопея» по заданным координатам:
А(1,6), В (2,3), С (4,4), D (6,2), Е (8,4).
(Выдаются карточки с координатными плоскостями и изображениями данных точек)
– Кто из ребят выполнил задание правильно?
– Какую ошибку допустил Миша? (Он перепутал
порядок чисел в паре)
9. Физкультминутка
10. Практическое задание
– Помощниками людей в изучении Земли, Солнца,
планет, звезд стали искусственные спутники –
космические аппараты, которые вращаются в
космосе вокруг Земли и доставляют нам оттуда
разнообразную информацию.
– Ребята, а кто первым поднялся в космос? Первым
летчиком-космонавтом стал 27-летний Юрий
Алексеевич Гагарин, его дублером – Герман
Степанович Титов.
– Когда это произошло? 12 апреля 1961 года с
космодрома Байконур впервые в мире отправился в
полет космический корабль с человеком на борту.
– Как назывался корабль, на котором
Ю.А.Гагарин облетел Землю? (Восток)
– Ребята, мы сейчас с вами попробуем нарисовать
космический корабль по заданным координатам.
Начертите в тетради координатный угол. Будьте
внимательны.
А (2,1), В (2,2), С (3,3), Д (3,8), Е (5,10), F (7,8), К (7,3), М (8,2), N (8,1), О (7,2).
(Проверка в парах)
– Сколько минут продолжался первый
космический полет? (108 минут)
– Переведите это число в более крупные единицы
измерения. (1 ч 48 мин)
– Задача состояла в том, чтобы совершить один
виток вокруг Земли, испытать воздействие на
организм человека невесомости, перегрузок при
старте и спуске, проверить надежность корабля.
Все в этом полете было впервые, все было
неизвестным. После оборота вокруг Земли
спускаемый аппарат корабля совершил посадку на
территории СССР в Саратовской области. На высоте
нескольких километров от поверхности Земли
космонавт катапультировался и совершил посадку
на парашюте вблизи спускаемого аппарата.
За совершенный полет Юрий Гагарин был удостоен высшей государственной награды СССР – звания Героя Советского Союза и множества других наград. Он стал почетным гражданином 16 городов в разных странах мира. Именем Гагарина был назван кратер на Луне и малая планета. (Приложение 2)
11. Задача: Первый космонавт мира Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел 43200 км за 90 минут. Какое расстояние он преодолевал каждую минуту? Каждую секунду?
12. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Что показалось самым интересным? Оцените свою и мою работу на уроке. (Приложение 3)
1. Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен2. Урок для меня показался
Коротким / длинным3. За урок я
Не устал / устал4. Материал урока мне был
Понятен / не понятен
Легким / трудным5. Домашнее задание мне кажется
Интересно / не интересно
13. Домашнее задание
Подготовить рассказ о любом созвездии и изобразить его на координатном угле. Координаты звезд записать под чертежом.