Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме "Координаты точек на плоскости. Путешествие в космос". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить с понятиями координатный угол и координата на плоскости;
  • научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты;
  • научить четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
  • развивать творческие способности;
  • активизировать внимание с помощью применения мультимедийных средств обучения (презентация);
  • воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Оборудование: мультимедийная презентация. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Формулировка темы, постановка учебных задач

– Послушайте стихи, которые нам предлагают ребята, и попробуйте определить тему и цели нашего урока.

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.

На ракете чтоб летать, надо быстрым, смелым стать.
Чтобы космос изучать, надо хорошо считать.

Мы все секреты разгадаем и с заданием справимся,
И тогда все на ракете в космос мы отправимся!

На Луну мы полетим, на Венеру и на Марс,
Все планеты посетим, так мечтает весь наш класс!

(Ответы детей)

– Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в в космосмическое путешествие. Во время которого мы познакомимся с новыми математическими терминами, научимся  находить координаты на плоскости.

3. Актуализация знаний

– Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой Атмосферой  окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: звезды, планеты. Звезды – это очень большие небесные тела. Они светятся сами и освещают планеты.
– Скопление звезд, которое мы можем увидеть ночью, древние греки назвали Галактика.  Наше Солнце тоже входит в состав галактики. Она состоит из 100 миллиардов звезд.
– Есть и другие галактики. Самые близкие к нашей  – Галактики  называются Туманность Андромеды и Магелланово облако.
– Солнце – это самая близкая к нам звезда. Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце в 109 раз больше нашей планеты. Как и все остальные звезды, Солнце представляет собой гигантский шар из раскаленных газов. В основном это водород и гелий. Астрономы подсчитали, что Солнцу хватит газового топлива еще на 5 миллиардов лет.

– Вокруг Солнца вращаются планеты, образуя Солнечную систему.   Наша планета Земля входит в одну из 9 планет  Солнечной системы.
– Ребята, помогите Звездочету решить  примеры и отметить   точки на числовом луче, тогда названия планет станут в правильном порядке.
– О – начало отсчета;
– Каждой точке, отмеченной на числовом луче,  соответствует число. Это число называется координатой точки;

(220 – 195) * 2 = 50            (Земля)
3600 : (6 * 20) = 30             (Венера)
9*50 – 330 = 120                (Плутон)
(143 + 157) : 3 =100            (Уран)
7200 : (10 * 9) = 80             (Юпитер)
20 * 8 – 70 = 90                  (Сатурн)
(260 +140) : 20 = 20            (Меркурий)
8100 : 90 + 20 = 110            (Нептун)
(630 – 90) : 9 = 60                (Марс)

– Если считать, что т.О – это Солнце, то планеты по отношению к Солнцу находятся именно в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
– Путь, по которому планета вращается вокруг Солнца, называется  орбитой. Орбиты планет представляют собой  эллипсы (вытянутые окружности).
– Планета Венера не самая близкая к Солнцу, но она самая жаркая, так как покрыта «одеялом» из газов – толстым слоем облаков. Самая холодная планета – Плутон, температура там минус 240 градусов по Цельсию. Самая большая планета – Юпитер. Он такой громадный, что внутри него легко смогли бы уместится все другие планеты. На его поверхности уже 300 лет бушует колоссальный ураган.
– У многих из них есть  спутники.Самые близкие к Солнцу – Меркурий и Венера – спутников не имеют, у Земли один спутник – Луна, у Марса их два – Фобос и Деймос.  

4. Введение в тему урока

– Помогите Звездочету определить координаты спутников Марса.
– Внимание на доску. Что вы видите?  – показан числовой луч и спутник  F, лежащий на числовом луче, спутник D – не лежит на координатной прямой (числовом луче).
– Назовите координаты  спутника F.
В тетради: F. (   );  учитель на доске.

5. Проблемная ситуация

– Определите координаты спутника – точка  D. (Ситуация затруднения)
– Вы смогли выполнить задание? Нет?
– Почему мы не можем выполнить это задание? (Т. к. т. D не лежит на числовом луче)

Проблема: как определить координаты точки с помощью числового луча, если эта точка не лежит на числовом луче?

Поиск решения.

– Что будем делать? Попробуйте догадаться.
– Могут ли существовать еще точки, координаты которых мы не сможем определить? Сколько их?  (Кроме точки D существует множество точек, не лежащих на данном числовом луче.)

Подсказка учителя

Появляется сетка. Ответы детей.

Решение проблемы: Добавим к данному числовому лучу ещё один. Проведём   таким образом: вертикально имеющейся прямой и проходящую через начало координат, т.е. точку О.
–  Какая фигура получилась? (Прямой угол) В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем дать название этой фигуре. Как назовем, что получилось? (Учащиеся предлагают свои названия)

Учитель дает название, которое принято в математике: координатный угол.

– Из чего построен координатный угол? (Из лучей)
– Одну из сторон координатного угла  располагают горизонтально и называют – ось ОХ;другую вертикально и называют – ось ОУ.
– На чертеже направления осей обозначают стрелками. Что означает направление? (В каком направлении увеличиваются числа)

6. Работа в тетради

– Постройте в тетради координатный угол. Отметьте на своем чертеже место нахождения спутников F  и D.

7. Работа с учебником

– Прочитайте правило на с.64. Очень важная информация внизу страницы.
– Что нельзя путать при определении координат? (Порядок чисел в паре)
– Назовите координаты т. D, т. М, т. К.

8. Первичное закрепление

– Если подойти к разглядыванию неба творчески, то можно заметить, что некоторые звёзды образуют узоры. Проведешь мысленно линию между несколькими яркими точками и получишь ту или иную фигуру. Именно эти фигуры люди древности и называли созвездиями. Разные народы выделяли разные группы звезд. Китайцы еще в 4 веке до н.э. находили 122 созвездия, в которые включали 809 звезд, монголы XVIII века видели на небе 237 групп звезд.
– Кассиопея – созвездие северного полушария. Названо созвездие в честь жены эфиопского царя Кефея и матери Андромеды, которая хвасталась своей непревзойденной красотой. За что ее покарали – привязали к креслу и заставили вечно вращаться вокруг северного полюса. Кассиопея в России – пожалуй, на втором месте по популярности после Большой Медведицы. Эти два созвездия  светятся над страной круглый год каждую ночь по обе стороны от Полярной звезды. И они обычно являются первыми созвездиями, с которых жители наших широт начинают изучение звездного неба.
– Большая часть созвездия находится в Млечном пути. В ясную и безлунную ночь можно различить невооруженным взглядом до 90 звезд. 5 самых ярких звезд образуют геометрическую фигуру созвездия, напоминающую перевернутую и растянутую букву М.
– Лена и Миша получили задание построить созвездие «Кассиопея» по заданным координатам: А(1,6), В (2,3), С (4,4), D (6,2), Е (8,4).

(Выдаются карточки с координатными плоскостями и изображениями данных точек)

– Кто из ребят выполнил задание правильно?
– Какую ошибку допустил Миша? (Он перепутал порядок чисел в паре)

9. Физкультминутка

10. Практическое задание

– Помощниками людей в изучении Земли, Солнца, планет, звезд стали искусственные спутники – космические аппараты, которые вращаются  в космосе вокруг Земли и доставляют нам оттуда разнообразную информацию.
– Ребята, а кто первым поднялся в космос? Первым летчиком-космонавтом стал 27-летний Юрий Алексеевич Гагарин, его дублером – Герман Степанович Титов.
– Когда это произошло? 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире отправился в полет космический корабль с человеком на борту.
– Как назывался корабль, на котором Ю.А.Гагарин  облетел Землю? (Восток)
– Ребята, мы сейчас с вами попробуем нарисовать космический корабль по заданным координатам. Начертите в тетради координатный угол. Будьте внимательны.

А (2,1), В (2,2), С (3,3), Д (3,8), Е (5,10), F (7,8), К (7,3), М (8,2), N (8,1), О (7,2).

(Проверка в парах)

– Сколько минут продолжался  первый космический полет? (108 минут)
– Переведите это число в более крупные единицы измерения. (1 ч 48 мин)
– Задача состояла в том, чтобы совершить один виток вокруг Земли, испытать воздействие на организм человека невесомости, перегрузок при старте и спуске, проверить надежность корабля. Все в этом полете было впервые, все было неизвестным. После оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата.

За совершенный полет Юрий Гагарин был удостоен высшей государственной награды СССР – звания Героя Советского Союза и множества других наград. Он стал почетным гражданином 16 городов в разных странах мира. Именем Гагарина был назван кратер на Луне и малая планета. (Приложение 2)

11. Задача: Первый космонавт мира Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел 43200 км за 90 минут. Какое расстояние он преодолевал каждую минуту? Каждую секунду? 

12. Итог урока

Что нового узнали на уроке? Что показалось самым интересным?  Оцените свою  и мою работу на уроке. (Приложение 3)

1. Своей работой на уроке я
Доволен   /    не доволен

2. Урок для меня показался
Коротким  /  длинным

3. За урок я
Не устал  /  устал

4. Материал урока мне был
Понятен  /  не понятен
Легким  / трудным

5. Домашнее задание мне кажется
Интересно  /  не интересно

13. Домашнее задание

Подготовить рассказ о любом созвездии и изобразить его на координатном угле. Координаты звезд записать под чертежом.