Задачи:
- Развивающие:
- развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
- развивать конструктивные способности, умение логически мыслить, рассуждать, доказывать свое решение;
- развивать находчивость и сообразительность.
- Обучающие:
- освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий;
- формировать умения делать простейшие умозаключения;
- учить анализировать, абстрагировать и классифицировать свойства предметов.
- Воспитательные:
- доставить детям радость и удовольствие от игры;
- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
- воспитывать выдержку, умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения.
Методы и приемы: беседа, рассуждение, словесные пояснения, указания, ответы на вопросы индивидуальные и хоровые, просмотр иллюстраций, анализирование схемы, объяснение хода и правил игры, подведение итогов игры
Предварительная работа:
- беседа по просмотру интеллектуальных телепередач: «Самый умный», «Галилео»;
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Продолжи предложение»;
- решение логических и конструктивных задач;
- индивидуальная работа и разучивание физкультминутки.
Словарная работа: млекопитающие, легкие, жабры, живые существа, интеллектуальная игра.
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: схема, предметные картинки: щука, карась, жук, бабочка, лиса, волк, ворона, воробей, кит, дельфин; условные обозначения: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые.
Раздаточный материал: схема, предметные картинки, условные обозначения: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые; карточки с картинками для игры «Третий лишний».
Литература:
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы под ред. Л.А. Венгера, Москва. Издательство “Гном и Д” 2000 г.
- Л.А. Грищук «Школа дошкольников», занимательные уроки, Москва. Издательство «Глобус», 2007г
Ход интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на отборочный турнир интеллектуальной игры «Умники и умницы». Встречайте участников игры.
Воспитатель называет каждого ребенка по фамилии и имени, дети выстраиваются на ковре лицом к жюри.
Воспитатель: Ребята, сейчас я представлю вам жюри, которое будет следить за игрой и оценивать конкурсы. В составе жюри:
- Дертева Светлана Станиславовна
- Вдовиченко Любовь Александровна
- Мухаметгалиева Гузель Маснавиевна
Воспитатель: Участники интеллектуальной игры готовы?
Воспитатель: Сегодня вам пригодятся такие качества как: ум и смекалка, внимание и выдержка, находчивость и сообразительность, взаимовыручка и честность.
Педагог приглашает участников занять свои места за игровыми столами.
Воспитатель: Жюри и участники игры представлены, осталось озвучить правила игры. Итак, уважаемые ребята, члены жюри, вопросы на игру нам прислали сказочные герои: Знайка, Буратино, знаток природы крокодил Гена, дядя Федор из Простоквашино, лиса Алиса. Каждому участнику игры будет задано по одному вопросу из каждого конкурса. Правильные ответы жюри оценивает в один балл. Кто наберет больше всех очков, будет удостоен звания победителя игры «Умники и Умницы».
Воспитатель: Итак, начинаем.
1-й конкурс «Разминка». Вопросы к этому конкурсу прислал Буратино.
Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный – тогда
Скажите громко слово "да".
Но смотри, не торопись,
На крючок не попадись.
1. Первоклашкам 10 лет? (Нет)
2. Форма круга у монет? (Да)
3. Живут жирафы в тундре? (Нет)
4. Лес – обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? (Да)5. Когда приходят холода,
На юг летят все птицы? (Нет)6. За вторником идёт среда? (Да)
7. За четвергом – суббота? (Нет)
8. Растает снег – в ручьях вода.
Весной бывает это? (Да)9. Вы веселые всегда? (Да)
Воспитатель:
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
2-й конкурс от крокодила Гены «Познавай-ка»
Воспитатель: В этом конкурсе всего
одно задание, оно предназначено для всех
участников игры. Задание сложное и его мы
разберем с вами все вместе. Согласны?
Крокодил Гена прислал для этого задания
следующие картинки, давайте их рассмотрим.
Воспитатель: Кто изображен на картинках?
Дети: На картинках изображены: птицы, животные, насекомые, рыбы.
Если дети не могут сразу разбить эти картинки на группы, то они просто перечисляют, кто изображен на картинках.
Воспитатель: Что одно общее есть у всех названных вами существ?
Дети: Они все живые.
Воспитатель: Значит, они все относят к живым существам.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит лист бумаги со схемой. Давайте мы сейчас с вами попробуем разобрать эту схему, обозначить каждую точку определенным названием и подобрать к ней соответствующую картинку.
Дети вместе с воспитателем подбирают условные обозначения к точкам: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые.
Воспитатель: Самая верхняя точка обозначает, что все они живые существа.
Воспитатель: Далее давайте, разделим все эти картинки на группы. На какие группы их можно разделить?
Дети предлагают свои решения, затем один ребенок выходит к доске и делит картинки на предложенные группы.
Воспитатель: На какие группы мы разделили с вами живых существ? Сколько их?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Найдите условные обозначения для данных групп у себя в тарелочках и обозначьте ими точки.
Воспитатель: Давайте дальше рассмотрим схему. Каждая группа: птицы, звери, насекомые, рыбы делится еще на несколько частей. Подберите самостоятельно картинки с живыми существами к каждой группе.
Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание крокодила Гены.
Воспитатель: Ребята, но у меня здесь остались еще две картинки: кит и дельфин. Как вы думаете, к какой группе мы их определим?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Давайте рассуждать. Где живут киты и дельфины?
Дети: В море, в океане, в воде.
Воспитатель: Значит, они могут быть рыбами?
Ответы детей
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Кто из вас знает, чем дышат киты и дельфины?
Воспитатель: Легкими. Первое отличие от рыб.
Воспитатель: Потомство рыб появляется из чего?
Дети: Из икринок.
Воспитатель: А киты и дельфины икру не мечут. У них сразу рождается детеныши, как у зверей.
Воспитатель: Вот второе отличие от рыб.
Воспитатель: И последние своих малышей мамы выкармливают молоком. Значит, к какой группе живых существ относится кит и дельфин?
Дети: Звери.
Воспитатель: А еще эту группу животных называют млекопитающие. Потому что все детеныши вначале питаются молоком матери.
Воспитатель: Уважаемое жюри все ребята с данным заданием справились правильно.
3-й конкурс «Отвечай-ка» от дяди Федора из Простоквашино
- У какого дерева белый ствол?
- На каком дереве растут желуди?
- У какого цветка на стебле острые шипы?
- Как еще можно назвать белый гриб?
- Какая ягода после мороза становится сладкой?
- Какое название грибов похоже на ласковое название животных?
- Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
- Какой ядовитый гриб едят северные олени?
Следующий 4-й конкурс «Рассуждай-ка»
Воспитатель: Задания к этому конкурсу прислал Знайка.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит по одной карточке с картинками. Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, как назвать все предметы на вашей картинке одним словом, но при этом одна из картинок лишняя, почему? Объясните свой ответ.
- Молоко, сок, хлеб – продукты. Лишний хлеб его едят, а сок и молоко, жидкие продукты, их пьют.
- Сосна, береза, дуб – деревья. Лишняя сосна – это хвойное дерево, а береза и дуб лиственное.
- Автобус, трамвай, троллейбус – транспорт. 1. вариант ответа – лишний трамвай он ездит по рельсам. 2. вариант ответа – лишний автобус, потому что у трамвая и троллейбуса есть усики, требуется электричество.
- Роза, астра, мать-и-мачеха – цветы. Лишняя мать-и-мачеха это лекарственное растение, а роза и астра, садовые цветы.
- Ручка, карандаш, книга – школьные принадлежности. Лишняя книга ее читают, а ручка и карандаш ими пишут.
- Валенки, сапоги, сандалии – обувь. Лишние сандалии, их носят летом, а сапоги и валенки зимой.
- Жираф, лев, белый медведь – животные. Лишний белый медведь он живет на севере, а жираф и лев в Африке.
- Воробей, ворона, ласточка – птицы. Лишняя ласточка это перелетная птица, воробей и ворона, зимующие птицы.
Последний заключительный 5-й конкурс «Хитрые вопросы» от лисы Алисы и кота Базилио
Воспитатель: А теперь не зевай очень быстро отвечай.
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько хвостов у пяти поросят?
- Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?
- На дереве сидят две вороны, одна смотрит на юг, другая на север. Видят ли они друг друга.
- На березе выросло 10 яблок. Катя сорвала одно яблоко. Сколько осталось яблок.
- Когда курица стоит на двух ногах, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если станет на одну ногу?
- У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Воспитатель: На этом интеллектуальная игра подошла к концу, прошу жюри подвести итоги конкурсов.
Слово жюри. Жюри награждает ребят медалями за участие в интеллектуальной игре.