Методы обучения с учетом уровней знаний учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Деятельность учащихся формируется не одномоментно, а проходит определённые этапы развития. Данные этапы в дидактике часто соотносят с уровнями знаний.

В процессе обучения английскому языку должна соблюдаться последовательность дидактических ситуаций в соответствии с приведёнными ниже уровнями знаний. Каждый метод обучения реализуется с учётом уровней знаний.

В дидактике выделяют четыре уровня знаний (В. П. Беспалько, Ефим Львович Белкин):

1) Знания-узнавания.
2) Знания-репродукции.
3) Знания-умения.
4) Знания-трансформации.

1 уровень знаний получил название «знания-узнавания, распознавания»

На данном уровне даются общие сведения об изучаемом объекте. Создаются ситуации, когда формулируются задания, в которых указан признак (признаки) интересующего нас объекта. Требуется найти соответствие или несоответствие предъявленного в заданиях этого же объекта указанному признаку (признакам). Репродуктивный метод обучения реализуется с учетом 1 уровня знаний.

1 уровень знаний

Указан признак объекта. Даны разные объекты, среди которых находится объект, признак которого назван. Требуется правильно определить (найти) объект по указанному признаку.

Примеры заданий 1 уровня на самостоятельную работу

Задание. Найдите подлежащее

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

В утвердительном предложении  подлежащее всегда стоит на первом месте.

I go to school every day. (I – подлежащее. Я совершаю действие)

Подчёркиваем одной чертой.

Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что? В данном задании указан признак интересующего нас объекта: подлежащего. По данному признаку дети находят подлежащее.

Перечень заданий 1 уровня:

(перед заданием даётся пояснение указанного признака)

  • Найдите сказуемое (подлежащее).
  • Найдите согласный звук (гласный звук).
  • Найдите второстепенные члены предложения.
  • Найдите существительное (глагол).
  • Найдите предложение (словосочетание).

Реализация репродуктивных методов обучения (словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в  «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания и запоминают их.

Таким образом, с помощью первого уровня знаний и репродуктивного метода обучения школьники получают общие сведения и распознают их по указанному признаку. Признак называет учитель, а дети воспроизводят данный признак, находя нужное по данному признаку.

2 уровень знаний – «знания-репродукции»

На данном уровне осуществляется усвоение необходимого и достаточного объёма знаний (взаимосвязанных элементов – учебной информации и алгоритмов её использования в деятельности).

На этом уровне создаются ситуации, когда ученик сам должен вспомнить признак (признаки) объекта или алгоритм действия и выполнить задание, связанное с выявлением соответствия или несоответствия предъявленного объекта его существенному признаку (признакам) или реализацией необходимого для получения ответа алгоритма.

2 уровень знаний

При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия) При выполнении задания, ученик определяет объект по его признаку, реализовывает алгоритм для получения ответа.

Примеры заданий 2 уровня на самостоятельную работу

Задание. Объедините слова в одну группу

A father, a sister, a daughter, a mother, a son, a mother, a grandfather.

Ученики видят, что во все слова можно объединить при помощи одного слова. Они вспоминают, что все слов относятся к одной группе – FAMILY (семья).

Перечень заданий 2 уровня:

  • Найдите слова с одинаковым лексическим или грамматическим значением.
  • Найдите согласный звук (гласный звук) и покажите его.
  • Найдите глаголы(существительные) с одинаковым окончанием.
  • Найдите имена, которые можно заменить местоимениями 3 лица единственного числа.
  • Найдите существительные в единственном числе.

При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия).

Таким образом, при выполнении заданий второго уровня реализуется репродуктивная деятельность учащихся, так как дети вспоминают и воспроизводят полученный на уроке материал. При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия). Реализация репродуктивных методов обучения (словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в  «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания, запоминают их и воспроизводят.

3 уровень знаний – «знания-умения»

Данный уровень предполагает использование приобретенных знаний в условиях, раннее не рассматриваемых в учебном процессе.

Здесь создаются ситуации предъявления заданий для преобразующего воспроизведения знаний. В них сообщается общая идея (принцип) построения и использования алгоритма решения задачи и выдвигается требование развить эту идею (этот принцип) применительно к конкретным условиям.

Задания должны способствовать тому, чтобы объём усвоенной обучаемыми информации увеличивался, знания углублялись, сфера их применения расширялась.

Предъявление и решение обучаемыми задач данного уровня является необходимым условием формирования творческой личности.

Обучаемый решает  задачу, используя ранее полученные знания.

Примеры заданий 3 уровня на самостоятельную работу

Задание 1. Вставьте пропущенную букву в слово.

BA__

Дети обсуждают вместе с учителем лексическое значение слова (что это может быть).  Учитель создал ситуацию для преобразующего воспроизведения знаний. Дети развивают идею, основываясь на знании понятий  об открытом и закрытом слоге, как найти пропущенную согласную букву, какая разница между гласными и согласными буквами в английском алфавите, названия букв алфавита.
Дети приходят к выводу, что на конце согласная, но варианты могут быть различны.

BAT    BAR     BAD

Задание 2. Налетел ветер и рассыпал слова. Помогите рассеянному ветерку собрать слова в предложение.

to, swimming, We, the, every, go, pool, evening.
We go to the swimming pool every evening.

Нужно вспомнить порядок слов в английском предложении, части речи, их признаки, какие окончания.

Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Определите, какой частью речи они выражены.

He plays __________ every __________.  Why _____ he like to ________?

Дети подбирают подходящие по смыслу слова (разные части речи), задавая вопросы к пропущенным словам, определяя, какая часть речь отвечает на этот вопрос.      

Данный уровень соответствует частично-поисковому и исследовательскому методу.

Продуктивная деятельность – это активизация мыслительной деятельности. Дети анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют, абстрагируют, систематизируют учебный материал. Но прежде, чем перейти к продуктивной деятельности, учитель должен работать на продуктивном уровне, даёт понятия, признаки. Также как и с первого уровня знаний, нельзя перейти сразу на третий. Дети получают удовольствие от процесса обучения и работают не за оценку, а за знания и применение этих знаний для чего-то нового, нахождения ответов на интересные вопросы. 

Продуктивный метод ведёт нас к четвертому уровню знаний – «знания-трансформации».

4 уровень знаний – «знания-трансформации»

На данном уровне субъект деятельности должен сам увидеть и обосновать проблему исследования и найти пути её решения. Деятельность в этом случае достигает уровня подлинно творческой продуктивной деятельности и проявляется во внешнем плане в виде объективно значимых открытий.

На основе полученных знаний, субъект деятельности открывает что-то новое, ранее не изученное или не полученное кем-то другим. Открывается творчество данного субъекта.

Задача учителя – дать всё, для того чтобы ученик сам впоследствии вышел на 4 уровень знаний.

Таким образом, мы пришли к выводу, что методы обучения и уровни знаний взаимосвязаны между собой и выбор учителем методов обучения обусловлен уровнем знаний. Нельзя перешагнуть репродуктивную деятельность и перейти сразу к продуктивной, так как, не зная основных понятий, ученик не сможет решить впоследствии какую-либо задачу.

Также и с уровнями знаний: нельзя перейти от 1 уровня сразу на 4. Каждый раз, поднимаясь на одну ступеньку, ученик развивается, растёт, становится гармонично развитой личностью.

Реализация методов обучения с учётом уровней знаний

Методы обучения Уровни знаний
1. Репродуктивный:

А) Словесно-догматический;
Б) Информационно-иллюстративный;

1 и 2 уровни знаний
2. Проблемного изложения материала 2 и 3 уровни знаний
3. Продуктивный:

А) Частично-поисковый;
Б) Исследовательский.

3 и 4 уровни знаний

Данная классификация уровней знаний очень эффективна при построении системы развивающего обучения. Но, к сожалению, учителя общеобразовательных школ используют в своей работе только задания из учебников, которые не позволяют реализовать творческий потенциал личности младшего школьника, учитывая все методы обучения и уровни знаний. Как только ученик справился с заданиями первого уровня, следует переходить на второй и т.д. Только плавный переход от одного уровня знаний к другому, от одного характера деятельности к другому, позволит реализовать творческий потенциал личности младшего школьника.

Итак,

  1. Характер деятельности определяет выбор методов обучения и наоборот.
  2. Рациональный выбор методов обучения зависит от этапов обучения, что в свою очередь связано с характером деятельности учащихся.
  3. Выбор учителем методов обучения обусловлен уровнем знаний учащихся.

При реализации методов обучения с учётом уровней знаний у учащихся:

  • меняется мотивация (ученик работает не за оценку, а за знания);
  • повышается активность учащихся на уроке;
  • повышается самостоятельность (ребенок сам стремится узнать и изучить учебный материал, самостоятельно понять).

Таким образом, эффективность учебного процесса может быть повышена при соотнесении методов обучения с уровнями знаний. Рациональный выбор методов обучения в соответствии с уровнями знаний позволяет определить педагогические условия, реализующие развивающее обучение и творческий потенциал личности.