Проектная деятельность "Царственное слово" – эффективный метод для развития коммуникативных компетенций и творческих способностей юношей в условиях раздельного воспитания и обучения

Разделы: Русский язык


Современное образование невозможно представить без развития ключевых компетенций, которые становятся главной целью обучения, так как они дают возможность ученику повысить свои учебные достижения.

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Посредством речи человек ориентируется во внешнем мире, слово служит для него одним из самых важных средств восприятия огромного человеческого опыта, отраженного в науке, искусстве и литературе. Речь самым непосредственным образом участвует в формировании умственной деятельности человека и является её основой. Огромное значение речи, её неразрывная связь с мышлением ставит перед учителем одну из самых важных задач – развитие речи учащихся. Именно речь знаменует собою процесс живого общения человека с человеком в разговоре, т.к. речь устная всегда звучащая. Хотя коммуникативную компетенцию должны развивать все учителя-предметники, но на нас, особенно на учителей русского языка и литературы, лежит обязанность постепенно и последовательно расширять словарный запас учащихся, обогащать их сознание новыми понятиями и представлениями.

У детей сельских школ, особенно у мальчиков, обучающихся в школах  технического профиля, наблюдается не очень высокая мотивация к изучению русского языка и литературы. Одной из причин является то, что среда общения – моноязычная, во-вторых, мальчики в силу своих природных особенностей бывают не очень общительные. Не секрет, что большинство выпускников сельских школ испытывают трудности в устном и письменном общении на русском языке.

Таким образом, в условиях гендерного политехнического образования основной целью учителя русского языка и литературы является воспитание творческой, коммуникативной, духовно развитой, личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Для формирования коммуникативных компетенций и творческих способностей гимназистов в Мюрюнской юношеской гимназии  методическим объединением учителей русского языка и литературы разработан образовательный проект «Словом победишь» для гимназистов с 5-11 класс, целью которого является развитие коммуникативных  компетенций и творческой способности юношей сельских школ, выбирающих профессии из сферы промышленности.

Задачи:

– развитие интереса к русскому языку и литературе,  активизация и обогащение словарного запаса юношей;
– развитие  коммуникативных и творческих способностей юношей для успешной самореализации в  жизни ;
– формирование и совершенствование культуры речи,   развития мультикультурной личности.

Основные направления проекта: устная речь и письменная речь.

Какие же виды работы проводятся в рамках этого проекта? Это конкурсы чтецов, занятия проектной деятельности «Риторика»,  литературные балы, устные журналы, НИР гимназистов, читательские конференции, занятия проектной деятельности «Царственное слово» и «Вдохновение», гимназические, клубные предметные олимпиады, публикации творческих работ, встречи с носителями русского языка, выпуск сборников сочинений гимназистов, выезды в другие школы, предметные недели, участие в различных конкурсах и.т.д.

Ожидаемые результаты:

1. Выпускник:

– свободно владеющий русской разговорной речью и выражающий свои мысли в устной и письменной формах;
– эффективно и грамотно решающий практические, социально-личностные  проблемы;
– творческий, умеющий креативно подходить к делу;
– понимающий и любящий искусство слова;
– успешно самореализующийся и комфортно чувствующий себя в русскоязычной среде.

2. Создание банка творческих работ участников проекта.

3. Выход в социум:

– возникновение творческих связей между учеными, преподавателями, талантливыми молодыми людьми.

4. Участие в региональных, республиканских, всероссийских  и международных конкурсах и смотрах.

Для развития коммуникативных компетенций и творческих способностей юношей в нашей гимназии проводятся занятия проектной деятельности «Царственное слово». Они проводятся с целью приобщения ребят к чтению, к литературе, к поэзии, к переводу литературных произведений. Т.к. сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные поголовно телевизором, компьютером, особенно мальчики, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. Хочется не только заинтересовать ребят стихами, литературой вообще, но и научить привносить в них опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, заряжать ими слушателей. Необходимо развивать в детях не только интерес к поэзии, но и высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

На занятиях проектной деятельности мы говорим о том, почему лирическое произведение рождает так много мыслей, чувств, переживаний; ребята знакомятся с такими понятиями, как «стихотворная речь», «ритм», «рифма», «стихотворный размер», «лирический жанр» и.т.д., а также сами сочиняют стихи разных жанров.

Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, выпуск сборников.

Мальчикам особенно нравятся писать небольшие по объему стихотворения. Например, такие, как даймонд, диаманта, синквейн, хайку, и.т.д. Необычность таких жанров заключается в том, что они краткие, но ёмкие, имеют своеобразную форму.

Способность синтезировать и резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.  Поэтому такие стихотворения, как даймонд, диаманта, синквейн, хайку – это одни из самых эффективных, на мой взгляд,  методов развития образной речи, форма свободного творчества, которая требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти жанры особенно подходят для мальчиков и юношей, у которых развиты пространственные связи и которые по своей природе немногословны. Ребятам также нравится переводить написанные стихотворения с русского на якутский или с якутского на русский.

Синквейн – стихотворение елеобразной формы, состоящее из пяти строк.

Алгоритм написания синквейна:

  1. 1-я строка – одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;
  2. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5-я строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

Пример синквейна:

Якутия
Холодная, красивая
Растёт, процветает, славится
Якутия – это волшебное место
Родина.

  •  

Море
Огромное, глубокое
Движется, злится, волнуется
В море есть много разных рыб
Вода.

  •  

Берёза
Красивая, волшебная
Стоит, покачивается, растёт
В берёзе очень много воды
Дерево.

Карманилов Илья, 7 класс

  •  

Отец
Мудрый, выносливый
Работает, заботится, старается
Отец  несёт ответственность за семью
Глава.

Бурцев Мичил, 7 класс. 

Мама
Умная, красивая
Любит, учит, заботится
Мама – самое нежное слово
Любовь.

Васильев Алёша, 6 класс

Даймонд  – стихотворение в форме алмаза, состоящее из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда:

1-я строка – два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
2-я строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
3-я строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
4-я строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
5, 6, 7-е строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда:

  1. Пушкин
  2. Великий, известный.
  3. Пишет, творит, создает.
  4. Светлое и прекрасное – чёрное и красное…
  5. Ненавидит, стреляет, убивает.
  6. Молодой, нехороший
  7. Дантес.

                                                                    Румянцев Ян, 7 класс.

Диаманта –  стихотворение в форме алмаза, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

Алгоритм написания диаманты:

1-я строка – тема (существительное)
2-я строка – определение (2 прилагательных)
3-я строка – действие (3 причастия)
4-я строка –  ассоциации (4 существительных)
5-я строка –  действие (3 причастия)
6-я строка –  определение( 2 прилагательных)
7-я строка – тема (существительное).

Пример диаманты:

  1. Оптимус Прайм
  2. Великий, известный,
  3. Стреляющий, сражающийся, спасающий,
  4. Командир, предводитель, друг, товарищ.
  5. Убивающий, предающий, ненавидящий,
  6. Большой, злой,
  7. Мегатрон.

Бурнашев Антон, 7 класс.

Что такое хайку?

Алгоритм написания хайку:

1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то
2-я строчка: Какого?
3-я строчка: Как?

Примеры хайку:

Чертеж

Я видел чертеж,
С красивыми знаками,
Аккуратно…

Деревня

Я видел деревню,
С разноцветными домами,
Красиво…

Данилов Айсен, 7 класс.

Таким образом,  проектная деятельность «Царственное слово» является одним из эффективных методов, способствующих развитию коммуникативных компетенций и творческих способностей мальчиков, т.к. она учит осознавать великое предназначение поэзии, понимать её природу, знать её законы и язык.

Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей мальчиков имеет свои особенности и требует от учителя поиска новых эффективных методов и приёмов. Так как наша гимназия – единственное в нашей республике учебное заведение, где обучаются одни мальчики, да и в России таких школ можно посчитать на пальцах, передового опыта работы учителя русского языка и литературы с мальчиками очень мало. Поэтому нам, учителям русского языка и литературы Мюрюнской юношеской гимназии, приходится работать методом проб и ошибок. т.е. мы находимся в постоянном творческом поиске.