Современное образование невозможно представить без развития ключевых компетенций, которые становятся главной целью обучения, так как они дают возможность ученику повысить свои учебные достижения.
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Посредством речи человек ориентируется во внешнем мире, слово служит для него одним из самых важных средств восприятия огромного человеческого опыта, отраженного в науке, искусстве и литературе. Речь самым непосредственным образом участвует в формировании умственной деятельности человека и является её основой. Огромное значение речи, её неразрывная связь с мышлением ставит перед учителем одну из самых важных задач – развитие речи учащихся. Именно речь знаменует собою процесс живого общения человека с человеком в разговоре, т.к. речь устная всегда звучащая. Хотя коммуникативную компетенцию должны развивать все учителя-предметники, но на нас, особенно на учителей русского языка и литературы, лежит обязанность постепенно и последовательно расширять словарный запас учащихся, обогащать их сознание новыми понятиями и представлениями.
У детей сельских школ, особенно у мальчиков, обучающихся в школах технического профиля, наблюдается не очень высокая мотивация к изучению русского языка и литературы. Одной из причин является то, что среда общения – моноязычная, во-вторых, мальчики в силу своих природных особенностей бывают не очень общительные. Не секрет, что большинство выпускников сельских школ испытывают трудности в устном и письменном общении на русском языке.
Таким образом, в условиях гендерного политехнического образования основной целью учителя русского языка и литературы является воспитание творческой, коммуникативной, духовно развитой, личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Для формирования коммуникативных компетенций и творческих способностей гимназистов в Мюрюнской юношеской гимназии методическим объединением учителей русского языка и литературы разработан образовательный проект «Словом победишь» для гимназистов с 5-11 класс, целью которого является развитие коммуникативных компетенций и творческой способности юношей сельских школ, выбирающих профессии из сферы промышленности.
Задачи:
– развитие интереса к русскому языку и
литературе, активизация и обогащение
словарного запаса юношей;
– развитие коммуникативных и творческих
способностей юношей для успешной самореализации
в жизни ;
– формирование и совершенствование культуры
речи, развития мультикультурной личности.
Основные направления проекта: устная речь и письменная речь.
Какие же виды работы проводятся в рамках этого проекта? Это конкурсы чтецов, занятия проектной деятельности «Риторика», литературные балы, устные журналы, НИР гимназистов, читательские конференции, занятия проектной деятельности «Царственное слово» и «Вдохновение», гимназические, клубные предметные олимпиады, публикации творческих работ, встречи с носителями русского языка, выпуск сборников сочинений гимназистов, выезды в другие школы, предметные недели, участие в различных конкурсах и.т.д.
Ожидаемые результаты:
1. Выпускник:
– свободно владеющий русской разговорной
речью и выражающий свои мысли в устной и
письменной формах;
– эффективно и грамотно решающий практические,
социально-личностные проблемы;
– творческий, умеющий креативно подходить к
делу;
– понимающий и любящий искусство слова;
– успешно самореализующийся и комфортно
чувствующий себя в русскоязычной среде.
2. Создание банка творческих работ участников проекта.
3. Выход в социум:
– возникновение творческих связей между учеными, преподавателями, талантливыми молодыми людьми.
4. Участие в региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и смотрах.
Для развития коммуникативных компетенций и творческих способностей юношей в нашей гимназии проводятся занятия проектной деятельности «Царственное слово». Они проводятся с целью приобщения ребят к чтению, к литературе, к поэзии, к переводу литературных произведений. Т.к. сегодня проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные поголовно телевизором, компьютером, особенно мальчики, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. Хочется не только заинтересовать ребят стихами, литературой вообще, но и научить привносить в них опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, заряжать ими слушателей. Необходимо развивать в детях не только интерес к поэзии, но и высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.
На занятиях проектной деятельности мы говорим о том, почему лирическое произведение рождает так много мыслей, чувств, переживаний; ребята знакомятся с такими понятиями, как «стихотворная речь», «ритм», «рифма», «стихотворный размер», «лирический жанр» и.т.д., а также сами сочиняют стихи разных жанров.
Итогом занятий являются творческие отчеты о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, выпуск сборников.
Мальчикам особенно нравятся писать небольшие по объему стихотворения. Например, такие, как даймонд, диаманта, синквейн, хайку, и.т.д. Необычность таких жанров заключается в том, что они краткие, но ёмкие, имеют своеобразную форму.
Способность синтезировать и резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Поэтому такие стихотворения, как даймонд, диаманта, синквейн, хайку – это одни из самых эффективных, на мой взгляд, методов развития образной речи, форма свободного творчества, которая требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти жанры особенно подходят для мальчиков и юношей, у которых развиты пространственные связи и которые по своей природе немногословны. Ребятам также нравится переводить написанные стихотворения с русского на якутский или с якутского на русский.
Синквейн – стихотворение елеобразной формы, состоящее из пяти строк.
Алгоритм написания синквейна:
- 1-я строка – одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;
- 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие
действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких (обычно четырёх)
слов, показывающая отношение к теме; таким
предложением может быть крылатое выражение,
цитата, пословица или составленная самим
учащимся фраза в контексте с темой.
5-я строка – слово-резюме или словосочетание,
связанное с первым, отражающее сущность темы,
которое дает новую интерпретацию темы, выражает
личное отношение пишущего к теме.
Пример синквейна:
Якутия
Холодная, красивая
Растёт, процветает, славится
Якутия – это волшебное место
Родина.
Море
Огромное, глубокое
Движется, злится, волнуется
В море есть много разных рыб
Вода.
Берёза
Красивая, волшебная
Стоит, покачивается, растёт
В берёзе очень много воды
Дерево.Карманилов Илья, 7 класс
Отец
Мудрый, выносливый
Работает, заботится, старается
Отец несёт ответственность за семью
Глава.Бурцев Мичил, 7 класс.
Мама
Умная, красивая
Любит, учит, заботится
Мама – самое нежное слово
Любовь.Васильев Алёша, 6 класс
Даймонд – стихотворение в форме алмаза, состоящее из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда:
1-я строка – два существительных (первая и
последняя строки) выражают два противоположных
понятия.
2-я строка – два прилагательных или причастия,
раскрывающих признаки первого существительного.
3-я строка – три глагола или деепричастия,
которые выражают действие.
4-я строка состоит из четырех слов, причем два из
них характеризуют первое существительное, а два
– контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
5, 6, 7-е строки являются зеркальным отражением
третьей и второй строк, только эти
характеристики уже раскрывают существительное в
последней строке.
Пример даймонда:
- Пушкин
- Великий, известный.
- Пишет, творит, создает.
- Светлое и прекрасное – чёрное и красное…
- Ненавидит, стреляет, убивает.
- Молодой, нехороший
- Дантес.
Румянцев Ян, 7 класс.
Диаманта – стихотворение в форме алмаза, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.
Алгоритм написания диаманты:
1-я строка – тема (существительное)
2-я строка – определение (2 прилагательных)
3-я строка – действие (3 причастия)
4-я строка – ассоциации (4 существительных)
5-я строка – действие (3 причастия)
6-я строка – определение( 2 прилагательных)
7-я строка – тема (существительное).
Пример диаманты:
- Оптимус Прайм
- Великий, известный,
- Стреляющий, сражающийся, спасающий,
- Командир, предводитель, друг, товарищ.
- Убивающий, предающий, ненавидящий,
- Большой, злой,
- Мегатрон.
Бурнашев Антон, 7 класс.
Что такое хайку?
Алгоритм написания хайку:
1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то
2-я строчка: Какого?
3-я строчка: Как?
Примеры хайку:
Чертеж
Я видел чертеж,
С красивыми знаками,
Аккуратно…Деревня
Я видел деревню,
С разноцветными домами,
Красиво…Данилов Айсен, 7 класс.
Таким образом, проектная деятельность «Царственное слово» является одним из эффективных методов, способствующих развитию коммуникативных компетенций и творческих способностей мальчиков, т.к. она учит осознавать великое предназначение поэзии, понимать её природу, знать её законы и язык.
Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей мальчиков имеет свои особенности и требует от учителя поиска новых эффективных методов и приёмов. Так как наша гимназия – единственное в нашей республике учебное заведение, где обучаются одни мальчики, да и в России таких школ можно посчитать на пальцах, передового опыта работы учителя русского языка и литературы с мальчиками очень мало. Поэтому нам, учителям русского языка и литературы Мюрюнской юношеской гимназии, приходится работать методом проб и ошибок. т.е. мы находимся в постоянном творческом поиске.