Конспект открытого интегрированного
занятия
для детей среднего дошкольного возраста на тему
“Перелетные птицы”
Интегративный блок: формирование целостной картины мира, аппликация.
Цели:
- учить детей составлять описательный рассказ по картинам;
- учить правильно составлять изображение из частей.
Задачи: познакомить детей с перелетными птицами средней полосы России; развивать монологическую и диалогическую речь; учить образовывать приставочные глаголы; развивать мелкую моторику; учить правильно составлять изображение из частей; находить место той или иной части в аппликации, аккуратно наклеивать.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением весенних пейзажей, фотографии перелетных птиц: грачи, скворцы, соловей, жаворонок; бумага, ножницы, клей.
Ход занятия
Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о перелетных птицах – птицах, которые улетают от нас осенью в теплые края и весной возвращаются к нам обратно. Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Весенняя песня
Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.
- Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
- Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.
Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:
- Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.
Вновь весна спрашивает зиму:
- Скоро ты уйдешь?
А зима хитра; вот что придумала.
- Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться. Давай так договоримся: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.
Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.
Первые стаей прилетели грачи. Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением. Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.
- Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.
- Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.
Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела. Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок.
Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.
- Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.
А зима только рукой махнула.
- Послушай, - отвечает она, - когда в метель скрипят старые сосны и ели, еще забавнее получается. Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня? Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.
А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел. Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист.
- Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.
Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
- Ой, как звонко и красиво соловей распелся, - говорят люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.
Полетела весна к зиме.
- Слышишь, как громко поет в лесу соловей? Люди в деревне говорят, что это к теплу он так распелся; значит, пора тебе улетать домой – на север.
- А какое тебе дело до людей? – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.
Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.
Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок. Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. На лапках у него задние пальцы имеют длинные прямые когти, которые дают устойчивость птице.
Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже глухим местам трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.
- Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.
Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.
Вопросы педагога.
- Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
- О каких временах года говорилось в рассказе?
- Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
- Какие птицы прилетели первыми?
- Какие птицы прилетели вторыми?
- Какая птица прилетела третьей?
- Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?
Физкультминутка “Скворечники”
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.
Итак, мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.
Птица из гнезда вылетела и дальше полетела. Гнездо вокруг облетела и от гнезда отлетела. За дерево залетела, из-за дерева вылетела и вдаль улетела. Потом прилетела и в гнездо залетела.
Речевая игра “Чего не бывает”
- Птенцы высиживают яйца.
- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
- Дети сделали для аистов скворечники.
- Тело птиц покрыто шерстью.
- Животные строят гнезда.
- Скворец живет в будке.
Речевая игра “Скажи наоборот”
(подбор антонимов)
- Зимой холодно, а весной … тепло.
- Птицы могут летать высоко и … низко.
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
- Зима ушла, а весна … пришла.
- Зимой дни короткие, весной … длинные.
- Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
- Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
- Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Ребята, сейчас мы отправимся в наши творческие мастерские, превратимся в маленьких волшебников и сделаем аппликацию “Перелетная птичка”.
Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. Большой палец “здоровается” с каждым поочередно, начиная с мизинца:
Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет,
Птичка ветки собирает,
Птичка гнездышко совьет.
Сейчас мы вместе вспомним части тела птицы: голова, клюв, шея, туловище, лапы, крылья.
В конвертах у каждого из вас находятся вырезанные из бумаги части тела птички. Сначала вам нужно будет расположить изображение птицы на бумаге (демонстрация образца).
Итак, отправляемся в творческую мастерскую: сначала – девочки, потом – мальчики.
Открываем конверты, располагаем изображение на бумаге. Открываем клей-карандаш, аккуратно наклеиваем сначала туловище, потом – голову и клюв. Прижимаем изображение салфеткой.
После занятия мы разместим все работы на доске и посмотрим, какая замечательная стая птиц у нас получилась.
Итог.
Педагог: О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?
Что вам запомнилось из нашего занятия?
Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!
Список литературы
- Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М.: Баланс, 2006 г.
- Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010 г.
- Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс, 2004 г.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010 г.
Прогулка на участке детского сада
“Наблюдение за птицами”
Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.
Ход наблюдения/
- Рассказать детям о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
- Нам надо ещё подкармливать птиц.
- Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
- Учить детей заботиться о птицах.
Прочитать стихотворение:
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Т. Ладонщиков
Вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- А скворцы - зимующие или перелётные птицы?
- Где живут скворцы, когда прилетают из тёплых стран?
- А есть ли у нас такой домик?
- Для чего скворцам нужен скворечник?
Давайте сейчас понаблюдаем за нашими скворушками. Что они делают?
Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.
Отметить строение тела птиц, их повадки.
Учимся наблюдать за изменениями в природе
- Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание детей на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.
На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец. (Скворец)
Учимся наблюдать за изменениями в природе
- Расскажите детям, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите детям скворечники, которые развешены для птиц, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Игры
Игровое упражнение “У кого кто?”
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок - утята
- У лебедя – лебедёнок - лебедята
- У соловья – соловьёнок - соловьята
- У журавля – журавленок - журавлята
- У дрозда – дроздёнок - дроздята
- У чижа – чижонок - чижата.
- У аиста – аистёнок - аистята
- У скворца – скворчонок - скворчата.
Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”
- Аист заботится об аистятах.
- Грач заботится о грачатах.
- Журавль заботится о журавлятах.
- Лебедь заботится о лебедятах.
- Чиж заботится о чижатах.
- Соловей заботится о соловьятах.
- Дрозд заботится о дроздятах.
- Утка заботится об утятах.
- Скворец заботится о скворчатах.
- Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”
- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
-Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)
- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)
Игровое упражнение “Кто кем станет?”
- Грачонок станет грачом.
- Соловьёнок станет соловьём.
- Скворчонок станет скворцом.
- Лебедёнок станет лебедем.
- Утёнок станет уткой.
- Аистёнок станет аистом.
- Журавлёнок станет журавлём.
Упражнение “Отгадай и присядь”
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение “Скажи одним словом”
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/ и др.
Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Приложение 1 (загадки для перелетных птиц)
Приложение 2 (стихи про птиц)
Приложение 3 (народные приметы про перелетных птиц)
Приложение 4 (описание птиц)
Приложение 5 (музыкальный досуг "Прилетайте, жаворонки")
Приложение 6 (план реализации подпроекта "Перелетные птицы")
Приложение 7 (экологическая газета "Прикоснись к природе сердцем")