Урок-экскурсия по теме "Многообразие лиственных деревьев. Что это за листья?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель  урока: научить детей распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания детей о разнообразии лиственных деревьев.
  • Познакомить детей с разновидностью лиственных деревьев родного края.
  • Формировать  знания учащихся о разновидности листьев.
  • Научить определять название деревьев по листьям.
  • Познакомить с отличительными признаками листьев.
  • Прививать познавательный интерес к миру природы, воспитывать эстетические чувства.
  • Воспитывать умение вести наблюдение за окружающей природой, умение видеть прекрасное в осенней природе.
  • Ознакомить с важностью сохранения лесов на планете, воспитывать бережное отношение к деревьям.
  • Ознакомить с творчеством поэтов и писателей, описывающих осенние пейзажи.

Оборудование:

Демонстрационный материал «Лиственные деревья»,  кепка Муравьишки  Вопросика, платочек и портфель Мудрой Черепахи, письмо – приглашение. В роли  Муравьишки  Вопросика и Мудрой Черепахи выступают ученики 5 класса.

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в  необычное путешествие. Для этого нам нужно встать на лужок и сделать кружок. Сегодня к нам пришло письмо из далекого леса. Наши друзья, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха, приглашают нас к себе в гости, полюбоваться красотой осеннего леса. А чтобы нам поехать, нам нужно отгадать вид транспорта, на котором мы будем сегодня путешествовать.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек –
Лишь оставили дымок.  (Поезд)

– Путь до леса, где нас ждут наши друзья, неблизкий, надо вагончикам покрепче  друг за друга зацепиться. Ну что, в путь?!

2. Остановка «Березовая»

Вот мы и приехали! Смотрите!

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной

– А где же наши Муравьишка  Вопросик с Мудрой Черепахой? Позовем их, ребята. (Дети зовут друзей)

Из-за деревьев выходят Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

– Ребята, мы так рады, что вы приехали к нам в гости. А мы для вас приготовили целый муравейник загадок. Вы готовы на них отвечать?

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Осень)

– А вот еще одна загадка.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший
Он им протянет сотни рук,
И тысячи ладошек.

– О каком зеленом друге говорится в загадке? Это лес.
– О каких ладошках здесь говорится?  О листьях.
– Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом?
– А как вы думаете, почему наша остановка называется «Березовая»?

БЕРЁЗА

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя славная, всем людям милая.
Стоишь ты, берёзонька, на горочке,
Освещаешься красным солнышком.
На тебе, берёзонька, листья зелёные,
А вокруг тебя ромашки белые.
Как мы чтим тебя, восхищаемся.
О тебе поём песни славные,
Что нет на Руси краше дерева.

– Мудрая Черепаха  рассказывает про березу. (Демонстрация разновидностей березы). Ее ты всегда узнаешь по белому стволу. Это единственное  в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, слоистая. Ее называют берестой. Берестовые слои тонкие, упругие и гибкие, легко отделяются друг от друга. Они защищают березу от перегрева: белая береза отражает жгучие солнечные лучи.
У березы очень большой род. Бывают березы пушистые, как бы кудрявые, а есть повислые, в народе их называют – «плакучие».  У пушистой березы ветки тянутся кверху, кудрявятся, а у повислой свисают почти до земли, будто она плачет. Листья у обеих берез тоже разные. У кудрявой похожи на сердечко, сверху гладкие, лоснящиеся, снизу чуть опушенные. А у плакучей березы заострены ромбиком и гладкие с обеих сторон. Цветки берез, собранные в соцветия – сережки, расцветают, как только появляются первые клейкие листочки. И сразу же прилетают насекомые: они добывают из цветков сладкий сок – нектар и одновременно опыляют их.
Из березовой древесины делают мебель. Береста идет на коробки и туески. Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.

– А теперь вы, ребята, ответьте мне на вопросы:

  • Какого цвета ствол у березы?
  • Как называют кору березы?
  • Чем отличается плакучая береза от кудрявой?
  • Листик какой березы у меня в лапках?

– Возьмите кусочек мела и нарисуйте на асфальте березовый листик.
– Ну а теперь, ребята, нам снова пора в путь. Нас уже ждет наш поезд.

3. Остановка «Кленовая»

Послушай, как шепчутся клены над нами,
Как листья тихонько шуршат под ногами.
Кленовые листья, кленовый букет...
Красивей букета осеннего нет!

Рассмотреть с учащимися кленовое дерево. (Демонстрация разновидностей клена)

– Какое красивое дерево – клен! Особенно в осеннее время. Листья желтые, красные, коричнево – ржавые, зелено – оранжевые, они разноцветным ковром устилают землю. Так и хочется принести домой огненный букет!.
Обычный для России клен – остролистный. Старое дерево стройное, высотой с шестиэтажный дом, а то и выше. Главный корень уходит в землю неглубоко, но дерево закрепляется в почве за счет боковых корешков. Разветвляясь, они тянутся от него во все стороны.
Клен может дожить до двухсот лет, однако в высоту растет только до шестидесяти, а потом у него начинают разрастаться вширь боковые ветки. Крона становится раскидистой, ствол толще. Размножается клен при помощи семян. Семян у клена много. весной, когда снег стаивает, часть из них прорастает. Но выживают только те, ростки которых попали в тень от кроны других деревьев. Клен растет очень быстро, однако вскоре затенение начинает молодому деревцу мешать: чтобы хорошо плодоносить, ему нужен свет, он должен перерасти своих соседей.
Клен медонос: пчелы собирают с его цветков нектар. Семенами кормятся птицы. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.

– А теперь вы ответьте на мои вопросы.

  • Какой вид клена чаще всего встречается в нашей стране?
  • Какой формы листья у клена?
  • Как меняется цвет листьев клена осенью?
  • Как вы понимаете выражение «огненный букет»?

– Возьмите кусочек мела и нарисуйте на асфальте кленовый листик.

– И снова – в путь! Впереди нас ждет еще очень много интересного!

4. Остановка «Осиновая»

Рассмотреть с учащимися осиновое дерево. Сравнить живое дерево с рисунком.

– Осина – ближайшая родственница тополя, поэтому у нее есть и другое название – тополь дрожащий. Это самое распространенное  у нас после березы широколиственное дерево. Вырастает осина с восьмиэтажный дом, ствол у нее не толще метра. Растет она быстро, но живет не очень долго – лет до девяносто.
Длинные черешки листьев осины как бы сжаты с боков, сплющены. При малейшем движении воздуха они легко поворачиваются вместе с листьями то в одну, то в другую сторону, и каждый лист осины как бы трепещет, дрожит. Даже поговорка есть такая: «Дрожи, как  осиновый лист». Листья осины с одной стороны серебристые, а с другой стороны – зеленовато-коричневые. 
Зацветает осина ранней весной, еще до того, как на ней распустятся листочки. Цветки у нее собраны в сережки. В начале лета на их месте появляются коробочки, в них созревают семена. Однако деревья из семян вырастают редко. Чаще осина размножается корневыми отростками.
Осина очень полезное дерево. Осиновую кору охотно поедают зайцы, лоси: несмотря на горечь, в ней много питательных веществ. Нужна осина и людям. Препараты из ее почек и коры помогают лечить разные болезни. Из осиновой древесины делают спички, фанеру, бумагу, мебель.

5. Физкультминутка

– А теперь немного отдохнем.

Осень, осень, листопад,
Листья желтые летят.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

– И снова – в путь!

6. Остановка «Ивушка»

Рассмотреть с ребятами ивовое дерево.

– Это растение может быть и кустом, и деревом. Ива белая, или ветла, – высоченное дерево с толстым стволом. есть еще ивы остролистные, или верба.  Ранней весной, когда ве деревья стоят голые, без зелени, она выпускает круглые или чуть продолговатые пушистые сережки – как маленькие серые заячьи хвостики. Спустя немного времени между пушинками пробиваются крохотные желтые цветочки – верба зацвела.
У всех ив листья узкие, длинные, заостренные, обычно с одной стороны покрытые нежным пухом. Воздух задерживается между серебристыми пушинками, защищая лист от жаркого солнца и сухого ветра. Вед для листьев очень страшно потерять влагу – тогда они засохнут.
Размножается ива и веточками Если ивовый прутик воткнуть в землю, он быстро укорениться.
Из ивовых веток плетут корзины, а из ивовой коры получают лекарство.

– Ребята, мы сегодня познакомили вас только с малой частью всех лиственных деревьев. На следующий год мы вам расскажем и покажем другие лиственные деревья нашего края.

7. Физкультминутка «Звуки осени»

Разделить детей на две подгруппы.

Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагает  детям послушать и запомнить звуки осени, а заодно и показать их жестами.
Муравьишка Вопросик длительно произносит звук С и говорит, что так дует осенний ветер. Изобразить ветер (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой)
Мудрая Черепаха длительно произносит звук Ш и говорит, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением – сделать несколько шагов на месте.
Одновременно дети первой подгруппы изображают ветер, а вторая подгруппа шелест листьев.

8. Практическая часть

– Муравьишка Вопросик предлагает собрать разные по форме и окраске листья, но Мудрая Черепаха хотела вас предупредить о том, что собирать нужно только опавшие листья, т.к. срывая листья с дерева, можно поломать ветку и нанести дереву вред.
– Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отличаются листья друг от друга?
– Можно ли определить, от каких деревьев эти листья?
– А сейчас немного поиграем. Мудрая Черепаха называет вам лиственное дерево, а вы говорите и показывает, какой листик упадет с этого дерева.

Осина – осиновый
Дуб – дубовый
Клен – кленовый
Береза – березовый
Каштан – каштановый
Ива – ивовый
Тополь – тополиный
Елка – …..  (елка – это не лиственное дерево, а хвойное)
Рябина – рябиновый
Липа – липовый

9. Игра «Узнай листик»

Муравьишка Вопросик показывает вам листик и называет его название. Если Муравьишка прав, вы хлопаете в ладоши, а если он ошибся, топаете ножками.
Мудрая Черепаха предлагает ребятам рассмотреть собранные листья. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, где у листа черешок?
А где листовая пластинка?
Листовая пластинка может быть одна, например у клена, березы. Тогда лист называется простым. А если пластинок у него несколько, как у каштана, тогда лист называется сложным. Рассмотрите собранные листья. Все ли они имеют одну листовую пластинку?

10. Игра «Узнай свое дерево»

Дети с закрытыми глазами выбирают листик из коробки. По команде учителя дети бегут к тому дереву, лист которого оказался в руке.

11. Итог занятия

– Ну а теперь пришла пора отправляться  в обратный путь. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Скажем Муравьишке Вопросику и Мудрой Черепахе спасибо за такую познавательную экскурсию. И теперь наш черед приглашать друзей к себе в гости. Пригласим? А мы усаживаемся поудобнее в наш поезд и отправляемся в обратный путь. И еще мы пообещаем нашим друзьям изготовить на уроках трудового обучения красивые поделки из осенних листьев. Обещаем? Тогда: «В путь»!

Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха желают «Счастливого пути»!