Воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Познавательная: познакомить детей с историей русской матрёшки.
  • Обучающие:
    • учить детей расписывать матрёшек, украшать их с помощью узоров, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления одежды (цветы, листья на юбке);
    • развивать глазомер, чувство цвета, формы.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к народной культуре эстетический вкус.

Предварительная работа: составление коллекции матрёшек; раскрашивание матрёшек в альбомах.

Материал: силуэты матрёшек, гуашевые краски, тонкие кисточки, ватные палочки, 2-3 матрёшки для использования на занятии для натуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки –
Деревянные игрушки?

– Матрёшки.
– Молодцы ребята, отгадали загадку. Сегодня я вам хочу рассказать о русской матрёшке. Русская матрёшка – самый известный русский сувенир.
На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях проводимых в разных уголках мира, побывали забавные, весёлые матрёшки. Они привлекают зрителей своим неповторимым видом.
Всем нравится весёлая игрушка – расписная матрёшка. Она родилась 100 лет назад.
Её придумал художник – Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудреца. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь её вкладывалась ещё одна такая кукла, только поменьше. И художник придумал для русских детей куклу похожую на японского старика-мудреца. А кукла была не обычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше и т.д.
Сергей Владимирович нарядил каждую красавицу в расписной сарафан, в яркий платочек и пёстрый передник. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда; у одной сарафан красный, а у другой синий с цветами, у третей малиновый платочек с белыми горошками.
Как же назвать красавицу? Назвали её Матрёшей, старинным русским именем. Так звали добрую красивую девушку которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка. Ребята как можно играть с матрёшкой?
Ребята, матрёшку делают из дерева – берёзы или липы, её точат и предают форму овала, сначала маленькую, а затем всё больше и больше. Далее матрёшки попадают к художнику, который её одевает в яркий сарафан, повязывает на голову платочек. Предложит детям рассмотреть матрёшек.
Матрёшка одета в русский сарафан, вышитый узором, на голове красивый платочек с цветами, у неё тёмные волосы, румяные щёчки.
Ребята, а как вы думаете, какие цвета использует художник для росписи матрёшки?
– Художники расписывают матрёшек яркими цветами: жёлтыми, красными, синими, зелёными. Ребята я вам предлагаю стать художниками и расписать наших матрёшек.

Физкультминутка

Мы, матрёшки, вот такие крошки (руки на поясе дети выполняют пружинку с поворотам в право и в лево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки (руки на поясе, движения «ковырялочка» правой и левой ногой)
Посмотрите вот у нас розовые щёчки (растирание руками щек)
Мы матрёшки, вот какие крошки
Посмотрите вот у нас яркие платочки (повороты головы вправо влево, взявшись за кончики платков)

Повторяются первые строчки после каждого куплета.

На столах у детей лежат трафареты матрёшек. Предложить детям присесть за стол и расписать их. Сначала предложить детям нарисовать лицо матрёшки: глаза, щёки, губы (простым карандашом). Предложить детям расписать сарафаны и платочки матрёшек использую тонкую кисточку, ватные палочки. Предложить детям выложить матрёшек на общий стол в виде хоровода.

Десять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки невелички.
Как пойдут плясать и петь
Нам за ними не успеть.

В конце занятия дети рассматривают матрешек, совместно с воспитателем делают анализ работ.