Задачи:
- Познавательная: познакомить детей с историей русской матрёшки.
- Обучающие:
- учить детей расписывать матрёшек, украшать их с помощью узоров, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления одежды (цветы, листья на юбке);
- развивать глазомер, чувство цвета, формы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к народной культуре эстетический вкус.
Предварительная работа: составление коллекции матрёшек; раскрашивание матрёшек в альбомах.
Материал: силуэты матрёшек, гуашевые краски, тонкие кисточки, ватные палочки, 2-3 матрёшки для использования на занятии для натуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки –
Деревянные игрушки?
– Матрёшки.
– Молодцы ребята, отгадали загадку. Сегодня я вам
хочу рассказать о русской матрёшке.
Русская матрёшка – самый известный русский
сувенир.
На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях
проводимых в разных уголках мира, побывали
забавные, весёлые матрёшки. Они привлекают
зрителей своим неповторимым видом.
Всем нравится весёлая игрушка – расписная
матрёшка. Она родилась 100 лет назад.
Её придумал художник – Сергей Владимирович
Малютин. У японских детей он увидел игрушку,
которая изображала старика-мудреца. Это была
игрушка-неваляшка. Внутрь её вкладывалась ещё
одна такая кукла, только поменьше. И художник
придумал для русских детей куклу похожую на
японского старика-мудреца. А кукла была не
обычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой
куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше и
т.д.
Сергей Владимирович нарядил каждую красавицу в
расписной сарафан, в яркий платочек и пёстрый
передник. Ни у одной из сестричек не было
похожего наряда; у одной сарафан красный, а у
другой синий с цветами, у третей малиновый
платочек с белыми горошками.
Как же назвать красавицу? Назвали её Матрёшей,
старинным русским именем. Так звали добрую
красивую девушку которая работала в доме
художника. Так родилась матрёшка. Ребята как
можно играть с матрёшкой?
Ребята, матрёшку делают из дерева – берёзы или
липы, её точат и предают форму овала, сначала
маленькую, а затем всё больше и больше. Далее
матрёшки попадают к художнику, который её
одевает в яркий сарафан, повязывает на голову
платочек. Предложит детям рассмотреть матрёшек.
Матрёшка одета в русский сарафан, вышитый узором,
на голове красивый платочек с цветами, у неё
тёмные волосы, румяные щёчки.
Ребята, а как вы думаете, какие цвета использует
художник для росписи матрёшки?
– Художники расписывают матрёшек яркими
цветами: жёлтыми, красными, синими, зелёными.
Ребята я вам предлагаю стать художниками и
расписать наших матрёшек.
Физкультминутка
Мы, матрёшки, вот такие крошки (руки на поясе
дети выполняют пружинку с поворотам в право и в
лево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки (руки на
поясе, движения «ковырялочка» правой и левой
ногой)
Посмотрите вот у нас розовые щёчки (растирание
руками щек)
Мы матрёшки, вот какие крошки
Посмотрите вот у нас яркие платочки (повороты
головы вправо влево, взявшись за кончики платков)
Повторяются первые строчки после каждого куплета.
На столах у детей лежат трафареты матрёшек. Предложить детям присесть за стол и расписать их. Сначала предложить детям нарисовать лицо матрёшки: глаза, щёки, губы (простым карандашом). Предложить детям расписать сарафаны и платочки матрёшек использую тонкую кисточку, ватные палочки. Предложить детям выложить матрёшек на общий стол в виде хоровода.
Десять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки невелички.
Как пойдут плясать и петь
Нам за ними не успеть.
В конце занятия дети рассматривают матрешек, совместно с воспитателем делают анализ работ.