Цели:
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе;
- развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.
- Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления;
- указать на основные недостатки и достоинства различных систем счисления;
- познакомить с развернутой записью числа
- Воспитательные:
- воспитание познавательной активности, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Требования к знаниям и умениям:
Знать: определение понятий: «цифра»,
«число», «системы счисления», понятие
позиционных и непозиционных сс, основание
позиционной сс.
Уметь: составлять числа в различных сс,
составлять развернутую запись числа.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Объявление темы и целей урока
На экране тема «Системы счисления» (Приложение 1. Слайд 1). Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока. Далее объявление целей урока: познакомиться с понятием системы счисления, видами систем счисления, научиться записывать числа в различных системах счисления.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Известно, что для записи
информации о количестве объектов используются
числа. (Слайд 2). Современный человек каждый
день делает множество всевозможных расчетов:
покупки в магазине, семейный бюджет; запоминает
номера телефонов и т.д. Числа, цифры – они
повсюду.
Давайте разберемся: что же такое число, а что
такое цифра.
(Слайд 3). Число всегда изображалось с
помощью одного или нескольких символов, которые
называются цифрами. Записать определение в
тетрадь.
III. Изучение нового материала
– Что же такое тогда число?
Первоначально число было привязано к тем
предметам, которые пересчитывались. Число
обозначает какое то количество, отвечает на
вопрос «Сколько», т.е. имеет некий «вес». Записать
определение в тетрадь.
(Слайд 4). Числа складываются из цифр по
особым правилам. На ранних этапах развития
человечества, у разных народов эти правила были
различны. Записать определение в тетрадь.
(Слайд 5). Непозиционной называется
такая система счисления, у которой
количественный эквивалент («вес») цифры не
зависит от ее местоположения в записи числа. Записать
определение в тетрадь.
Например, рассмотрим римское число VVV. При записи
числа использовались одинаковые цифры – V. И если
сравнить их между собой, то получим абсолютное
равенство. Т.е. на каком бы месте ни стояла цифра в
записи числа, ее «вес» всегда один и тот же. В
данном примере он равен 5.
(Слайд 6). В древние времена, когда люди
начали считать, появилась потребность в записи
чисел. Количество предметов, например мешков,
изображалось нанесением черточек или засечек на
какой-либо твердой поверхности: камне, глине,
дереве. Каждому мешку в такой записи
соответствовала одна черточка. Эта система
счисления называлась унитарной или единичной.
Она была достаточно неудобной: чем большее число
надо записать, тем больше палочек, а при записи
большого числа легко ошибиться – нанести лишнее
количество палочек или, наоборот, не дописать
палочки.
Поэтому позже эти значки стали объединять в
группы по 3, 5 и 10 палочек. Таким образом, возникали
уже более удобные системы счисления.
Древнеегипетская непозиционная система
возникла во второй половине третьего
тысячелетия до н.э.
В этой системе счисления использовали в качестве
цифр ключевые числа 1, 10, 100, 1000 и т.д. и
записывались они при помощи специальных
иероглифов.
Все остальные числа составлялись из этих
ключевых при помощи обычного сложения. Вначале
писали число высшего порядка, а затем низшего.
Запишите в тетради, как будет выглядеть число
3025
(Слайд 7). Римская система принципиально
не намного отличается от египетской. В ней для
обозначения чисел используются знаки I (один
палец), V (раскрытая ладонь), X (две сложенные
ладони), а для чисел 50, 100, 500 и 1000 используются
заглавные латинские буквы.
Запишите в тетради, как будет выглядеть число
3025
(Слайд 8). Более совершенными непозиционными
системами счисления были алфавитные
системы. В них числа от 1 до 9, целые количества
десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100
до 900) обозначались буквами алфавита.
Алфавитная система была принята и в древней Руси.
До конца XVII века (до реформы Петра I) в ней в
качестве «цифр» использовали 27 букв кириллицы.
Запишите в тетради, как будет выглядеть число
3025
(Слайд 9). Возникновение позиционного
принципа не было случайностью.
Каковы же были предпосылки для его создания?
В древнем Китае, Индии, и в не которых других
странах существовали системы записи,
построенные по общему принципу.
Пусть, например, десятки обозначаются символом X,
а сотни — Y. Тогда запись числа 323 схематично
будет выглядеть так: 3Y2X3. В таких системах для
записи применяются одни и те же символы, но после
каждого символа пишется название
соответствующего разряда. С использованием
введенных обозначений число 100 можно записать в
виде 1Y.
При записи чисел по такой системе очень часто
требовался символ для обозначения
отсутствующего разряда.
(Слайд 10). Позиционной
называется такая система счисления, к которой
количественный эквивалент («вес») цифры
зависит то ее местоположения в записи числа.
Записать определение в тетрадь.
Рассмотрим число 555: В записи этого числа
используется трижды цифра 5. Но вклад каждой
цифры в величину числа разный. Если сравнить
«вес» каждой цифры в этом числе, то получиться,
что первая 5 «больше» второй в 10 раз и «больше»
третьей в 100 раз. Этот принцип отсутствует в
непозиционных системах счисления.
(Слайд 11). Разряд – это
позиция цифры в числе.
Основание (базис) позиционной
системы счисления – это количество цифр или
других знаков, используемых для записи чисел в
данной системе счисления. Записать
определения в тетрадь.
(Слайд 12). В позиционной системе счисления
любое вещественное число может быть
представлено в виде:
Аq = ± (an–1qn–1+an–2qn–21+…+a0q0+a–1q–1+a–2q–2+…a–mq–m) – развернутая форма записи числа.
IV. Закрепление
1) Составьте развернутую запись числа:
6523,1410
12,35410
546,278
2) Сравните числа:
410 и 48
11110 и 1112
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание