Проект "Остров здоровья!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип: Информационно-практико-ориентировочный проект.

Срок: 1 год.

Участники: дети младшего дошкольного возраста , родители, педагоги ДОУ № 106 г. Братска.

Проблема: Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Актуальность: Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит свою работу. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Ведущая педагогическая идея: реализация системы  педагогической работы по приобщению детей  и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.

Цель: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей.

Задачи:

  • Формировать у детей первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
  • Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.
  • Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
  • Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
    • Работа с детьми;
    • Работа с родителями;
    • Работа с педагогами.
  3.  Заключительный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Объект

Ответственный

1.Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария.
  Воспитатели
2.  Создание предметно-развивающей среды:
  • Создание  в группе Физкультурно-оздоровительного центра.
  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.
  • Создание макетов «Спортивная площадка», «Больница», «Аптека».
  • Изготовление панно «Полезное – вредное».
  • Составление картотек по ЗОЖ.
  Воспитатели
3. Диагностическое обследование:

Анкетирование «Здоровый образ жизни».
Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Опросник «Что такое здоровье?»
Анкетирование «Организация ЗОЖ с детьми в группе».

 

Родители
Дети
Дети
Педагоги

 

Воспитатели

4. Составление паспорта Здоровья группы. Дети Воспитатели

ОСНОВНОЙ ЭТАП

I. Работа с детьми

Мероприятия

Объект

Ответственный

Организация групповых традиции:

– "Музыкальные минутки";
– "Релаксационные паузы";
– "Двигательные минутки";
–"Оздоровительные минутки"; включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами;

Дети Воспитатели
Составление алгоритмов (схем) для детей:
  • Умывания, закаливания, массажа.
Дети Воспитатели
Ежедневная профилактическая работа:

1. Точечный массаж.
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения в НОД.
3. Гимнастика с элементами хатха-йога
4. Комплексы по профилактике плоскостопия. 
5. Комплексы по профилактике нарушений осанки.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).
8. Прогулки + динамический час.
9. Закаливание:
– Ходьба босиком;
– Чистка зубов и полоскание полости рта;
– Обширное умывание;
10. Оптимальный двигательный режим.

Дети Воспитатели
Цикл занимательных дел «Познавательно-исследовательская деятельность» – «Уроки здоровья»:
  • «Культура гигиены»;
  • «Культура разговора»;
  • «Культура питания»;
  • «Культура внешнего вида».
Дети Воспитатели
Создание игровых ситуаций:
  • «Мишка заболел»;  «Научим куклу мыть руки»; «Доктор Айболит в гостях у ребят»; «Девочка чумазая».
Дети Воспитатели
Самостоятельная деятельность детей:
  • Создание условий для д/и «Узнай на вкус, ощупь»; «Вредно – полезно»..;
  • Создание условий для конструирования  «Спортивная площадка», «Поликлиника»;
  • Создание условий для настольно-печатных игр «Двойняшки»,  «Собери картинку»;
  • Создание условий для п/и «Съедобное – несъедобное».
Дети Воспитатели
Цикл занимательных дел  «Познавательно-речевое развитие»:

1.Чтение художественной литературы:

  • К.Чуковский «Мойдодыр», 
  • К.Чуковский «Айболит», 
  • В.Берестов «Лежебока»,
  • С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
  • Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу», 
  • А.Бах «Надо спортом заниматься», 
  • П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре».

2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
4. Развлечение «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты»(познание + музыка + социализация + коммуникация)
5. Цикл занимательных дел Познавательно-речевое развитие:

  • Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(познание + коммуникация + здоровье).
  • Сказка-беседа «В стране Болючке»(познание + коммуникация + здоровье + безопасность).
  • Занимательное дело «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»(познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).
  • Занимательное дело «Чудо – фрукты» (познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).
  • Занимательное дело «Что можно приготовить из овощей» (познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).
Дети

 

 

 

 

 

Дети, родители

Дети

Воспитатели

 

 

 

 

 

Воспитатели, муз.рук-ль

Воспитатели

Цикл занимательных дел «Художественно-эстетическое развитие»:
  • Рисование «Мой веселый звонкий мяч» (худ. творчество + музыка + чтение худ. лит-ры + безопасность).
  • Аппликация «Консервируем фрукты» (худ. творчество + познание + здоровье).
  • Лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…» (худ. творчество + познание + здоровье).

Персональные выставки:

  • «Наш отдых».
 

Дети

 

Дети,
родители

 

Воспитатели

 

Воспитатели

Цикл занимательных дел  «Социально-личностное развитие»:
  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»,
  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Аптека»,
  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Фитнес-зал».
Дети Воспитатели
Цикл игровых занимательных дел «Физическое развитие»:
Развлечение «Мой веселый мяч» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра)
Дети, родители Воспитатели, инструктор ФК
Создание коллажей:
  • «Полезные и вредные продукты»,
  • «Юные спортсмены».
Дети Воспитатели
Работа с коллекциями:
  • Коллекция «Носовых платков».
  • Коллекция массажоров.
Дети, родители Воспитатели

II. Работа с родителями

Мероприятия

Объект

Ответственный

Родительские собрания:
– «Наши верные друзья – полезные привычки».
– «Бережем здоровье с детства».
Родители Воспитатели
Консультации:
  • «Физкультурное оборудование своими руками».
  • «Закаливание в детском саду».
  • «Роль семьи в физическом воспитании ребенка».
  • «Закаливание детского организма».
Родители Воспитатели
Памятки:
  • «Режим дня дошкольника»;
  • Закаляйте ребенка!»;
  • «Как сохранить зрение ребенка?»;
  • «Как сформировать правильную осанку?»;
  • «10 заповедей здоровья».
Родители Воспитатели
Папки-передвижки:
  • «Утренняя гимнастика. Несколько простых советов».
  • «Стадион в квартире».
  • «Прогулки – это важно!».
Родители Воспитатели
Выпуск  газеты для родителей:
– «Уголок Айболита»;  «Учимся плавать. Игры на воде»,  «Подвижные игры. Играем вместе».
Родители Воспитатели
Почта ЗОЖ:
«Сундучок бабушкиных рецептов» .
Родители Воспитатели
Совместная деятельность педагогов и родителей:
Конкурс «Физкультурное оборудование своими руками».
Родители,
педагоги
Воспитатели
Совместная деятельность детей и родителей:
Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья».
Родители
дети
Воспитатели
Совместная деятельность детей и родителей:
Выпуск семейных газет «Традиции ЗОЖ в моей семье».
Родители
дети
Воспитатели
Совместная деятельность детей,  родителей, педагогов:
Акция «Как сохранить здоровье».
Родители
дети, педагоги
Воспитатели
Создание коллажа:
«Вредные и полезные привычки».
Родители
дети
Воспитатели

III. Работа с педагогами

Мероприятия

Объект

Ответственный
1. Консультации:
  • «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
  • «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
  • «Игры, которые лечат».
Педагоги Воспитатели
2. Памятки:
  • «Оздоровительные минутки»;
  • «Групповые ритуалы по ЗОЖ».
Педагоги Воспитатели
3. Буклеты:
  • Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам.
   
4. Выставка-презентация нетрадиционного физкультурного оборудования. Педагоги Воспитатели
5. Фоторепортаж «За здоровьем в детский сад». Педагоги Воспитатели
6. Круглый стол «Здоровье через все виды деятельности и режимные моменты». Родители,
педагоги
Воспитатели

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Объект

Ответственный

1. Диагностическое обследование:

Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Опросник « Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Анкетирование  « Организация здорового образа жизни».

 

Дети
Родители
Педагоги

 

Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

2.Анализ достижения цели и полученных  результатов, определение дальнейшей реализации проекта.   Воспитатели
3. Создание кейс-папки для педагогов "Картотеки игр по формированию ЗОЖ у детей": 

Картотеки  

  • «Физминутки»;
  • «Гимнастика для глаз»;
  • «Ленивая» гимнастика»;
  • «Дыхательная гимнастика»;
  • «Волшебные точки»;
  • «Игры, которые лечат»;
  • «Релаксационные игры»,
  • «Точечного массажа»; картотека подвижных игр;
  • «Игры на воздухе, с водой».
Педагоги Воспитатели
4. Создание альбома  «Кодекс здоровья» (Совместная деятельность педагогов и детей).
Итоговое развлечение «В стране здоровья» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра).
Дети Воспитатели
5. Создание кейс-папки для родителей "Укрепление здоровья детей в семье" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).  
День открытых дверей «День здоровья»
Родители Воспитатели

Предполагаемые результаты:

  • Для детей:
    • сформированные навыки здорового образа жизни;
    • правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
    • сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
    • создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
  • Для родителей:
    • повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
    • активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
  • Для педагогов:
    • качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей;
    • повышение профессионального уровня педагогов.

Дальнейшее развитие проекта: изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах ДОУ.

Адресность:  педагоги ДОУ, родители.