Пасхальные традиции. Подготовка пасхальных подарков. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  • Способствовать формированию понятий о художественном оформлении пасхальных яиц, развитию специальных умений и навыков в изготовлении «платьиц» для пасхальных яиц из трикотажа;
  • обучить новым рабочим приёмам художественной отделки пасхальных яиц – использование пайеток, декоративных цветов;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работе с инструкционными картами и самооценке; воспитывать трудовую дисциплину, коллективизм, творческое начало личности, почитание народных обычаев и традиций, эстетический вкус;
  • способствовать развитию творческого мышления, моторных навыков, самостоятельности.
  • способствовать поиску новых педагогических форм погружения ученика в традиционную духовную культуру радостного предпраздничного труда.

Формы работы, методы: коллективная, групповая, индивидуальная; объяснительно – иллюстративный, познавательные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Межпредметные связи на уроке: история, основы православной веры, биология, ИЗО, краеведение, информатика.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Инструменты и материалы:

  •  деревянное яйцо,
  •  трикотаж (для ускорения процесса используем трикотажные носочки различных расцветок),
  •  цветные нитки, иголки,
  •  шелковые ленты, тесьма
  •  пайетки, декоративные цветы.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка спецодежды и санитарного состояния. Доклад дежурного об отсутствующих. Цель этапа: психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Лицо, глазки поднимите,
На меня вы посмотрите.
Вместе дружно улыбнемся,
Вместе дружно посмеемся.
Для технологов звонок,
Начинаем наш урок!

II этап. Сообщение теоретических знаний урока. Раскрытие цели урока. (Приложение 1).

Посмотрите на картинку, что это? Слайд 2
Ответ учащихся: яйцо.
Яйцо – одно из самых совершенных созданий природы. Из яйца появляются благородные орлы и коварные крокодилы, безобидные черепашки и ядовитые скорпионы, трудолюбивые муравьи и паразиты-тараканы. Какое разнообразие! Оно чаще всего белое и хрупкое, из него появляется новая жизнь. Все это рождает ассоциации, связанные с жизненной энергией, каким-то сверхъестественным, божественным промыслом.
Символ яйца занимает умы человечества еще с древних времен. Насколько ярок, выразителен этот образ! Несмотря на его видимую простоту, он заключает в себе особый смысл, хранит тайну. «Яйцо – начало всех начал» – так считали и наши предки – славяне, которые называли «божьим яйцом» солнце и верили, что поедание яиц дает силу и здоровье. Попробуем заглянуть в эту тайну, чтобы попытаться ее раскрыть?

Какие пословицы, поговорки, загадки о яйце вы знаете?

Ответы учащихся:

  • Может и разбиться, может и свариться.
  • Если хочешь, в птицу может превратиться.
  • В доме еда, а дверь заперта.

Символом, какого христианского праздника является яйцо? (Символом Пасхи).

Тема нашего урока «Пасхальные традиции. Подготовка пасхальных подарков».

Давайте посмотрим фильм о современных украшениях пасхальных яиц. Слайд 3

Демонстрация видеофильма – Презентация «Пасха» YOU TUBE. http://ria.ru/video/20080324/102077260.html

Польское Ноу-Хау: пасхальные яйца с аппликациями

Как вы думаете, из чего они могут быть изготовлены? Какие способы оформления пасхальных яиц вам запомнились?
Ответы учащихся: из бумаги, из тесьмы, из ткани. Украшение яйца аппликацией.

Как возникла традиция красить яйца на Пасху? Слайд 4

«Пасха – слово еврейское и означает «исход», избавление от власти « греха», освобождение. На Пасху красят яйца, пекут куличи, обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, целуют друг друга. Этот обычай говорит нам, что все люди братья, необходимо забыть всех врагов, быть милосердным. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили пасху и красили яйца.
То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол, и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда – слезы-яйца — строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения.
Много чудесных событий относят историки ко времени Древнего Рима. Трудно в них поверить, но и опровергнуть также трудно. Вот одна из пасхальных легенд. Пришла как-то Мария Магдалина во дворец императора Тиберия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Поэтому в знак вежливости сразу протянула императору своё приношение – красное яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала: «Христос воскрес!» начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим на Пасху красные яйца.

Одна из легенд о крашении яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Зачем же украшать яйцо? Однозначно ответить на этот вопрос не просто. Его гладкая поверхность и уникальная форма представляет собой великолепный фон для использования различных техник декорирования.
Наряду с натуральными яйцами на Пасху дарили деревянные и костяные. Они могли быть резными или расписными. В XVII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение, что становятся видом декоративно-прикладного искусства. Придумано много оригинальных способов оформления пасхальных яиц в технике декоративного текстиля, открываются широкие возможности для творчества.

Формирование практических умений и навыков.

На уроке технологии вы узнали особенности работы с трикотажным полотном, закреплением на нем декоративных цветов, тесьмы, атласных лент, бусин (шов вперед иголка, трикотажный шов). Попробуйте создать эскиз своего авторского пасхального яйца. Чтобы ваш эскиз смотрелся гармонично, вспомните, что такое узор симметричный или асимметричный.

Для создания композиции предварительно расположите детали на поверхности яйца, не закрепляя их. Не забывайте: семь раз отмерь, один раз отрежь

III этап. Практическая работа «Подготовка пасхальных подарков»

Вводный инструктаж. Повторение правил ТБ при работе с иглой и ножницами. Слайд 7

Текущий инструктаж. Преподавательский контроль и самоконтроль за выполнением практической работы (организация рабочего места, соблюдение правил ТБ).

Заключительный инструктаж. Проверка качества выполнения работ. Выбор лучших работ.

Объяснение практического задания:

Инструкционная карта «Подготовка пасхальных подарков. Изготовление пасхальных яиц в «платьицах». (Приложение 2), Слайды 8-14.

•Изучение инструкционных карт учащимися.
•Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж).

IV этап. Подведение итогов занятия

Обсуждение качества оформления пасхальных яиц, их внешнего вида.
Рефлексия. Слайд 15

Анализ выполненной практической работы (Приложение 3)

Демонстрация, обсуждение, самоконтроль, оценка работы учащихся.

Закрепление полученных знаний.

Вопросы для повторения:
1. Какие ткани можно использовать для оформления пасхальных яиц?
2. Какие технологии использовались в работе?

Сегодня на уроке Вы показали себя талантливыми мастерицами; самыми простыми и обычными материалами научились украшать пасхальные яйца. Желаю, чтобы изготовление подарков своими руками сделало Ваши праздники еще более радостными и красивыми. Вносите в это дело фантазию выдумку! Успехов Вам!

V этап. Домашнее задание:

Сделай своё пасхальное яйцо.

Уборка рабочих мест.

Используемые ресурсы:

1. Белякова Н.Е., Пасхальные яйца. Практическое пособие, Санкт-Петербург, Корона, 2000
2. Симоненко В.Д., Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек), – М.: Вентана-Граф, 2009
3. Видеофильм –  Презентация «Пасха» YOU TUBE Польское Ноу – Хау: пасхальные яйца с аппликациями (http://ria.ru/video/20080324/102077260.html)