Дикие и домашние животные

Разделы: Начальная школа


Учебник: Окружающий мир. Автор: О.Т. Поглазова.

Цель: Научить учащихся отличать диких животных от домашних по существенным признакам.

Задачи:

  • Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.
  • Расширить знания о диких и домашних животных.
  • Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией
  • Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.
  • Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.
  • Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.
  • Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

Оборудование:

  • Компьютер, презентация (Приложение 1) на тему “Дикие и домашние животные”.
  • Интерактивная доска, проектор.
  • Опорный конспект.
  • Предметные картинки с изображением диких и домашних животных.
  • Карточки для дифференцированной работы.
  • Текст загадок, цветные листы.
  • Сигнальные светофоры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы урока.

Перед детьми набор букв.

– Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего урока.

(….)

– Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема?

(Животные.)

Беседа с целью выявления признаков домашних и диких животных.

– Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если разгадаете ребусы.

А) На доске ребусы.

Дети разгадывают ребусы (утка, коза, корова, собака).

– Что общего между всеми этими животными?

(Это домашние животные.)

– А как вы это определили? По каким признакам?

(Дети высказывают различные предположения.)

– А какие еще животные есть, кроме домашних? (Дикие.)

– Приведите примеры диких животных.

***

– А к какой группе животных относится таракан?

– Надо знать признаки, по которым животное можно отнести к диким или домашним.

3. Изучение нового материала.

Давайте все вместе составим сравнительную таблицу.

Вопрос 1-й.

– Где живут эти животные?

(Дикие – в природе, домашние – с человеком.)

Вопрос 2-й.

– Как животные добывают пищу?

Вопрос 3-й.

– Какие жилища бывают у диких животных?

(У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)

– А кто строит эти жилища?

(Сами животные строят их или находят.)

– А кто строит жилища для домашних животных?

(Человек.)

Вопрос 4-й.

– Кто заботится о животных и о их потомстве?

Дикие животные Домашние животные
Живут в дикой природе. Живут с человеком.
Пищу добывают самостоятельно. Кормит человек.
Сами находят или строят себе жилище. Человек заботится о жилище для животных.
Самостоятельно заботятся о себе и о потомстве. О животных и их потомстве заботится человек.

Работа в группах.

Составление опорного конспекта

1. Где они живут?

2. Кто их кормит?

3. Кто им строит жилище?

4. Кто о них заботится?

Дифференциация по степени самостоятельности.

Выс. уровень: самостоятельное составление опорного конспекта.

Сред. уровень: составление опорного конспекта по первым словам.

Коллективное обсуждение полученных результатов по опорному конспекту.

Фиксирование данных на доске.

4. Первичное закрепление.

Работа с предметными картинками.

Продолжение работы в группах. Обсуждение доказательства принадлежности данного животного к одной из групп.

Выступление каждой группы. Коллективное обсуждение.

Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос с доказательством.

Кому необходимо – пользуются опорным конспектом или сравнительной таблицей.

– Как же мы будем делать вывод о принадлежности животного к диким или домашним, пользуясь этим конспектом?

***

Таракан???

Физкультминутка.

Называю разных животных. Если это домашнее животное, вы приседаете, если дикое – встаете.

лев
свинья
кошка
лошадь
крокодил
кабан
теленок
жираф
овца
индюк
лягушка
таракан
крот

5. Работа по дальнейшему углублению знаний.

Продолжение работы в группах. Каждой группе я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает.

Рассказы детей.

Демонстрация слайдов.

Корова.

Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.

Лошадь.

Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.

Коза.

Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.

Свинья.

Мясо, жир, сало, щетина (обувные щетки), кожа.

Собака.

Охрана жилищ и человека.

Спасение людей (в горах).

Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).

Друг человека.

Кошка.

Защищает жилище человека от грызунов.

Куры.

Яйца, пух, мясо.

– Как вы думаете, всегда ли у человека были домашние животные?

Много тысяч лет назад люди не имели домашних животных. Убивая на охоте диких животных, они иногда приносили их детенышей домой. Детеныши вырастали и привыкали к человеку. Люди стали разводить прирученных животных, от которых они гарантированно могли получить продукты питания, материалы на одежду и обувь.

– Но как вы думаете, должен ли что-нибудь делать человек, чтобы получить от домашних животных то, что ему необходимо?

(Заботиться о них.)

– Как?

(…).

– Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться?

(Не разрушать жилища, не убивать, подкармливать, лечить раненых животных.)

Продолжение работы в группах

Составить загадку о диком животном.

Загадки.

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

У какой кисочки
На ушках кисточки?

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный?

Физкультминутка.

Называю разных животных. Изобразить их.

Заяц.
Волк.
Лиса.
Ворона.
Медведь.
Лягушка.
Лошадь.
Петух.

6. Итог урока.

На какие группы можно разделить животных?

Какие отличительные признаки у животных каждой группы?

7. Рефлексия учащихся по усвоению нового знания.

Рассказ об отличиях диких животных от домашних в парах.

Один ученик называет первый признак диких животных, другой – отличительный признак домашних.

И т. д.

Светофоры.

(Зеленый сигнал – сосед назвал верно все признаки.)

***

А теперь нарисуйте своего человечка на лесенке в зависимости от того, насколько хорошо вы поняли новую тему.