Введение
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
В наше время в силу разных причин увеличивается количество физиологически незрелых к моменту рождения детей. Именно они растут слабыми и болезненными. Но при стимуляции двигательной активности и расширении диапазона условий, в которых находится ребенок, при четко выраженной оздоровительной направленности физкультурной деятельности его организм способен достаточно быстро «компенсировать то, что упущено в материнском организме», говорил профессор И.А. Аршавский. Но важно, указывал он, начать действовать как можно раньше, иначе может быть поздно.
Проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Нарушения в здоровье детей (психические и физические) появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.
«По данным различных авторов число детей дошкольников имеющих те или иные отклонения в развитии, колеблется от 50 до 80 процентов. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения вообще и родовспоможения в частности и др. в настоящее время «нормальным» стало ненормальное развитие малышей» (к.п.н. Н.Н. Ефименко) [16, с.11]
У детей имеются биологические нарушения, обусловленные неправильным протеканием беременности, тяжелыми родами у матери, неправильными питанием и уходом за ребенком в раннем детстве.
Человек – сложная комплексная система, в которой все развивается в определенные сроки, во взаимодействии друг с другом. В дошкольном детстве очень важно заложить основу физического здоровья.
Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить нарушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим людям.
Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата
Профессор И.А. Аршавский более двадцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее.
Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но и тот, кто не может гармонично приспосабливаться к среде, в которой живет.
Тело и его процессы – фундамент личности. Вся психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения, третьи обеспечивают проведение энергии и т.д.
И вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде и в решении жизненных задач. Обоснование связи физического и психического состояния человека мы находим в исследованиях многих ученых, в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье и др.
Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на изменения в окружающей среде, необходимо обучать детей и их родителей восполнять жизненные силы, вести здоровый образ жизни, помогать своему организму, создавать оздоравливающую развивающую среду.
Прежде чем приступить к работе с детьми, мы изучили и проанализировали теоретические основы укрепления здоровья детей средствами физического воспитания.
Теоретические основы укрепления здоровья детей средствами физического воспитания
На протяжении всей практической деятельности нас всегда волновали вопросы здоровья детей, снижения детской заболеваемости, нахождения эффективных путей оздоравливания детей.
Регулярно знакомились с выходящей литературой по оздоровительным системам, опытом работы педагогических коллективов, посещали лекции, семинары, выступали с докладами.
Подобрав материалы о преподавании вопросов сохранения и укрепления здоровья, как индивидуальной системы ежедневного поведения ребенка, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде, систематизировали их. Пришли к выводу, что суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьёзное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование.
Роль педагога, обеспечивающего целенаправленное укрепление здоровья дошкольников
В вопросах воспитания ребенка требуются энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология, физиология, социология и др. Следует подчеркнуть, что наличие широкого спектра знаний о человеке, ребенке недостаточно без их практического применения.
Формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых. Воспитываем дошкольников в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что ему говорим. В зависимости оттого, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка стараемся действовать так, чтобы ребенок мог подражать доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
Каждый раз после физкультурного занятия, водной процедуры, игры, гимнастики спрашиваем малышей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п. А через некоторое время, например, вечером просим рассказать о том, чем они занимались днем. Подобную работу проводим в системе и, постепенно малыши научаются запоминать свои действия, размышлять над ними.
Таким образом, помогаем детям осознать себя как человека со своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями, человека, наделенного способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность. Поэтому роль педагога, обеспечивающего целенаправленное укрепление здоровья детей и формирование ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.
Цель, задачи работы по укреплению здоровья дошкольников средствами физического воспитания
Чтобы отследить результаты развития детей и определить цель и задачи работы, мы провели диагностику в начале учебного года, изучили данные медосмотра, зафиксировали антропометрические измерения. После анализа полученных результатов оказалось, что рост и вес всех детей соответствует возрасту. 40% - частоболеющие дети; 40% - энергичноболеющие дети; 20% - здоровые дети. 15% воспитанников имеют высокий уровень развития физических качеств; 60% - средний уровень; 25% - низкий уровень. 30% воспитанников имеют высокий уровень знаний о правилах охраны и укрепления здоровья, 45% - средний уровень, 25% - низкий уровень.
Приобретенные знания, опыт работы, анализ результатов диагностики позволили нам получить представления о состоянии здоровья воспитанников на данном этапе, сформулировать цель и задачи работы по укреплению здоровья дошкольников.
Цель: укрепление здоровья дошкольников, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, обеспечение психологической безопасности.
Задачи:
- Формировать знания о здоровье.
- Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
- Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
- Обеспечить достаточный двигательный режим.
- Учить детей на практике применять знания.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Создать здоровьесберегающую предметно-пространственную среду.
Определили условия и факторы, обеспечивающие приумножение здоровья детей. К условиям и факторам отнесли стимулируемое развитие двигательных качеств, координационных способностей, чередование режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления (динамические паузы, физминутки, психогимнастические упражнения, релаксации), формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих толерантность в общении с другими людьми (сюжетные игры, проблемные ситуации). Учитывая все условия и факторы, разработали перспективные планы и систему мероприятий оздоровительной работы с детьми.
К условиям, укрепляющим здоровье детей, относится создание предметно-развивающей среды, поэтому большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Пространство игровой комнаты организовали так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании уголков специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий: спортивный уголок, развития мелкой моторики, формирования сенсорных эталонов, сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр и др.
Изготовили нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия: прикроватные массажные коврики, наборы мелких предметов для гимнастики стопы, дорожки с контурами стопы для босохождения. Наличие такого оборудования способствует повышению у детей интереса к занятиям, укреплению здоровья детей, развивает наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, память.
Для повышения интереса к упражнениям, входящим в комплексы утренней гимнастики и улучшения качества их выполнения приготовили яркие, разноцветные, атласные ленточки, набивные мячи, султанчики, шумелки-гремелки по количеству детей.
Приобрели сборники музыкальных произведений для использования в качестве сопровождения при проведении занятий, закаливающих мероприятий, релаксаций и других оздоровительных моментов с целью повышения эмоционального тонуса дошкольников.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики используем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками: «Океан», «Морские мелодии» и др.
Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, пение птиц, шум ветра) создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.
Разработали систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление не только физического, но и психического здоровья дошкольников, а также использовали методики профилактического характера (профилактика кариеса – полоскание рта после приема пищи; профилактика простудных заболеваний – чесночные бусы, дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия – массажные коврики, захват мелких предметов пальцами ног и др.)
В систему мероприятий включили дорожки для повышения двигательной активности, точечный массаж и дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, зарядку, утреннюю гимнастику тематического характера, физкультминутки во время занятий, динамические паузы между занятиями.
На прогулке проводили с детьми индивидуальную работу, организовывали совместную двигательную деятельность (Одну подвижную игру со всей группой, 2-3 с подгруппами детей, подготовительные упражнения для новых основных движений, для закрепления двигательных навыков, сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений, спортивные игры и упражнения, катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.)
Во вторую половину дня проводили гимнастику после дневного сна, закаливание, комплекс оздоровительных упражнений для горла, самомассаж, босохождение, йодо-солевые дорожки, коррекционную гимнастику, логопедическую ритмику, спортивные досуги, праздники, развлечения.
Вечером играли с детьми в малоподвижные игры, предлагали дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем, самостоятельное творчество.
Занятия проводили, используя нетрадиционные формы организации: сюжетные композиции, дыхательную гимнастику, самомассаж, релаксацию. Во время каникул систематически проводили недели и дни здоровья.
Большое внимание уделяли сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в процессе занятий.
Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности, их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность.
Потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. На протяжении всего занятия общаемся с детьми, одобряем их хорошие поступки, уважаем, признаем такими, какие они есть.
В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии используем физкультминутки, релаксации, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз. Каждую физкультминутку проводим в игровой форме, в соответствии с тематикой и структурой занятия. Обучаем правилам безопасного поведения на занятиях, при использовании физкультурного инвентаря, на прогулке.
Одной из форм педагогического воздействия является индивидуальная работа с ребенком. Чтобы сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, потребность в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, помогаем ему осмыслить необходимость этого. С этой целью проводим беседы, чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц о здоровье.
В результате проведения системы мероприятий и многократного повторения специальных дидактических, подвижных игр происходит формирование бережного отношения к своему здоровью и его укрепление.
Результаты реализации цели и задач по укреплению здоровья дошкольников средствами физического воспитания.
Без целенаправленного и систематического воздействия привычка к здоровому образу жизни формируется значительно медленнее или не появляется вообще.
Результатом нашей работы можно считать снижение заболеваемости, низкий процент воспитанников, имеющих нарушения осанки (10%), гармоничное физическое развитие воспитанников, высокие двигательные и функциональные возможности детского организма, прочные знания об организме и правилах совершенствования его возможностей, о сохранении и укреплении здоровья. Об этом свидетельствуют результаты диагностики (Приложение 1)
Рост и вес всех детей соответствует возрасту, следовательно, детский организм развивается гармонично, в соответствии с возрастными особенностями и нормами. Значительно снизились показатели заболеваемости. Проанализировав все полученные данные, мы получили следующие результаты:
Повысился уровень знаний о правилах укрепления здоровья у детей нашей группы. Результаты отражены в диаграмме:
Эффективность нашей деятельности можно отследить и по результатам диагностики развития движений у дошкольников
У наших воспитанников появились такие качества личности, как открытость (желание устанавливать контакты), подвижность (гибкость, умение перестраиваться и подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Эти качества пригодились выпускникам в дальнейшем обучении в школе, помогли адаптироваться к новым условиям легко и безболезненно. Только личная активность и заинтересованность дает возможность развитию природных способностей и познанию окружающего мира.
Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.