Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (735 кБ)

Загрузить презентацию (639 кБ)

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели и задачи:

Задачи урока: познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки; показать значение неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки; сформировать понятие о гомеостазе.

1. Учащиеся должны усвоить понятия “водородная связь, диполь, буферные системы, углеводы, липиды, фосфолипиды, дисахариды, моносахариды, полисахариды, полимер, мономер, регулярныеи нерегулярные полимеры”; знать биологическую роль веществ клетки.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, устанавливать взаимосвязь между строением и биологической ролью веществ в клетке, делать обобщения, аргументировать свои выводы.

3. Способствовать развитию научного мировоззрения, коммуникативной культуры.

Форма учебной деятельности: комбинированный урок-рассказ с элементами самостоятельной работы, 2 урока.

Оборудование: ИД (мультмедиапроектор, ПК, Smartboard), SmartNotebook11 “Химический состав клетки”, печатные тетради.

Средства обучения: таблицы “Строение клетки” и “Содержание химических элементов в клетке”.

Ход занятия

Проблема жизни - это проблема первичной
организации материи в живых объектах.
В.А. Энгельгардт

I. Проверка знаний

Фронтальный опрос о клетке как основе структурной организации организмов, об основных этапах развития цитологии, о современных положениях клеточной теории и определении клетки как элементарной биосистемы.

II. Изучение нового материала

1. Вступление. Введение в тему. (Предлагаемый образец презентации.)

Слайд 1 (Иллюстрации)

Благодаря созданию клеточной теории стало понятно, что клетка - это важнейшая составляющая часть всех живых организмов. Все клетки, за исключением бактериальных, построены по общему плану. В чем разница между этими двумя группами?

Слайд 2

Точный молекулярный состав организмов до настоящего времени полностью не известен. Это объясняется невероятным числом и сложностью разных молекул даже в одноклеточном организме, не говоря уже о сложных многоклеточных системах. Но! Все клетки живых организмов сходны по химическому составу!

Вопрос: о чем это свидетельствует?

Отличия живой клетки от неживого в следующем:

  • высокое содержание воды;
  • большое количество сложных органических веществ.

Слайд 3

Такое многообразие обусловлено свойствами атомов углерода и их способностью к структурным изменениям. Подавляющая часть молекул клетки, исключая воду, относится к углеродным соединениям, называемым органическими. Сегодня мы познакомимся с веществами, входящими в состав клетки. (Работа в ПТ №1, стр. 12).

(Интеративная схема - при нажатии на заголовки, открываются следующие вкладки. Так выглядит схема в развернутом виде)

Вопрос: Каково значение многообразия химических веществ, находящихся в клетке?

2. Изучение нового материала.

Слайд 4

Во время моего рассказа вам предстоит выбрать самый главный материал, характеризующий многообразие химического состава в клетках живых организмов и внести эти данные в таблицу.

(Учащиеся готовят в рабочей тетради таблицу)

Слайд 51. Элементарный состав клетки.

В состав живых клеток входит ряд относительно простых соединений, которые встречаются и в неживой природе – в минералах, природных водах. Это неорганические соединения. Нажать на стрелочку слева на панели и перейти на слайд №6.

После возвращения на слайд 5 после слайда №10:

  1. Невероятное число и сложность разных молекул даже в одноклеточном организме, не говоря уже о сложных многоклеточных система обусловлено свойствами атомов углерода и их способностью к структурным изменениям. Подавляющая часть молекул клетки, исключая воду, относится к углеродным соединениям, называемым органическими.
  2. Ссылка на слайд №11. (“Основой...)
  3. Ссылка на слайд №12. (“Углеводы)

Слайд 6

Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды.

  1. Рассказ о строении молекулы воды.
  2. Ссылка 1 - ссылка на слайд № 7 - flash-анимация о водородных связях (нажать назад для возвращения на данный слайд)
  3. Вода в клетке находится в двух формах...
  4. Ссылка 2 - ссылка на слайд № 8, а от него на №9 - свойства, функции и значение воды (нажать назад для возвращения на данный слайд)
  5. Рассказ о минеральных солях. Ссылка на слайд № 10 - flash-анимация о минеральных солях и буферности.

Слайд 7

Слайд № 7 - flash-анимация о водородных связях (нажать назад для возвращения на слайд 6).

Если flash-анимация не воспроизводится, нажать на флажок - flash-воспроизведение.

Слайд 8

Слайд № 8, а от него нажать на стрелочку слева на панели и перейти на слайд №9 - свойства, функции и значение воды.

Слайд 9

Слайд №9 - свойства, функции и значение воды (нажать назад для возвращения на данный слайд 6)

Слайд 10

Слайд № 10 - flash-анимация о минеральных солях и буферности (нажать назад для возвращения на данный слайд 5).

Буферность – способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне.

Функции солей.

1) Регуляторная.

2) Структурная (АТФ, ДНК, костная ткань, раковины).

3) Обеспечивает буферные свойства.

4) Обеспечивает возникновение нервного импульса (ПД, ПП).

5) Обеспечивает гомеостаз внутренней среды.

Слайд 11

Рассказ о свойствах атомов углерода и их способности к структурным изменениям (нажать назад для возвращения на данный слайд 5).

Слайд 12

Сегодня мы познакомимся с органическими веществами, входящими в состав клетки.

Биополимеры,мономеры.

  1. Ссылка на слайд № 13 - flash-анимация о биополимерах (нажать назад для возвращения на данный слайд).
  2. Полимеры регулярного и нерегулярного строения.
  3. Нажать далее - для перехода к слайду №14

Слайд 13

flash-анимация о биополимерах (нажать назад для возвращения на данный слайд 12).

Слайд 14

Рассказ об углеводы и их многообразие, биологической роли для живых организмов (нажать на стрелочку слева на панели и перейти на слайд №15).

Слайд 15

Рассказ о функциях углеводов (нажать на стрелочку слева на панели и перейти на слайд №16).

Слайд 16

Рассказ о липидах и их многообразие, биологической роли для живых организмов.

  1. Ссылка на слайд № 17 - flash-анимация о сложных эфирах. (нажать назад для возвращения на данный слайд).
  2. Нажать далее - для перехода к слайду №18.

Слайд 17

flash-анимация о сложных эфирах. (нажать назад для возвращения на слайд 16).

Слайд 18

Рассказ о функциях липидов (нажать на стрелочку слева на панели и перейти на слайд №19).

III. Обобщение. Закрепление

Мы познакомились лишь с частью химических соединений, входящих в состав клетки, убедились, что минеральные соли, углеводы, липиды очень разнообразны.

- Каково значение многообразия химических веществ, находящихся в клетке?

Самостоятельная работа в парах с конспектом, учебником и ПТ (печатной тетрадью) № 2, 6, 7, 8, на стр. 13-14 - письменно, № 4, 5 - устно.

Работа в группах. Ообсудить ответ на вопросы заданий.

Задание 1. Перечислите физико-химические свойства воды, которые наиболее важны для живых организмов. Чем определяются эти свойства?

Проверка выполнения. (В воде растворяются в первую очередь неорганические вещества).

Задание 2. Чем объяснить, что плазма наземных позвоночных по солевому составу близка к морской воде? К чему приводит изменение солевого состава плазмы крови?

Проверка выполнения. (Минеральные соли составляют незначительную часть сухого вещества клетки. Львиная доля приходится на органические вешества).

Задание 3. Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет до 90% сухого веса, в клетках мышц и печени животных – до 5%, а в прочих клетках животных – до 1%. Чем можно объяснить такую разницу?

Проверка выполнения.

IV. Закрепление знаний о химическом составе клетки, о неорганических веществах и их значении в клетке, об органических веществах и их роли в жизни клетки, о гомеостазе.

Итак, в микроскопической клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке, - одно из основных условий её жизни, развития, функционирования.

Вопросы для беседы.

1. Какие элементы и в каком количестве присутствуют в клетках растений и животных?

2. Какова биологическая роль микроэлементов?

3. Что представляют собой липиды и какова их роль в живой природе?

4. Почему в составе растительных клеток больше углеводов, чем в животных клетках?

Слайд 19

Самоконтроль по теме “Неорганические вещества клетки”.

V. Домашнее задание: изучить § 5 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задание №3 в печатной тетради.

Творческое задание. Подготовить сообщение об открытии и изучении структуры нуклеиновых кислот Д. Уотсоном и Ф. Криком.

Приложение 1

Приложение 2