Цели:
- закреплять изученные приёмы сложения и вычитания;
- формировать умение решать задачи; повторить состав чисел.
Задачи:
- развивать логическое мышление, память, речь, внимание;
- поддерживать интерес к математике;
- закрепить знания учащихся по нумерации чисел до 10;
- воспитывать чувство сострадания, милосердия, коллективизма;
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
Будьте сегодня внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!
2. Вводная беседа. Загадка
- Отгадайте загадку, и тогда узнаете, где сегодня пройдёт наш урок!
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей… (Сказка)
- Где мы сейчас с вами окажемся? Где пройдет наш урок?
- Правильно мы побываем “В гостях у сказки”!
- Каким вы хотите видеть наше занятие? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое). Итак, начнём.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
3. Актуализация знаний.
- В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.
Однажды случилась беда: Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?
4. Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.
Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
К | О | Щ | Е | Й |
- Что значит в порядке уменьшения? Для этого сосчитаем от 10 до 1.
- Кто же похитил Василису? (Кощей)
- Но Кощей не хочет сдаваться и задает нам каверзные вопросы. Возьмите числовые веера и показывайте ответы.
- Какое число при счете следует за числом 8? (9)
- Какое число при счете идет впереди числа 5? (4)
- Какое число больше, чем 5, на 1? (6)
- Какое число меньше 10 на 2? (8)
Дети показывают ответы на веерах.
5. Второе задание “Три дороги”.
- Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану-Царевичу справится с Кощеем.
Дыхательная гимнастика.
- Переведем дух, подыши ровно, спокойно. Встанем, потянемся к солнышку ладошками вверх. Вдох шумно через нос, выдох – плавно, спокойно через рот.
- Закрыть одну половинку носа, вдыхать через одну половинку, а выдыхать через другую.
- Справился Иван – Царевич с Кощеем, а куда дальше идти, по какой дороге не знает.
- Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха, подергать вниз себя за ушки, потянуть ушко в сторону.
Идет Иван-Царевич дальше, а тут для него новое испытание - камень придорожный с надписью: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. Призадумался добрый молодец, по какой дороге идти не знает.
Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу. А как мы это сделаем? Возьмите карточки и впишите маркером ответы в окошко. Можно работать в паре, помогайте друг другу, чтобы Иван-Царевиц побыстрее нашёл правильный путь!
9 -3 6 + 2 7 + 3
Проверка.
- Покажите ту карточку, которая соответствует правильному пути.
- Так по какой дорожке надо идти Ивану-Царевичу? (По средней)
- Почему?
- Потому что ответ 8, а если пойдёт налево, то ответ получится 6. Сравним числа 8 и 6;
8 больше 6 (или 6 меньше 8), пойдёт направо – 10, а 8 меньше 10.
Вывод: прямая дорожка верная, потому что ответ не самый большой и не самый маленький: 8 больше 6, но меньше 10.
6. Оздоровительная минутка.
Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился Иван-Царевич в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.
Упражнения для шеи, глаз, корпуса.
Шея вниз-назад, влево-вправо.
Руки на пояс, наклоны влево-вправо. Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки. Крепко зажмуриться от страха, открыли глаза широко - удивились. Поморгали часто-часто. Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмёрку.
7. Третье задание “Избушка на курьих ножках”.
Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?
Работа в группах. Состав чисел.
Идёт Иван-Царевич дальше, глядит перед ним избушка на курьих ножках. Только подойти к ней он не может. Высокие ели преграждают путь. Баба Яга у окошка сидит да на Царевича покрикивает: “Правильно напишешь состав чисел – пропустят тебя ёлки, а нет – так голова с плеч”.
Вы поработаете в группах по 4-5 человек.
Возьмите волшебные дощечки. Переверните. Перед вами ели, которые загородили путь. Впишите на ветках ели пары чисел, так, чтобы у первого ряда получилось 6, у второго - 7, у третьего - 8.
Проверка.
6=5+1 | 6=4+2 | 6=3+3 | |
7=5+2 | 7=4+3 | 7=6+1 | |
8=5+3 | 8=2+6 | 8=4+4 | 8=7+1 |
Один человек из группы называет пары чисел.
Молодцы, хорошо справились! Но Баба Яга не отпускает Ивана-Царевича, а велит ему войти к ней в избушку и решить задачки. Только тогда отпустит Ивана. А не справится – голова с плеч. Опять требуется наша помощь. Решение запишите на волшебных дощечках с обратной стороны.
8. Задачи в стихах.
Задача №1
Семь весёлых медвежат за малиной в лес спешат.
Три устали. От товарищей отстали.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (7 – 3 =4)
Проверка. – Сколько медвежат? (4) Как вы узнали? Почему решали вычитанием?
Задача №2
Два бельчонка, три зайчонка ходят вместе в детский сад. Подсчитать прошу, сколько малышей в саду? (2 + 3 = 5)
Отпустила Баба Яга Ивана-Царевича, а сама посылает к Ивану-Царевичу Змея Горыныча о трёх головах и думает: “Уж с ним-то Иван-Царевич ни за что не справится!”
9. “Бой на Калиновом мосту”
Сражение со Змеем Горынычем
Змей Горыныч огнём дышит, каждая голова своё задание задаёт, очень трудное. Достал Иван-Царевич меч-кладенец и отправился на бой. А мы возьмём цветной карандаш и карточки белого цвета. Каждому ряду задание от головы: первому ряду раскрасить примеры с ответом 5, второму – 6, третьему - 7.
Работаем в паре.
2 + 3 7 – 1 4 + 3
9 – 2 8 – 3 4 + 2
3 + 3 5 + 2 7 – 2
Проверка. Один ученик читает.
Вот мы и справились со Змеем Горынычем. С нашей помощью Иван-Царевич освободил
Василису, и наши герои, вернувшись в свое математическое царство, благодарят нас за помощь и говорят:
“Ребята! Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности. Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра”.
10. Подведение итога. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу.
- Какое у вас настроение? Покажите мимикой.
- Задание какого сказочного героя было для вас самым трудным?
- А самым интересным?
- Как вы оцените работу своих друзей, одноклассников?
Удачи, успехов! Спасибо.