Урок математики "В гостях у сказки". Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цели:

  • закреплять изученные приёмы сложения и вычитания;
  • формировать умение решать задачи; повторить состав чисел.

Задачи:

- развивать логическое мышление, память, речь, внимание;

- поддерживать интерес к математике;

- закрепить знания учащихся по нумерации чисел до 10;

- воспитывать чувство сострадания, милосердия, коллективизма;

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.

Будьте сегодня внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!

2. Вводная беседа. Загадка

- Отгадайте загадку, и тогда узнаете, где сегодня пройдёт наш урок!

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей… (Сказка)

- Где мы сейчас с вами окажемся? Где пройдет наш урок?

- Правильно мы побываем “В гостях у сказки”!

- Каким вы хотите видеть наше занятие? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое). Итак, начнём.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

3. Актуализация знаний.

- В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

Однажды случилась беда: Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

4. Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
  К   О   Щ   Е   Й

- Что значит в порядке уменьшения? Для этого сосчитаем от 10 до 1.

- Кто же похитил Василису? (Кощей)

- Но Кощей не хочет сдаваться и задает нам каверзные вопросы. Возьмите числовые веера и показывайте ответы.

- Какое число при счете следует за числом 8? (9)

- Какое число при счете идет впереди числа 5? (4)

- Какое число больше, чем 5, на 1? (6)

- Какое число меньше 10 на 2? (8)

Дети показывают ответы на веерах.

5. Второе задание “Три дороги”.

- Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану-Царевичу справится с Кощеем.

Дыхательная гимнастика.

- Переведем дух, подыши ровно, спокойно. Встанем, потянемся к солнышку ладошками вверх. Вдох шумно через нос, выдох – плавно, спокойно через рот.

- Закрыть одну половинку носа, вдыхать через одну половинку, а выдыхать через другую.

- Справился Иван – Царевич с Кощеем, а куда дальше идти, по какой дороге не знает.

- Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха, подергать вниз себя за ушки, потянуть ушко в сторону.

Идет Иван-Царевич дальше, а тут для него новое испытание - камень придорожный с надписью: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. Призадумался добрый молодец, по какой дороге идти не знает.

Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу. А как мы это сделаем? Возьмите карточки и впишите маркером ответы в окошко. Можно работать в паре, помогайте друг другу, чтобы Иван-Царевиц побыстрее нашёл правильный путь!

9 -3 6 + 2 7 + 3

Проверка.

- Покажите ту карточку, которая соответствует правильному пути.

- Так по какой дорожке надо идти Ивану-Царевичу? (По средней)

- Почему?

- Потому что ответ 8, а если пойдёт налево, то ответ получится 6. Сравним числа 8 и 6;

8 больше 6 (или 6 меньше 8), пойдёт направо – 10, а 8 меньше 10.

Вывод: прямая дорожка верная, потому что ответ не самый большой и не самый маленький: 8 больше 6, но меньше 10.

6. Оздоровительная минутка.

Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился Иван-Царевич в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.

Упражнения для шеи, глаз, корпуса.

Шея вниз-назад, влево-вправо.

Руки на пояс, наклоны влево-вправо. Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки. Крепко зажмуриться от страха, открыли глаза широко - удивились. Поморгали часто-часто. Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмёрку.

7. Третье задание “Избушка на курьих ножках”.

Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?

Работа в группах. Состав чисел.

Идёт Иван-Царевич дальше, глядит перед ним избушка на курьих ножках. Только подойти к ней он не может. Высокие ели преграждают путь. Баба Яга у окошка сидит да на Царевича покрикивает: “Правильно напишешь состав чисел – пропустят тебя ёлки, а нет – так голова с плеч”.

Вы поработаете в группах по 4-5 человек.

Возьмите волшебные дощечки. Переверните. Перед вами ели, которые загородили путь. Впишите на ветках ели пары чисел, так, чтобы у первого ряда получилось 6, у второго - 7, у третьего - 8.

Проверка.

6=5+1 6=4+2 6=3+3
7=5+2 7=4+3 7=6+1
8=5+3 8=2+6 8=4+4 8=7+1

Один человек из группы называет пары чисел.

Молодцы, хорошо справились! Но Баба Яга не отпускает Ивана-Царевича, а велит ему войти к ней в избушку и решить задачки. Только тогда отпустит Ивана. А не справится – голова с плеч. Опять требуется наша помощь. Решение запишите на волшебных дощечках с обратной стороны.

8. Задачи в стихах.

Задача №1

Семь весёлых медвежат за малиной в лес спешат.
Три устали. От товарищей отстали.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (7 – 3 =4)

Проверка. – Сколько медвежат? (4) Как вы узнали? Почему решали вычитанием?

Задача №2

Два бельчонка, три зайчонка ходят вместе в детский сад. Подсчитать прошу, сколько малышей в саду? (2 + 3 = 5)

Отпустила Баба Яга Ивана-Царевича, а сама посылает к Ивану-Царевичу Змея Горыныча о трёх головах и думает: “Уж с ним-то Иван-Царевич ни за что не справится!”

9. “Бой на Калиновом мосту”

Сражение со Змеем Горынычем

Змей Горыныч огнём дышит, каждая голова своё задание задаёт, очень трудное. Достал Иван-Царевич меч-кладенец и отправился на бой. А мы возьмём цветной карандаш и карточки белого цвета. Каждому ряду задание от головы: первому ряду раскрасить примеры с ответом 5, второму – 6, третьему - 7.

Работаем в паре.

2 + 3 7 – 1 4 + 3

9 – 2 8 – 3 4 + 2

3 + 3 5 + 2 7 – 2

Проверка. Один ученик читает.

Вот мы и справились со Змеем Горынычем. С нашей помощью Иван-Царевич освободил

Василису, и наши герои, вернувшись в свое математическое царство, благодарят нас за помощь и говорят:

“Ребята! Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности. Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра”.

10. Подведение итога. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу.

- Какое у вас настроение? Покажите мимикой.

- Задание какого сказочного героя было для вас самым трудным?

- А самым интересным?

- Как вы оцените работу своих друзей, одноклассников?

Удачи, успехов! Спасибо.