Цель урока: формирование безопасного поведения у учащихся.
Задачи:
- Закреплять знания детей по правилам пожарной безопасности.
- Учить соблюдать правила безопасного поведения.
- Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём.
- Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара.
Оборудование:
- презентация «Огонь – добрый, огонь – злой» (Приложение);
- тест «Пожар в доме» (Приложение 1);
- памятки для детей «Чтобы не было пожара» (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Отгадайте загадку и определите тему нашего урока:
- Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь.)
II. Определение темы урока учащимися.
- Кто догадался о чём поведём сегодня разговор? Почему необходимо говорить про огонь?
- Верно, тема урока про огонь, название урока «Огонь добрый, огонь злой». (Приложение. Слайд 1)
III. Вступительная беседа по теме.
- Слово «огонь» известно человеку с давних времён. Скажите, огонь друг или враг человеку?
- Огонь – давний друг человеку. С его помощью мы совершаем множество полезных дел. Полезные свойства огня научились использовать люди.
Чтение стихов наизусть.
Ученик 1:
Мне бабуля говорила,
Что огонь наш друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так. (Слайд 2)
Ученик 2:
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной. (Слайд 3)
Ученик 3:
Телевизора б не знали,
Ни поесть и не попить,
В «Денди» тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить. (Слайд 4)
Ученик 4:
Знают все: человек без огня
Не живёт не единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло! (Слайд 5)
Ученик 5:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Посмотрите ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг! (Слайд 6)
Учитель: Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь.
(Ответы детей.)
Верно, огонь – ярко красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени всё время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым.
- Когда человек небрежен с огнём, огонь становится нашим врагом. При неосторожном обращении он из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает всё, что создавалось долгими годами упорного труда. (Слайд 7) Огонь сметает всё на своём пути, и остановить его бывает трудно. (Слайды 8-11)
- Почему и отчего может возникнуть пожар? Послушаем стихи об этом и рассмотрим рисунки.
Ученик 6:
То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все
Не давайте спички детям
А то быть большой беде. (Слайды 11-13)
Ученик 7:
В Новый год у Светы
Свечи загораются.
Бросили их без присмотра
Искры разлетаются. (Слайды 14-15)
Ученик 8:
Не суши бельё над газом
Всё сгорит единым разом. (Слайд 16)
Учитель: Также нельзя трогать и включать газовые приборы в отсутствие взрослых дома. (Слайд 17)
Ученик 9:
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте. (Слайды 18-19)
Ученик 10:
Вилку в плохую розетку засунул едва
Искры и пламя до потолка.
То, что ты ещё живой, -
Повезло тебе «герой». (Слайд 20)
Учитель: Ни в коем случае нельзя втыкать в розетки никакие предметы, это может закончиться очень плохо. (Слайд 21)
Ученик 11:
На каникулах, друзья,
Телек включен у меня
И компьютер, и плита
К одной розетке провода. (Слайд 22)
Учитель: Кроме этого:
- Нельзя без взрослых зажигать бенгальские огни, петарды и подобную пиротехнику. (Слайды 23-24)
- Нельзя разжигать в лесу костры, поджигать траву, сухие листья (Слайд 25), а также разбрасывать в лесу и на природе мусор он может стать очагом пожара. (Слайд 26)
- Нельзя поджигать тополиный пух. (Слайд 27)
Ученик 12:
После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома –
Пепелище страшное. (Слайды 28-30)
- Молодцы ребята! А как не допустить пожара? Дополните слова в стихах:
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол прожёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его ... (водой).Если младшие сестрички
Зажигают дома спички.
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ... (отнять).Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай ... (сигнал).Помнит каждый гражданин
Пожарный номер ... (01) (Слайд 31)
- Правильно, молодцы. Дети, а кто борется с огнём? (Пожарные.) (Слайд 32)
- Какими качествами должен обладать пожарный? (Смелый, мужественный, отважный, ловкий, внимательный ...) (Слайды 33-36)
- Сейчас я проверю вашу внимательность. Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от коварного огня? +Кто поджёг траву у дома,
А сгорел гараж знакомых? -Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром? +Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл! -Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает? +
- Молодцы ребята! Спасибо за правильные ответы.
- А теперь посмотрим как надо вести себя в случае пожара.
Ученик 13:
Если ты совсем случайно,
Что-то в комнате разжёг,
То нельзя паниковать
И лезть в мамину кровать. (Слайды 37-38)
Ученик 14:
В руки ты себя бери,
Не пугайся, не кричи.
А ползи на четвереньках
В направлении двери. (Слайд 39)
Ученик 15:
Смело трубку бери
01 набери.
Назови ещё потом
Улицу, квартиру, дом. (Слайд 40)
Ученик 16:
Запомните, дети,
Правила эти!
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Ученик 17:
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
01 – запомните этот телефон!
В случае пожара пригодится он. (Слайд 40)
IV. Составление правил по пожарной безопасности.
- Нельзя играть со спичками.
- Не зажигай самостоятельно газовую плиту.
- Не оставляй без присмотра электрический утюг и другие электроприборы.
- Не играй с жидкостями, которые могут вспыхнуть.
- В лесу не разжигай костёр без взрослых.
- Не поджигай баки с мусором.
- Нельзя прятаться во время пожара.
- Помни телефон пожарной службы 01.
V. Закрепление материала.
- Работа с тестом «Пожар в доме» (Приложение 1).
VI. Итог.
Учитель раздаёт детям памятки «Чтобы не было пожара» (Приложение 2).
Чтоб пламя лишь светило и грело.
С огнём обращаться нужно умело.
С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите! (Слайд 41)