Городской шум и ролик из фильма “Покровские ворота” “Живописцы”.
(Слайд 1)
Ведущий 1: Москва! Такая родная, любимая! Ты любишь гулять по Москве?
(Слайд 2)
Ведущий 2: Да! Пройтись по Тверской, свернуть на бульвары, а потом выйти к Арбату…
(Слайд 3)
Ведущий 1: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание...” невольно хочется пропеть каждому известные слова. Одновременно представляется такой добрый, улыбающийся образ Булата Окуджавы, подыгрывающего нашим словам на своей звонкой гитаре.
(Слайд 4)
Ведущий 2: А ведь этой замечательной песне уже почти 40 лет. Однако она неизменно остается одной из самых любимых среди всех музыкальных произведений об Арбате, так как в ней выражена истинная любовь к этой улице.
(Слайд 5 – автоматически включается песня)
Ведущий 1: Окуджавой подобраны такие слова, которые выразили наиболее реальный образ Арбата, показали его лучшие стороны. Такие слова мог написать об Арбате только человек поистине влюбленный в эту улицу.
Песня “Ах, Арбат, мой Арбат…”
Ты течешь как река странное название,
И прозрачен асфальт ,как в реке вода
Ах, Арбат, мой Арбат ты мое призвание
(Слайд 6)
Ты и радость моя и моя беда
Ах, Арбат мой Арбат ты мое призвание
Ты и радость моя и моя беда
Пешеходы твои люди невеликие
Каблучками стучат по делам спешат
(Слайд 7)
Ах, Арбат мой Арбат ты моя религия
Мостовые твои подо мной лежат
Ах, Арбат мой Арбат ты моя религия
Мостовые твои подо мной лежат
(Слайд 8)
От любови твоей вовсе не излечишься
Сорок тысяч других мостовых любя
Ах, Арбат мой Арбат ты мое отечество
Никогда до конца не пройти тебя
(Слайд 9)
Ах, Арбат мой Арбат ты мое отечество
Никогда до конца не пройти тебя
(Слайд 10-12)
Ведущий 2: 9 мая 1924 года в Москве по адресу ул. Арбат, 43, в коммуналке на 4-м этаже появился на свет булат Окуджава. Он был сыном двух гордых представителей кавказских народов, армянки и грузина, рос обычным московским мальчишкой, бегающим со стайкой таких же беззаботных детей по улочкам родного города. Его детство ничем не отличалось от детства других мальчишек и девчонок, играющих в бесчисленных дворах арбатских переулков.
Ведущий 1: “Упрямо я твержу с давнишних пор:
меня воспитывал арбатский двор,
все в нем, от подлого до золотого.
А если иногда я кружева
накручиваю на свои слова,
так это от любви. Что в том дурного?”
Ведущий 2: Первые его стихи появились еще в детстве, и молодое дарование решило во что бы то ни стало их напечатать, причем не просто где-нибудь в газете, а непременно выпустить книгу! И маленький Булат отправился в издательство. Там он встретил человека, который сказал ему, что, мол, книгу напечатать можно, но... нет бумаги. Маленький поэт побежал домой, поделился проблемой с дядей. “А сколько нужно бумаги? — спросил дядя. — Килограмма два-три я смогу найти!..”. Книгу тогда не выпустили...
Ведущий 1: Жизнь Булата была нелегка. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. Мать была сослана в лагерь. Самому Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына “врага народа”.
Ведущий 2: В страшном 1941 году арбатские дворы опустели. Началась война. И в 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт. Вместо учебников необходимо было осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика.
Ведущий 2: На войне Окуджава стихов не писал, как он сам говорил: “Не до того было. Мне было 17–18 лет”.
(Слайд 13-14 автоматически включается песня)
Песня “До свидания, мальчики”
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
(Слайд 15)
Ведущий 1: В детстве Окуджава переживал, что на его день рождения 9 мая не случилось ничего знаменательного, “но в 1945 году мне воздалось”, — скажет он потом, потому что на его день рождения пришелся День Победы, что оказалось весьма символично по отношению к нему — фронтовику, прошедшему всю войну.
(Слайд 16)
Ведущий 2: После войны Окуджава учился на
филфаке Тбилисского университета. Работал
учителем русского языка и литературы.
Популярность пришла, когда Окуджава взял в руки
гитару и начал петь под мелодичную,
запоминающуюся музыку свои стихи.
Ведущий 1: Вскоре их пели по всему Советскому
Союзу в студенческих и рабочих общежитиях. Эти
песни поют и сейчас. Окуджава очень хотел сделать
души людей более чуткими и отзывчивыми.
Возможен видеоряд (см. вкладку)
(Слайд 17 - автоматически включается песня)
Песня “Надежды маленький оркестрик…”
Когда внезапно возникает
Еще неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,
Мелодия как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стерт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви..
(Слайд 18)
Ведущий 2: Окуджаву по праву считают основателем мощного движения бардов в СССР. Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, или самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.
(Слайд 19)
Ведущий 1: Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова... Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.
(Слайд 20)
Ведущий 2: Булат Окуджава всегда на первое место ставил текст. “Для меня авторская песня — это прежде всего стихи. Поющий поэт”, — так говорил сам о себе Окуджава. Удивительно легки и гармоничны его песни, как патриотические, так и лирические, слегка ироничные, как песня “Госпожа удача” из фильма “Белое солнце пустыни”.
(Слайд 21 - автоматически включается песня)
Песня “Госпожа удача”
Ваше благородие госпожа разлука
Мы с тобой друзья давно вот какая штука
Письмецо в конверте погоди не рви
Не везет мне в смерти повезет в любви
Письмецо в конверте погоди не рви
Не везет мне в смерти повезет в любви
*
Ваше благородие госпожа удача
Для кого ты добрая а кому иначе
Девять граммов в сердце постой не зови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Девять граммов в сердце постой не зови
Не везет мне в смерти повезет в любви
*
Ваше благородие госпожа чужбина
Крепко обнимала ты да только не любила
В ласковые сети постой не лови
Не везет мне в смерти повезет в любви
В ласковые сети постой не лови
Не везет мне в смерти повезет в любви
*
Ваше благородие госпожа кончина
Смертью должен не такой умирать мужчина
Госпожа ответь мне случай назови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Госпожа ответь мне случай назови
Не везет мне в смерти повезет в любви
*
Ваше благородие госпожа победа
Значит моя песенка до конца не спета
Перестаньте черти клясться на крови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Перестаньте черти клясться на крови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Видеофрагмент “Часовые любви…” из кинофильма “Покровские ворота”.
(Слайд 22)
Ведущий 1: И мы снова на Арбате. Арбат для Б. Окуджавы не только страна детства, малая Родина, память о теплоте, заботе любящих взрослых и радостных открытий мира, чудес природы, культуры, общественных отношений, красоты и глубины поэтических словосочетаний, но также довоенное прошлое (мирная жизнь), время “большого террора”, загубившего столько самых близких ему людей.
Ведущий 2: Арбат остался той родной почвой, которая постоянно питала поэзию Окуджавы. Герои песен более поздних лет сохранили “братство” - “арбатство”: и романтизм, и подчеркнутую старомодность, и рыцарство, и нежность, и стойкость, и сердечную чуткость, душевность, все то, что помогает не терять надежды, избежать одиночества, верить в любовь, пересилить беду и “ не пропасть поодиночке”.
(Слайд 23)
Ведущий 1: Окуджава умер в 1997 году. Он считал себя человеком счастливой литературной судьбы. Поэт, прозаик, автор романов, сценариев кинофильмов. Но для нас он прежде всего москвич, житель Арбата, автор всеми любимых песен.
Ведущий 2: Он написал около 150 песен. Все его песни – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости.
Песня “Давайте восклицать”
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.