Цели и задачи игры:
- Воспитывать интерес к физике.
- Воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку его выбору и мнению.
- Расширить общий кругозор.
- Закрепить у учащихся знания по пройденным темам (Введение. Строение вещества. Взаимодействие тел) и научить применять эти знания в нестандартных ситуациях.
Оборудование и материалы:
- разноцветные конверты (4 штуки);
- компьютер, мультимедиа, экран;
- заготовки медалей, презентация.
Участники игры: две команды мудрецов (по 10 человек), независимые эксперты (старшеклассники), которые оценивают деятельность мудрецов.
Содержание игры:
- Организационный момент.
- Разминка.
- Задачки для мудрецов.
- Пойми меня.
- Лаборатория.
Правила игры.
В организационном моменте команды представляют себя: название, эмблема. Далее путём жребия определяется очерёдность ответа команд, для этого приглашаются капитаны команд.
Для того чтобы получить звание мудреца первого или второго ранга учащиеся должны преодолеть 4 тура.
В первом туре команды отвечают по очереди на вопросы и зарабатывают балы. Если команда не знает ответа, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Во втором туре учащимся предлагается решить «прикольные» задачки. Та команда, у которой готов ответ, поднимает руку и отвечает. В случае неправильного ответа, возможность ответа переходит к оппоненту. За правильное решение и остроумный ответ команда получает 1 балл.
В третьем туре учащимся предстоит своими словами описать прибор, а представителям другой команды угадать, что это за прибор и для чего его применяют.
Каждая команда описывает по два прибора, которые вытянут их капитаны. За безошибочное описание прибора и правильный ответ команда получает – 1 балл. Приборы, которые описывают учащиеся (секундомер, термометр, весы, мерный цилиндр)
В четвёртом туре учащимся предлагается выполнить практическое задание. Оценивается в этом задании всё и техника исполнения и точность измерения и правильность записи результатов.
Ход игры
«Разминка»
- Наука, изучающая природные явления? (Физика.)
- Что упало Ньютону на голову? (Яблоко.)
- В чем измеряется объем? (мі)
- Величина, характеризующая быстроту движения? (Скорость.)
- Как определить пройденный путь? (Скорость умножить на время движения.)
- Линия, вдоль которой движется тело? (Траектория.)
- Прибор для измерения массы тела? (Весы.)
- Из чего состоят все тела? (Из молекул.)
- Какой буквой обозначают время? (t)
- Формула массы. (m = ρ•V)
- Единицей измерения скорости является? (м/с)
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Подведение итогов за первый тур.
«Задачки для мудрецов»
1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину
погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки
барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия
называют физики? (Слайд 5)
Ответ: Толя наблюдал, а Коля ставил опыты.
2. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте
курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Слайд
6)
Ответ: Взаимное притяжение молекул.
3. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались
какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю
вперед, а другое, когда вагон трогался –дергало назад. Что это за хулиганские
явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (Слайд 7)
Ответ: Инерция движения и покоя.
4. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя
совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как
мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (Слайд 8)
Ответ: По запаху. Случилась диффузия. Молекулы французских духов молча
расползлись по комнате и заплыли маме в ноздри.
5. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов – братьев Мити и Вити
одинаковы? (Слайд 9)
Ответ: Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов – братьев Мити и Вити
одинаковы?
6. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400
граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел.
Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (Слайд 10)
Ответ: 0,0004 т
7. Печальный дядя Боря хотел сам сварить себе суп, и у него получилось
полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился
попробовать, 0,001 куб.м. Масса этого кубического дециметра гадости 1 кг 300 г.
вычисли плотность дяди Бориной гадости. (Слайд 11)
Ответ: Плотность зеленой гадости, которую печальный дядя Боря так никогда и не
смог оторвать от кастрюли, 1,3 кг/м3 .
8. Длина пути от Сашиного дома до школы – 1500 м. Время оставшееся до начала
занятий – 30 минут. С какой скоростью должен равномерно двигаться Саша, чтобы
наверняка не попасть на первый сорокапятиминутный урок – контрольную по алгебре?
(Слайд 12)
Ответ: Сашина скорость ни в коем случае не должна превышать 20 м/мин. Иначе
двойка по алгебре обеспечена.
Оценка: За каждый правильный ответ: 1 балл.
Подведение итогов второго тура.
«Пойми меня»
Мудрецы должны описать своим оппонентам прибор, не называя его и не произнося название физической величины, которую он измеряет. Оппоненты должны назвать этот прибор. Названия приборов, которые они будут описывать, капитаны команд вытягивают. Каждая команда описывает по два прибора. Время на выполнение этого задания – 10 мин. (Слайд 13; 14 слайд – весы; 15 слайд – секундомер; 16 слайд – термометр; 17 слайд – мерный цилиндр.)
Оценка: За интересное описание прибора – 1 балл, за правильный ответ – 1 балл.
Максимальный балл за конкурс – 4 балла.
Подведение итогов третьего тура.
«Лаборатория»
(Слайды 18-19)
Мудрецы должны определить плотность пластилина с помощью приборов:
1 конверт: мензурка, стакан с водой, весы.
2 конверт: линейка, весы.
Одна команда определяет плотность вещества с помощью приборов, помещённых в конверт №1, а другая – в конверт №2. Номер конверта определяется путём жеребьёвки между капитанами команд.
Оценка: Правильное решение поставленной перед ними задачи, нахождение плотности вещества, (запись формулы для определения неизвестной величины, нахождение неизвестных физических величин с помощью имеющихся приборов) – 5 баллов.
Если формула записана, верно, и одна из величин, входящих в эту формулу, измерена, а с нахождением другой величины возникли трудности, то команда теряет балл, и зарабатывает 4 балла.
Если допущена ещё и ошибка в формуле, то команда теряет 2 балла и зарабатывает за конкурс 3 балла.
Подведение итогов четвёртого тура.
По окончании игры подводятся итоги и командам присваиваются ранги.
Список литературы:
- Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2007.
- Остер г. Физика. Задачник. - М.: изд. дом «Росмэн», 1999.
- Пёрышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.