Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 11 класс | |
Тема урока Дата |
Подготовка к написанию
сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера.
(Задание “С” ЕГЭ) 20.03.2012 г. |
|
Оборудование, использование ИКТ, источники информации. | Мультимедийный проектор,
ПК, компьютерная презентация, дидактический
раздаточный материал. 1. Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части “С” по новым критериям. www.gramma.ru 2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. “Русский язык” - приложение к газете “1 сентября”, 2006, № 12. 3. Е.В. Никитина. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1. 4. О.В. Груздева. Использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе к анализу текста. Журнал “Русский язык. Все для учителя”, 2011, №6. 5.Е. С. Симакова. Русский язык “Сочинение”. Задания с развернутым ответом. Часть “С”. – М.: АСТ. Астрель. Полиграфиздат, 2010. |
|
Цель урока | Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера. | |
Задачи урока: 1) обучающая |
1. Практиковаться в
определении темы и проблемы текста. 2. Учиться комментировать проблему и авторскую позицию. 3.Познакомить с понятиями: мораль, моральные запреты, добро, зло, этически напряженная ситуация, моральный выбор. 4.Организовать самостоятельную и творческую работу учащихся. |
|
2) развивающая | 1. Развить умение
анализировать, делать вывод, аргументировать
свое мнение. 2. Развить мышление и грамотную речь учащихся. |
|
3) воспитывающая | 1.Формировать
нравственные ориентации на распознавание
истинных и ложных ценностей. 2. На примере литературных произведений и материалов СМИ способствовать формированию моральных запретов. |
|
Методы и приемы обучения | Устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, подготовка информационной справки, презентация, “инсёрт”, кластер, частично-поисковая деятельность. | |
Формы | Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный устный опрос, индивидуальная. | |
Основные понятия и термины урока | Мораль, нравственность, этически напряженная ситуация, моральный запрет, убеждение, зло, добро, добродетель. | |
Предварительная подготовка к уроку | Напечатать
индивидуальную карту урока для учащихся (карта
прилагается). Индивидуальные задания учащимся:
|
|
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Слайды |
1.Организационный момент. (Презентация, слайд 1) | 1. П риветствие. 2. У.: Запишите дату и тему урока. Прочитаем высказывание М. Горького. Какие цели и задачи ставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся) |
№1 |
2. Постановка целей урока, вступительное слово учителя. (Презентация, слайд 2) | 1. У.: Итак, цель урока… (См. слайд) 2. У.: Вспомните основные элементы структуры сочинения. (Ответы учащихся) |
№2 |
3. Актуализация знаний учащихся. (Презентация, слайд 3) | 1.У.: Просмотрите ещё раз алгоритм выполнения работы. | №3 |
4. Реализация инд. домашнего
задания. Информационная справка об авторе. (Презентация, слайд 4) |
1. У.: Сегодня мы будем работать с
текстом, который является отрывком из лекции по
этике. Автор – Юлий Анатольевич Шрейдер. Это имя
знакомо вам? 2. Краткая информационная справка об авторе, подготовленная учащимся в виде слайда и включенная в презентацию урока. |
№4 |
5. Чтение и анализ текста. (Презентация, слайд 5,6) | 1.У.: Читаю текст вслух, а вы
читаете внимательно текст в карте урока (Приложение 1) способом “инсёрт”: во время чтения делайте пометки на полях (“v” - знаю, “+” - новое, “-” - думал иначе, “?” - не понял, есть вопросы) и подчеркните слова, которые вы считаете ключевыми. (Слайд 5) 2.У.: - Посмотрите на ключевые моменты текста. (Слайд 6) Что подчеркнули вы? Есть ли то, что вы не поняли? (Слово, предложение, какая-то мысль). (Обсуждение) |
№5 №6 |
6. Реализация инд. домашнего задания. Работа с ключевыми понятииями. (Презентация, слайд 7) | 1. Ответ учащегося
(подготовленный в виде слайда и включенный в
презентацию урока словарь ключевых понятий и
словарь сочетаний). 2. У.: Значения слов вы уточнили. Какие сочетания вы еще можете предложить? (Ответы учащихся) Эти сочетания вы можете использовать при написании сочинения. 3. У.: Что такое тема текста и проблема текста? Чем они отличаются? (Ответы учащихся) |
№7 |
7. Определение темы и проблемы исходного текста. (Презентация, слайд 8) | 1. У.: Вспомним теорию… (Слайд 8)
Какова тема текста? О чем здесь говорится? (~
Ответы учащихся: широкая тема - мораль, узкая –
моральные запреты) 2. У.: - Сформулируйте проблему текста, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.) |
№8 |
8. Комментарий сформулированной проблемы. (Презентация, слайд 9) | 1. У.: Вспомним теорию…. (Слайд 9) 2. У.: Прокомментируйте проблему текста, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.) |
№9 |
9. Выделение смысловых единиц текста (кластер) (Презентация, слайд 10,11) | 1. У.: Для того чтобы определить правильно позицию автора по проблеме, можно использовать кластер. При повторном чтении выделяете смысловые единицы текста (Слайд 10) и графически их оформляете в виде грозди (Слайд 11). В центре – тема, проблема, вокруг неё крупные смысловые единицы. | №10 №11 |
10. Определение позиции автора. (Презентация, слайд 12) | 1. У.: Вспомним теорию… Ответьте
на эти вопросы. (Слайд 12) 2. У.: Сформулируйте позицию автора, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.) |
№12 |
11. Высказывание собственного мнения и его аргументация. Реализация инд. домашнего задания. (Презентация, слайд 13, 14, 15) | 1. У.: Мы подошли к самой главной
части вашего сочинения. Вспомним теорию….
Начните свое высказывание, используя следующие
обороты… (Слайд 13) 2. Презентация учащимся слайда с афоризмами и пословицами на тему морали. Объяснение высказываний. (Слайд 14) 4. У.: Назовите, пожалуйста, примеры морального выбора, моральных запретов, которые вы нашли в СМИ, произведениях художественной литературы. (Ответы учащихся). Вот еще несколько примеров из произведений художественной литературы. (Слайд 15). |
№13 №14 №15 |
12. Оформление заключения работы. (Презентация, слайд 16) | 1. У.: Вспомним теорию… (Слайд 16) 2. У.: Сформулируйте заключение, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.) |
№16 |
13. Подведение итога урока. Домашнее задание. (Презентация, слайд 17, 18) | 1. У.: Подведем итог урока… Было
что-то непонятно?.. (Слайд 17). 2. У.: Когда работа будет готова, проверьте её внимательно, проследите следующие моменты:.. (Слайд 18). |
№17 №18 |
Литература
1. Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части “С” по новым критериям. www.gramma.ru
2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. “Русский язык” - приложение к газете “1 сентября”, 2006, № 12.
3. Е.В. Никитина Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.
4. О.В. Груздева. Использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе к анализу текста. Журнал “Русский язык. Все для учителя”, 2011, №6.
5. Е. С. Симакова. Русский язык “Сочинение”. Задания с развернутым ответом. Часть “С”. – М.: АСТ. Астрель. Полиграфиздат, 2010.