Цель: познакомить учащихся с классом птиц (предметные УУД).
Задачи:
- проанализировать этапы эволюции животных;
- дать представления о разных видах птиц, их строении, среде обитания, образе жизни; (метапредметные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- развивать речь учащихся; (личностные);
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Работа проходит в группах.
Подготовительная работа: При подготовке к уроку дети разделились на группы и выбрали себе задание для подготовки к уроку: 1-я группа - делала самолётики из бумаги разной плотности и разные по размеру; 2-ая группа - подготовила презентацию о предках птиц; 3-я группа – подготовила презентацию на тему “Самый, самый..(самая маленькая птичка)”; 4-ая группа – подготовила презентацию на тему “Самый, самый.. (самая большая птичка)”.
Техническое обеспечение.
- Компьютер для учителя.
- Демонстрационный экран.
- Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: программа Power Point.
Раздаточный материал: у детей: лист самооценки - таблица № 1, таблица № 2, дополнительное задание - лист № 3. (Приложение)
Ход урока
1. Организационный момент
У:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
– Я думаю, что на уроке будет атмосфера доброжелательности. Поддержите своих друзей – улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний. (Слайд 2-7)
У: - Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.
- Посмотрите на доску. На слайде размещается некая формулировка. Определите, пожалуйста, о ком идёт речь. Результаты будите заносить в лист для самооценки
Если правильный ответ, то плюс, неправильный - минус.
1. Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)
2. Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)
3. Животные с восьмью конечностями. (Паукообразные)
4. Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуёй. Передвигаются с помощью плавников. (Рыбы)
5. Животные, обитающие на границе воды и суши. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. Откладывают икру. Не заботятся о потомстве. (Земноводные)
6. Сухотутные позвоночные животные, покрыты чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца. (Пресмыкающие)
(Слайд 8)
Учитель: Так кто же встанет на следующую эволюционную ступеньку? (Птицы)
Проблемный диалог, стр. 104. (Слайд 9)
- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)
- Какую цель мы должны себе поставить? (Познакомиться с классом птиц)
Межпредметная связь
- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)
- Почему пернатые? (У них есть перья) (Слайд 10)
Проблемный вопрос
- Пернатые - перо.
- Перо - это видоизменённые чешуйки, которые покрывают тело пресмыкающихся.
- А кто был изобретателем пера? (Гипотезы детей… Природа)
Проблемный вопрос
- А только ли птицы умеют летать? (Насекомые, поэтому они занимают почти все экосистемы.)
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше. Самое большое видовое разнообразие, заняли все экосистемы.
- Природа изобрела для птиц перья. Значит какое- то время они их не имели?
- Сейчас со второй группой мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты.
(Презентация детей о предках птиц.)
Познавательные УУД (предварительный поиск нового знания) (информационные УУД Поиск и выделение необходимой информации)
- А чтобы ответить на вопрос, какой должна быть птица, чтобы хорошо летать, посмотрим на эксперимент, который поможет мне сделать вторая группа. Они готовили самолётики из разной бумаги.
- Какой самолёт полетит дальше? (Гипотезы детей)
Эксперимент
- Запускаю.
Вывод. (Лёгкий улетел дальше)
Проблемный вопрос
У: - Значит, тело птицы должно быть лёгкое, обтекаемое.
- А какой должен быть скелет птицы? (Гипотезы детей)
- Возьмите тетрадь, учебник. Посмотрите. Если кости птицы будут устроены как несколько листов бумаги, то они будут легкие?
- А если так? (Свернуть лист трубочкой)
Вывод (Кости в скелете полые, лёгкие, внутри воздух.)
У: - Какой покров у птиц? (Перья) (Слайд 11)
- А человек как-то использует в жизни перья? Какое практическое применение он им нашёл? Расскажите, что вы об этом знаете. (Слайд 12)
Самостоятельное добывание знаний. (Познавательные, коммуникативные УУД)
(Слайд 13)
У: - А теперь посмотрите на слайд. На эти вопросы каждая группа найдёт ответ в учебнике на стр.105.
3. Работа с учебником.
Вопросы.
1. Почему 1 или 2 раза в год птицы линяют? (1. Перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается.)
2. Чем являются крылья птиц? (2. Видоизменённые передние конечности)
3. Почему птицы много едят? (3. Для полёта нужна энергия.)
4. Хладнокровные или теплокровные животные птицы? (4. Теплокровные)
5. Назовите температуру тела птицы. (5. 40° С)
6. Что заменяет одежду птицам? (6. Оперение)
Самопроверка. (Слайд 14)
(При проверке + или -)
(Слайд 15)
7. У: На стр. 105 определите, в какую одежду превращается оперение птицы чечётки летом, зимой, ночью. Рисунки по порядку. (7. Летом - платье. Зимой - шуба. Ночью - одеяло)
У: - Оперение требует постоянного ухода, и каждая птица ухаживает за одеждой по- своему. Вашему вниманию представляется маленький фильм.
(Приложение 1. Фильм с купанием свиристеля. Слайд 16)
У: Стр.106 показано как ухаживают за перьями утки.
- Говорят: Как с гуся вода. В воде купался, а сух остался. (Слайд 17)
- Птицы откладывают яйца и выводят птенцов. Эти птенцы примерно одного возраста.
- Чем отличаются птенцы? (1. Покрыты пухом, бегают, сами ищут корм, зрячие. 2.Голые слепые беспомощные)
Вывод. У наземных и околоводных птиц: гуси, куры, утки, куропатка - выводковый тип развития; у древесных и хищных - птенцовый тип развития. Родители их долго опекают. (Слайд 18)
У: - На следующем слайде найдите ошибку. (Слайд 19. Ответ щелчком мыши)
4. Самостоятельное добывание знаний. Ответы искать в учебнике (Слайд 20)
8. стр.107. Какие птицы называются перелётными? (Ответ на слайде 21, 22)
9. От холода или голода спасаются птицы? (Ответ на слайде 23)
10. Какие птицы называются осёдлыми? (Ответ на слайде 24)
Когнитивный компонент. Формирование гражданской идентичности. (Слайд 25)
У: - А вот эти птицы живут у нас за окном, в сквере, в парке.
- Как мы с вами можем помочь этим птицам зимой. (Кормушки) (Слайд 26)
Самостоятельное добывание знаний. (Познавательные, коммуникативные УУД)
У: - Когда мы рассматривали другие классы. Мы говорили о самых больших и самых маленьких представителях класса. Группа № 3 и 4 расскажет нам о самых, самых, самых…
(Презентации детей) (Заметка для учителя)
5. Рефлексия.
(Слайд 27)
У: - У вас на столе лежит таблица № 2, заполните её. Сделайте вывод о классе птиц.
(Проверка на слайде 28)
У: - Вспомните цель нашего урока. Проанализируйте свою работу. (Слайд 29)
- Мы на уроке справились с поставленной целью?
- В благодарность послушайте пение птиц. (Приложение 2, с пением птиц)
6. Самооценка
У: - А теперь на листе самооценки посчитайте количество плюсов и поставьте себе отметку. Если вы не довольны своей отметкой, есть возможность заработать дополнительный балл, отгадав загадки на листе № 3. (Слайд 30)
- Выберите и покажите своё настроение в конце урока. (Слайд 31)
7. Домашнее задание. (Написать на доске)
1. Прочитать статью в учебнике на стр.104-107.
Выполнить задание на стр. 108-109.
По выбору:
2. Составить свой кроссворд о птицах, подобрать загадки о птицах.
3. Подготовить презентацию по теме: “Наши братья”, “Самый, самый, самый…”.
(Слайд 34)