Внедрение метода проектов в систему учебных и внеучебных занятий для учащихся старшей ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом использования проектной методики при обучении английскому языку учащихся 10-х классов. В учебнике “New Millennium English” (авторы О.Л.Гроза, О.Б.Дворецкая) широко используется метод проектов. Он может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Основной формой обучения в школе по-прежнему остается урок. Но в своей школе параллельно с уроками веду внеурочную проектную деятельность по предмету.

На внеурочных занятиях иначе организуется учебная деятельность. Из строго регламентируемой обстановки урока учащиеся попадают в зону активного развития, не сдерживаемого строгой оценкой, боязнью не соответствовать образовательным канонам. К тому же они самостоятельно выбирают тему для изучения, а учитель предлагает то, чем особенно интересуется учащийся, в чем особенно силен.

Итак, обратимся к примеру проекта “Мое поколение. Проблемы подростков”. Тема представленного проекта выбрана не случайно. Считаю, что удачно выбранная тема может служить побудительным мотивом к изучению иностранного языка. Тема вызвала живой интерес и здоровый азарт у учащихся, возникло много идей.

Предполагаемый проект не содержит упражнений по владению и отработке лексических и грамматических явлений; предполагается, что эта работа уже была проведена. Ознакомимся с теоретическими основами разработки проекта.

Методический паспорт учебного проекта.

Тема проекта: “My generation. Problems of Youth.”

Тип проекта: исследовательский с элементами творчества, монопроект, с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики как личностно-ориентированной технологии обучения ИЯ.

Возраст учащихся: 10 класс (15 лет).

Количество участников: 5 учащихся.

Продолжительность проведения: в течение трех – четырех недель (период прохождения темы и дополнительное время на подготовку презентации).

Режим работы: урочный, внеурочный.

Место проведения: г. Сертолово, средняя общеобразовательная школа № 2.

Материально-техническая база и учебно-методическое оснащение: учебная, методическая литература, молодежные журналы на английском языке, компьютер, фотоаппарат, камера, Интернет, мультимедийный проектор.

Дополнительно привлекаемые участники: учитель информатики, библиотекарь, учитель ИЗО, психолог, родители.

ЗУН и общеучебные навыки: умение работать с дополнительной литературой, умение вести поиск информации, умение анализировать имеющийся материал, умение определять цели и задачи работы, умение организовать и провести презентацию, владение письменной и устной речью.

Мотивация к познанию, работе: самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся.

Содержание и реализация проекта.

В календарном планировании уроки по теме “ Problems of youth” проходят в разделе под номером 5 “Family issues” (10 класс). Рассмотрим этапы подготовки проекта в урочное и внеурочное время: что происходило с учащимися, как планировались уроки, какой учебный материал изучался, какие ставились задачи. Назовем каждое из занятий “Activity” (это не целый урок, а определенный этап на протяжении 3 недель во время изучения темы). Чтобы не было отставания по программе, часто приходилось работать во внеурочное время с рабочими группами. Считаю, что в программе не достаточно отведено уроков для такой интересной темы.

Activity I

Objectives. Start thinking about the project, criteria; start thinking about problems of youth; continue developing students’ strategies for dealing with unknown words; to be able to use present continuous for speaking about annoying habits.

Skills development. Practise reading for details; practise listening for gist and for specific word; practise negotiation and reaching an agreement.

Active vocabulary. To be more assertive and stick up for yourself; have a strong sense of purpose in life; to be aware of one’s strength and weakness; mutual respect; privacy; trust; security; nag; how to treat smb; embarrassing; distract from; ban jeans with low waists; tummy (topics “ Generation Gap”, “Сlothes Sense” ).

Назовем этот этап “погружением в проект”. Учитель пробуждает интерес к теме; проводит анкетирование о том, какие проблемы волнуют подростков. После анкетирования выстроилась цепочка проблем. Было принято решение разработать проект. В результате определили цели и задачи проекта: поиск способов решения проблем подростков, конфликтных ситуаций; а также поставить задачу осмыслить семейные ценности; развивать умения вести диалог, принимать чужие точки зрения.

Итак, вопросы обсуждены, записаны на доске. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами, почему их волнует определенная проблема подростков. Время ограничено. Произошло “погружение в проект”. Класс принял решение создать молодежный журнал о проблемах подростков. Объявляется конкурс на лучший проект журнала. Учащиеся делятся на подгруппы, каждой предлагается подготовить материал по своему вопросу. Появляется необходимость в знании определенных языковых средств для обсуждения общей проблемы (по ходу обсуждения учитель подсказывает необходимую лексику). На этом этапе возможны и другие виды деятельности (например, овладение грамматическим материалом “Present continuous for speaking about annoying habits”).

Назовем проблемы, предложенные учениками для исследования.

  • Generation gap. How to train your parents?
  • Clothes sense.
  • Eating habits.
  • Can we stop bullies?
  • Getting a job. Money.
  • Crime and teenagers.
  • Alcohol, drugs, smoking, AIDS.
  • Why do teens use a Subculture?

Activity II

Objectives. Experience seeing other peoples’ opinions; think critically about teen’s problems; convincing, giving advice; to develop the ability to work in teams; to be able to check progress in grammar; to make a short presentation about research.

Skills development. Practise writing a letter of advice; practise deducting the meaning of unknown words; practise evaluation of materials as a stage in doing the project; become aware of the importance of the title as a text component, raise awareness about what bulling is and develop strategies to stop it.

Active vocabulary. Worry about diet; eating disorders; low self-esteem; body image; well-muscled physique; overexercising; dietary restrictions; healthy habits; bully; call someone names; lonely; pick on; tease; turn into; to be fed up; being the full; physical violence; hit; kick; pinch; beat up; stand up for ones (topics “ Eating habits ”, “ Can we stop bullies ”).

На этом этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами. Одновременно учителем предлагается каждой группе дополнительный список лексики, который может понадобиться для обсуждения их вопроса. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение. Идет работа в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей, обсуждение методов проверки принятых гипотез, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учащиеся разыгрывают диалоги с психологом, пишут письма в журнал, просят совета у психолога.

Activity III

Objectives. Expand the knowledge of students about their problems; think about the job; think about the reasons of crime; learn to take an active stand with the respect to social problems; learn about project development; to be able to write letters about money problems and crime; to develop logical thinking by doing a problem-solving task in the project.

Skills development. Practise listening to specific information; practise speaking for fluency; practise using texts as model for writing; practise using devices depending on the purpose of writing; practise reporting the results of a discussion; practise creative writing; speak about planning some research.

Active vocabulary. Part-time job; babysitting; paper rounds; deliver papers; dog walking; experience crime; commit crimes; criminals; join gangs; violent; lack of education; lack of money; belong to a group; protect people from gangs; victims of gang robberies; scare (topics “Getting a job”, “Money”, “Crime”).

Продолжается поиск новой информации, обсуждение этой информации и ее документирование. Выбирается способ реализации проекта. Осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика по выполнению заданий. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения “под углом нерешенных вопросов”. Формируются умения сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

Activity IV

Objectives. Encourage students to think about a drink and smoking problem; to find ways of fighting with these problems; to think critically about youth subculture; discuss and present the materials students have created; to motivate students for further work; to review the work; to provide students with an opportunity to express themselves in a creative way; to evaluate what students have learned; to discuss the plan of presentation.

Skills development. Practise creative writing; practise speaking for fluency; practise an argumentative discussion; practise reporting the results of creative work; practise public speaking; practise summarizing.

Active vocabulary. To be curious; peer pressure; sensible about alcohol; a teen activist; targeting young people; tobacco-related disease; tobacco products; punishment; a date with a girl (a boy ); smelly; to be tempted to start smoking; living values; acceptance and identity; behavior norms; to compensate for the failure (topics “ Alcohol, drugs, smoking ”, “Youth subculture ”).

Этот этап можно назвать этапом осмысления, сравнения, анализа и коррекции. Учащийся учится анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию, синтезировать идеи. Итак, участники проекта в статьях будущего журнала обсудили все проблемы, с которыми сталкивается большинство их сверстников. Провели исследования и попытались найти выход из проблемных ситуаций. Это были советы психолога в виде писем, персональное анкетирование, анализ анкет. Учащиеся определяют форму и способ защиты проекта; завершается отбор информации и обсуждение в группах. Обсуждаются критерии оформления проекта и его защиты. К следующему этапу проект должен быть оформлен в виде молодежного журнала под названием “My generation”. Сценарий защиты проекта можно разработать во внеурочное время, т.к. эта работа требует большого количества времени и его желательно отрепетировать.

Activity V

Оbjectives. Improve presentation skills; to discuss and present the material the students have created; to be able to check students’ progress in grammar and vocabulary; to develop self-evaluation skills as part of study skills.

Active vocabulary. See vocabulary from the previous activities.

Этот этап является заключительным, так как происходит защита проекта. У каждого участника своя роль. В день защиты проект в виде журнала можно выставить в зале для предварительного знакомства. Можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая оценит проект и выставит свои баллы. Необходимо выяснить у учащихся, оправдались ли их ожидания в связи с выполнением проекта, и поискать вместе пути улучшения этого вида деятельности. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации. Учителю не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию, так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Думается, что наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки. Ведь учащиеся вкладывают много труда в его создание, работают с удовольствием, приобретают определенные навыки и умения, стараются все сделать наилучшим образом.

Защита проекта–журнала “ My Generation ” (мультимедийная презентация) прошла в виде “ круглого стола ” на сцене актового зала по следующему сценарию:

  • реклама журнала;
  • видеоролики уроков;
  • рассказ о целях и задачах проекта;
  • анализ деятельности;
  • прослушивание стихов;
  • ролевые игры между подростком и психологом, родителями и подростком, между самими подростками;
  • анкетирование присутствующих, анализ анкет;
  • диалоги между слушателями и участниками проекта;
  • конкурс на лучший рисунок по теме “ Problems of youth ”;
  • исполнение песен;
  • подведение итогов;
  • оценка результатов.

Так как работа завершилась экспертизой, предлагаю рассмотреть параметры внешней оценки презентации проекта (предложенные профессором Е.С.Полат)

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • умения аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов каждого члена группы.

Фрагменты из ученического проекта.

Project “My generation. Problems of youth”.

At one of our English lessons we took part in a talk show. We talked about our problems, listened to others and decided that we needed to get help in solving problems in relationship or any other personal problems. We wanted to find conflict resolution. So we decided to do some research about teenage problems and create a special magazine which will be a good friend for “teens”. So the theme of our project is “problems of youth”. The end-product is a the magazine “My generation. Problems of youth.”

Teenagers. What problems?

While doing the project the members of our group focused on three questions:

  • Are teenagers a problem in our country?
  • Do teenagers have problems?
  • What problems?

With these questions we have the familiar linking of the words ‘teenagers’ and ‘problems’ and this set us thinking why the two words are so inextricably linked. Why should teenagers be more of problem than, say, middle-aged people or babies? And why should they have the prerogative on having problems? Let’s see if we can come up with some answers and the best way to that is to ask questions.

The list of personality quizes and analysis.

  • How is your self-image?
  • Clothes sense
  • Do you have healthy habits?
  • Your attitude to smoking

The list of articles.

  • Teenage years. Do they bring luck?
  • What problems?
  • Generation gap
  • How to train your parents?
  • Eating habits
  • Can we stop bullies?
  • Getting a job
  • Money
  • Crime and teenagers
  • Alcohol and drugs
  • Smoking
  • Why do teens use a subculture?
  • Agony column. Psychologist advice
  • Journalists of the magazine
  • Was the work over the project useful for us?

Agony column.

Teenager’s letter.

Sometimes I feel that life isn’t worth living at all. All my friends are gorgeous; they’ve got so many guys after them. I’m ugly! I have pimples, I wear glasses, and on top of all, I’m fat. I eat everything what I can find in the fridge. I’m just horrible. Is that what you can call life?

Liza, 15.

Psychologist’s advice.

Dear, Liza!

You think that you are ugly, fat and horrible? You shouldn’t think so! You can slim down. Only believe in yourself. You are only 15. I get a lot of letters (about 15 000) from teenagers with the same problem. Consequently, 15 000 teenagers are ugly? It’s unreal! You are so pessimistic. But you are unique girl. Send us your photo. I think you’ll find a lot of friends.

Journalists and founders of the magazine.

Designer, editor-in-chief, deputy editor, picture editor, copy editor, manager of the project (the teacher).

Victoria Maradudina: I was a designer and technical editor of the magazine. I decided on the magazine’s visual style – the layout of the cover and every page, the pictures or photos, and other visual aids. I also constructed all the materials to be set on every page according to the plan. I was responsible for chapters ‘Clothes sense’ and ‘Crime and teenagers’.

Masha Philippova: I was the Editor-in-chief. I decided what should be included into the magazine, watched that everyone had a chance to participate in the discussion, summarized what had been said and announced the decision. I wrote the articles ‘Generation gap’ and ‘Alcohol and drugs’.