Введение.
Это познавательное занятие для детей 2–3 лет. На занятии дети знакомятся с результатом неосторожного обращения со спичками через сказку. На протяжении организованной деятельности дети совершают путешествие, в процессе которого демонстрируют приобретенные навыки в конструировании, двигательные умения в подвижных играх, речевую активность, через проговаривание небольших стихов.
Программное содержание:
- Формировать у детей первичные представления о пожаре и его последствиях.
- Способствовать освоению диалогической речи, развивая умение отвечать на вопросы; повторять несложные фразы по просьбе воспитателя.
- Повышение речевой активности.
- Совершенствовать навыки конструирования, развивая пространственное соотношение.
Цель:
- Прививать детям элементарные навыки безопасного поведения, стимулируя стремление к выбору безопасных игр через слушание сказки.
- При сооружении постройки побуждать к обследованию строительных материалов, выделяя их цвет, величину и форму. Воспитывать сочувствие к сказочным героям, желание им помочь.
Наглядный материал: Домик из лего, деревянный строительный материал: кирпичики, пластины. Дорожка (клеенка), речка (голубой материал), мостик (подушка из поролона), поляна (зеленое покрывало), камушки (подушки набитые песком), деревья (вырезанные из фанеры), зверюшки выполненные методом оригами, зонтик, реквизит-картина “солнышко-дождик”,чай, сушки и орехи.
Методические приемы:
- Показ воспитателя в сопровождении песни.
- Самостоятельная работа детей с разъяснением.
- Обыгрывание.
Предварительная работа:
- Показ для детей пальчикового театра “Теремок”
- Чтение сказки “Теремок”.
- Физкультминутка.
- Разучивание игры “ Солнышко и дождик”.
- Игра со строительным материалом за столом.
- Разучивание пальчиковых игр.
- Обыгрывание постройки.
Ход занятия
Воспитатель:
Все садитесь рядом
Поиграем ладом
Приготовьте ушки, глазки
Начинаем нашу сказку
Стоит в поле теремок
(вместе с детьми) Он не низок не высок
Кто живет здесь?
Все мы знаем, громко вместе называем.
Воспитатель: (показывает детям поочередно зверюшек сделанных методом оригами).
Ответы детей: Мышка – норушка, зайка – побегайка, лягушка – квакушка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.
Воспитатель: Из какого строительного материала мы построили теремок?
Ответы детей: (Из лего.)
Воспитатель: Из каких частей состоит теремок?
Ответы детей: (Стены, крыша, окна, дверь.)
Воспитатель: Теремок разноцветный? Это какой цвет?
Ответы детей: Красный, желтый, синий, зеленый, белый
Воспитатель:
Живут они дружно, весело.
Мышка пирожки печет
Лягушка песенки поет
Серый волчок лег на бочок
А зайка с лисичкой играют со спичкой!
Вдруг те спички загорелись
Начался большой пожар
Что же делать подскажите?
Помогите, помогите!
Ответы детей: Убегайте, уходите, спасайтесь. На помощь громко всех зовите.
Воспитатель: Верно детки молодцы!
Убегайте же зверюшки,
Мышка, зайка и лягушка
И лисичка и волчок
Быстро – быстро, скок да скок. (Убегают.)
Воспитатель: Посмотрите, что случилось? Дом сгорел! А почему?
Ответы детей: Зайчик и лисичка играли со спичками, они загорелись, случился пожар. Теперь у зверей нет домика, они испугались и убежали в лес.
Воспитатель: Разве можно играть со спичками?
Ответы детей: Нельзя.
Воспитатель: А почему?
Ответы детей: Это опасно для жизни. Можно обжечься и сгореть.
Воспитатель: Кто поможет нам найти зверюшек в лесу?
Ответы детей: Мишка косолапый.
Воспитатель: (зовут вместе с воспитателем). Мишка, помоги! Нам зверюшек розыщи, мы в лес боимся идти одни.
Медведь: Иду! Вам ребята помогу, идите за мной не спешите, с тропинки не сходите, с мостика не упадите, по камушка прыгайте не спеша, там ямка впереди, а за ямкой лес стоит, во в этом лесу они спрятались.
Воспитатель: Будьте осторожны, слыхали что сказал мишка, я вами тоже в лес пойду, вам ребята помогу.
Воспитатель:
По ровненькой дорожке,
По узенькому мостику,
По камушкам, по камушкам
В ямку бух. (Все дети друг за другом идут в лес, останавливаясь на зеленом покрывале.)
Мишка: Куда же мы с вами попали, ребята?
Ответы детей:
Шли мы, шли –
И в лес пришли
Воспитатель: Посмотрите, что растет в лесу?
Ответы детей: Елочка– зеленая иголочка.
Воспитатель: А это что такое? Так ярко светит нам в лицо.
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Споем песню про солнышко. (Игра “Солнышко и дождик”.)
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату
Мы захлопаем в ладошки
Очень рады солнышку
Мишка: Вот наши зверята, мы их нашли, они спрятались за елочкой (здороваются со зверятами). А вот и тучка появилась и дождик пошел. Он нам не страшен у нас есть зонтик (раскрывается зонтик, все дети бегут под него). Исполняется игра “Солнышко и дождик” вместе с детьми.
Солнышко – ведрышко выгляни в окошко
Там детки плачут, по камушкам скачут
Дождик – дождик полно лить,
Малых детушек мочить.
Воспитатель: Чтобы наши зверюшки не промокли, давайте построим им большой дом (возвращаются на свои стульчики ).
Мишка: Эх, ты зайчик и лисичка, вам нельзя играть со спичкой. Знают даже малыши, спички детям не нужны (погрозить пальцем и детям и зверятам).
Мишка: Теремок весь ваш сгорел, мышка плачет, лягушка не скачет, волчок обжег бочок.
Воспитатель: Зайчик с лисичкой грустят, есть ничего не хотят. Все думают, как построить новый дом, чтобы жить как раньше в нем.
Воспитатель: Давайте сейчас построим новый большой дом для зверюшек и мишки косолапого, из деревянных кирпичиков и пластин.
Воспитатель: (предлагает детям самостоятельно построить дом большой из кирпичиков и пластин зеленого цвета).
– Дом для зверюшек будем строить из кирпичиков зеленого цвета (пол, две стены, окошко, крыша, дверь). Вот и готов большой дом! А мы с вами выучили пальчиковую игру, давайте покажем ее гостям.
(Вспомним стихотворение “Дом”.)
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Солнце былою дождик шел
И тюльпан в саду расцвел
Воспитатель: Давайте всех зверей поселим в дом?
Лягушку – квакушку, и.т.д.
Мишка: Поселите в свой новый дом моего братишку (достает большую игрушку – оригами – медведь) он будет с вами жить, защищать вас и охранять.
Воспитатель: Очень хорошо, заходи за зверятами присмотри, будешь им старшем братом, а мы и про тебя выучили потешку.
Физкультминутка:
Вот какой красивый дом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем стоить и играть
Дом большой, высокий строим
Окна ставим, крышу кроем
Вот какой красивый дом
Будет жить мишутка в нем
Медведь: Больше в спички не играйте, дом свой берегите, дружно весело живите.
Воспитатель: Мы поселили всех зверюшек в дом. Давайте мы угостим их чаем с сушками, ведь они проголодались.
(Ставится тарелочка с сушками и чашки с чаем, садятся по “турецки” и читают потешку.)
По турецки мы сидели
Чай пили, сушки ели
Пили, пили, ели, ели
Ели-ели досидели.
Мишка: Я доволен детвору. Хочу и вас я угостить орешками из моего леса (раздает).
Воспитатель: Какое волшебное слова скажем мишке за угощения.
Ответы детей: Спасибо.
Воспитатель: Занятие завершается, скажете всем гостям, до свидания.
Заключение.
Во время занятия у детей формируется представления об опасных и вредных факторов, возникающих во время пожара, прививается навык адекватного поведения в пожарных ситуациях. Интерес к конструированию появляется все чаще, и он не пропадет никогда, потому что конструирование позволяет выражать фантазии, дает занятие для рук. Дети во время занятия приобретают много навыков и знаний для дальнейшего развития, как координации движений, так и своих познаний. Особенности поведения детей в этом возрасте в том, что ребенок играет в одиночку, коллективная игра не складывается, однако конструирование детей первой младшей группы неоценимо важно для развития ребенка.
Используемая литература:
- Парамонова Л. А. “Детское творческое конструирование” – М.: Издательский дом “Карапуз”, 1993 г.
- “Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни” // дошкольное воспитание. – 2005 – № 9.
- Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / Т.Л. Богина, Т.Т. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под редакцией Г.Н. Тодиной, Э.Г. Тиюшной. – М.: Просвещение,1987 г.
- Ознакомление с окружающим. Наш детский сад серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Учебно-наглядное пособие автор – составитель Н.В.Нищева, художник О.Р.Гофман. Санкт – Петербург “Детство – Пресс”.