Работа над темой "The Place We Live In" (УМК И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой). 4-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 4


В данной статье я расскажу о приемах формирования лексических навыков и умений, а также о приеме актуализации лексики путем включения ее в новые ситуации.

Большой объем материала необходимого для усвоения, меньшее количество уроков английского языка в неделю (учебник рассчитан на 5 уроков в неделю, а мы имеем лишь 4 урока), хаотичное введение лексики по теме и мое желание вводить лексику ситуативно (чтобы каждая языковая единица была представлена функционально, т.е. как определенный коммуникативный блок) вызвало необходимость перепланировать цикл уроков по теме “The Place We Live In”.

Начиная работу над темой я сообщаю учащимся, что им вскоре предстоит написать письмо своему иностранному другу о своем домашнем очаге. И рассказ этот должен получиться теплым и интересным. Он не должен ограничиваться сухим перечислением мебели в комнатах. Что на предстоящих уроках мы будем учиться с любовью говорить о домашнем очаге, где всегда ждет понимающая мама и пахнет пирогами. Что учебник поможет нам в этом.

На первом уроке мы знакомимся с лексикой по ситуации “Квартира”. Для этого я использовала картинку – упр.3, урок 23.

После ознакомления с названиями комнат (a living-room, a sitting-room, a dining-room, a kitchen, a bedroom, a bathroom, a toilet, a study, a hall) мы записываем в словарь лексику, которая будет необходима для описания того, что люди обычно делают в каждой из вышеперечисленных комнат:

to get together in the living-room;
to relax;
to feel comfortable;
to sit in the armchair/ on the sofa/ near the fireplace;
to talk about this and that;
to have a meal;
to cook meals;
to sleep;
to listen to music;
to get ready for classes/ work.

Надо отметить, что такие словосочетания, как to watch TV, to read books, to wash hands and face, to have a good time/ a lot of fun, to make a cake/ tea/ breakfast/ lunch/ dinner ребятам хорошо знакомы, поэтому мы их не записываем.

После фонетической отработки новых ЛЕ мы начинаем готовиться к выполнению домашнего задания. Дома им предстоит описать квартиру Смитов. Я предлагаю им записать в черновиках (или блокнотах) план-опору рассказа:

The Smiths’ flat is large.
What rooms are there in the flat?
What do they do in each room?

Далее мы оформляем рассказ во фронтальной работе. При этом сначала определяем, в каком времени будет рассказ. Т.к. Смиты совершают эти действия в каждой из комнат постоянно, ребята сразу выбирают Present Simple. Затем они записывают формулу времени на доске, и начинается фронтальная работа по описанию каждой комнаты.

На следующем уроке мы начинаем работу с повторения лексики, введенной на предыдущем уроке:

  1. What is the English for …. Диван, камин, столовая, прием пищи, готовить и т.д.?

  2. Name the whole word combination with the word “together”, “meals”, “comfortable”, ”music” and so on.

  3. Make your own sentences with the following word combinations: to have a meal, to listen to music, to get ready for …. and so on.

Затем мы активизируем ее в вопросо-ответной работе:

T: Ann, ask Danja where he has a meal.
Ann: Danja, where do you have a meal?
T: Danja, ask Kate if she listens to music in her bedroom.
Danja: Do you listen to music in your bedroom?
T: Kate, ask Gera what his mother does in the kitchen.
Kate: Gera, what does your mother do in the kitchen? И т.д.

Ребята привыкли к подобной форме работы, и поэтому она проходит достаточно быстро.

Следующий этап урока посвящен описанию квартиры Смитов. Делаем это фронтально. Ребята парами (как они сидят) описывают комнату за комнатой. Если учащийся что-либо забывает сказать, его сосед дополняет рассказ. Таким образом, в описании принимают участие все учащиеся.

Затем вызываю к доске двух сильных учеников, и они попеременно описывают комнату за комнатой, давая образец “средним” и “слабым” учащимся. Перед прослушиванием делаю следующую установку: Listen to them attentively and say whether they have failed to mention anything. Mind their grammar.

Опрос рассказа о квартире Смитов произвожу на следующем уроке, давая ребятам возможность подготовиться еще раз.

Во время опроса рассказов на следующем уроке (10 минут) ребята выполняют упр. 15 из урока 17 письменно в тетрадях. (Самостоятельно знакомятся с предлогами in front of, behind.) Это контроль чтения. Упражнение 15 мы проверяем сразу после опроса. В качестве домашнего задания даю упр. 14, урок 18. Прошу учащихся показать, что они умеют работать со словарем и не забыли транскрипцию, т.е. все новые слова им необходимо самостоятельно найти в словаре и выучить их произношение. С помощью этого текста ребята самостоятельно знакомятся со следующими словами: to lock, to shout, a key, a letterbox, through, outside (= outdoors), which. Также прошу их проинтонировать все длинные предложения. Этот текст я использую с целью обучения технике чтения, а также введения новой лексики.

На следующем уроке после работы над текстом мы знакомимся с лексикой по ситуации “Мебель”. Для этого я использую картинку – упр.1, урок 23 и даю следующие дополнительные ЛЕ: a washing machine, a bedside table, a chest of drawers, a desk, a stool. Вся неизвестная лексика записывается нами в словарь, начиная с a lot of/ little/ much furniture.

В качестве домашнего задания учащиеся получают описание мебели в комнатах в квартире Смитов. (Они просто называют предметы мебели, используя there is/are. Приветствуется наличие отрицательных предложений – there is/are no …. .)

Далее уделяю большое внимание описанию комнат – упр.7, урок 20. (Изображены прихожая и пустая гостиная.) Делю класс на четыре группы: две описывают прихожую, две – гостиную. Перед началом работы прошу ребят не забыть сказать о той мебели, которой пока в этих комнатах нет, и о том, что люди там делают, или будут делать (гостиная). Даю на подготовку 3 минуты, а затем мы анализируем рассказы двух групп, обращая внимание на плюсы и минусы. После обсуждения у нас получается следующие рассказы-описания:

It is a hall. There is little furniture in it. There is a stool on the floor and a mirror on the wall. There is a drawer under the mirror. There is no wardrobe here yet. In the hall people put on their warm clothes when they go outdoors. When people come home they take off their jackets, overcoats, caps and boots and leave them in the hall.

It’s a living-room. There is little furniture in it, too. There’s only a large mirror on the wall and some flowers on the floor and on the window-sill. The curtains on the window make the room cozy. There is no sofa, a carpet, a TV set or a coffee table here yet. I think people will get together after work in this living-room. They will have a good time. They will watch TV, read books and talk about this and that. The father will joke and the family will laugh at his jokes.

На дом ребятам даю описание этих картинок, а также упр. 14 из урока 19. Ребятам предстоит самостоятельно прочитать текст об английских домах для того, чтобы ответить на вопросы упражнения. Ввожу слова upstairs и downstairs.

На очередном уроке, опрашивая домашнее задание, прошу ребят представить, что ученик у доски уже побывал в Англии и знает все об английских домах. Ребята задают ему вопросы из упражнения, а тот отвечает без опоры на текст. Получается нечто подобное интервью.

Затем мы знакомимся с предлогами места. Мы открываем упр. 2 из урока 23. Я ввожу их по догадке с помощью следующего рассказа:

Helen, you sit at the second desk. Sergei sits in front of you. Sveta sits behind you. Roma sits next to you. Polly and Egor sit near you. You sit between Roma and Mary. Nobody sits opposite you. The window is on the left. The door is on the right. There are desks in the middle of the classroom. There is a TV set and flowers in the corner.

Ребятам не составляет труда догадаться, что значит тот или иной предлог. Далее мы объединяем их в группы синонимов и антонимов:

on the left – on the right
in front of – behind
next to – at – near (определяем разницу).

Оставшиеся четыре предлога (opposite, between, in the middle of, in the corner) уже нет трудности запомнить.

В качестве домашнего задания дается рассказ о своей посадке в классе.

Далее ведется работа по активизации предлогов:

1) На доске нарисована схема класса. Мы повторяем предлоги с опорой на схему.

(См. рисунок 1.)

 Рис. 1.

Класс делится на две команды. Доска позволяет нарисовать две схемы так, чтобы каждая команда работала отдельно. Учащиеся из каждой команды по очереди выходят к доске и пишут соответствующий предлог рядом с каждой линией. Побеждает та команда, которая это сделает правильно и быстро.

2) Вызываю трех учащихся к доске и прошу их встать то лицом к классу, то в профиль, то лицом друг к другу. Ребятам и учащимся у доски задаю вопросы:

Who is standing in front of/ behind Olga?
Where is Olga standing now?
Who is standing next to/ opposite her?
Mike, who is on your left/ right?
Egor, what is there behind you? ….. and so on.

3) Затем, работая в группах по четыре человека, выполняем упр. 9, урок 21. Говорим о расположении каждого здания, поочередно используя следующие предлоги: in – opposite/ in front of – behind – on the left/ right – between. Предлоги в качестве опоры написаны на доске. Каждый ученик описывает отдельное здание. Работая в группах, ребята могут помогать друг другу, исправлять ошибки. Четырех минут вполне достаточно, чтобы каждый учащийся в группе описал по одному объекту.

Перед началом опроса домашнего задания (рассказ о своей посадке в классе) объясняю выполнение упр. 10 из урока 20, которое будет задано на дом в письменном виде. Ребятам предстоит описать мебель в комнате, используя все предлоги из таблицы – упр.2, урок 23. Веду опрос, а ребята в это время выполняют письменное домашнее задание.

На очередном уроке я организую групповую работу по описанию картинки с изображением кухни – упр.5, урок 22. Перед началом работы я прошу учащихся показать хорошее знание предлогов места, используя их в описании, а также сказать, зачем нужны мойка, холодильник, сервант и т.д. на кухне. Возможно, им пригодятся слова over и lovely. Думаю 3 – 4 минуты на подготовку вполне достаточно. Группы по очереди выходят к доске, и мы выбираем самое яркое, полное и грамматически правильное описание. Вот примерное содержание высказывания:

It’s a kitchen. There’s a lot of furniture in it. There’s a cooker between the sink and the chest of drawers. People wash up in the sink and cook meals on the cooker. There is a cupboard over the chest. People keep food and dishes there. There’s a table and two chairs at the window. The curtains on the window make the room lovely. People keep food in the fridge. It is in the corner.

В заключении мы, готовясь к итоговой работе по теме, обсуждаем, что россияне делают на кухне. Мы активизируем такие словосочетания, как: to have a meal, to talk about this and that, to have a good time, to sit at the table, to spend time, to help mum, to make breakfast/ a cake …, to feel comfortable.

Следующий этап урока посвящен лексике, введенной с помощью рассказа “The Keys”. Перед тем как записать эти словосочетания в словарь, я выясняю как хорошо помнят этот рассказ учащиеся. Я предлагаю ответить им на следующие вопросы: What was the girl’s name? Who was John? What happened to them in the country? How did they get to the country-house? Why did Judy shout? Do you believe it could really happen? Т.о., я ввела слова to believe, to happen to smb..Мы записываем их и еще несколько словосочетаний (to shout at smb., to go by car/ on foot, to go upstairs/ downstairs, to lock the front door with a key) в словарь. Я объявляю учащимся, что на следующем уроке мы будем вновь учиться объединять различные словосочетания в одном рассказе. (Считаю, что подобная работа необходима, т.к. она дает возможность активизировать старую лексику, использовать ее в новых ситуациях. Ребятам знакома эта работа. В конце третьего класса они писали рассказы с лексикой из прочитанных историй.) А пока прошу выучить дома эти словосочетания и составить по одному предложению с каждым словосочетанием по теме “Школа”.

Т.к. мы будем писать письма своим зарубежным друзьям, я даю в качестве домашнего задания упр. 12 из урока 21. Прошу ребят приготовить хорошее чтение текста и обратить внимание на то, как оформляются письма, как начинаются и заканчиваются.

Очередной урок начинается с активизации группы словосочетаний с прошлого урока. Я интересуюсь, в каких еще словосочетаниях встречается предлог with (to draw with coloured pencils, to rub off with a rubber, to write with a pen), at (to laugh at, to smile at), to (to listen to music, to go to school).

Затем мы слушаем предложения о школьной жизни. Это фронтальная работа. Отмечаем удачные и смешные. Прошу ребят быть внимательными, т.к. мы начинаем готовиться к выполнению домашней работы. Выслушав идеи ребят по поводу рассказа (это были 3-4 связных предложения), я помогаю им с помощью наводящих вопросов:

When do you leave the house in the morning?
Who usually locks the front door?
Do you get to school on foot or by car?
What do you do when you come to school? (take off warm clothes and leave them downstairs)
Where do you go next?
Where is your classroom?
What happens to you at school?
What do you do when classes are over? (leave school right after classes)
How do you get home?
Do your parents shout at you when you get bad marks?

Таким образом, я помогаю ребятам начать рассказ, а продолжают они его часто самостоятельно. Мне лишь достаточно показать жестами или назвать то или иное словосочетание. Например, to take off, to be over, to leave school, bad marks. Советую ребятам запомнить этот рассказ.

Работу на уроке продолжаем чтением текста (упр. 12, урок 21). Он дает возможность еще раз отработать технику чтения. Обсуждаем, как мы начнем наши письма: Thank you for your letter. You ask me to describe my house. Well, I don’t live in a house. I live in a flat. It isn’t very large…. и т.д., и как закончим: какие вопросы можно задать в конце письма + Come and see me and my family some day.

Best wishes,

Lisa.

Попутно вспоминаем, как заканчивали прошлое письмо.

В качестве домашнего задания даю рассказ, который мы готовили на уроке.

Следующий урок начинается с речевой зарядки, в ходе которой мы повторяем домашний рассказ. Это происходит таким образом:

T.: Mike, ask Kate when she left the house yesterday.
Mike: Kate, when did you leave the house yesterday?
T.: Kate, ask Nick who usually locks the door in his family.
Kate: Nick, who usually locks the door in your family?
T.: Nick, ask Helen if she will get to school by car tomorrow morning.
Nick: Helen, will you get to school by car tomorrow?
T.: Helen, ask Peter if he is going upstairs now. и т.д.

Я прошу задавать вопросы в разных временах. Тем самым, мы, как всегда во время речевой зарядки, повторяем и грамматику. В данном случае – повторяем времена и формируем умение задавать разные типы вопросов. Главное, чтобы работа шла динамичною. Она должна занимать не более 5 минут.

Во время опроса рассказа о школе ребята заняты описанием картинки из упр.1 урока 18 Write what people in the picture are doing now using ten different verbs.

Мы проверяем его позже. Проверка проходит в виде игры “Бинго”. Один ученик выходит к доске и зачитывает свои предложения, ребята отмечают в своих тетрадях названные предложения. Побеждает тот, кто составил самые оригинальные предложения. В данном случае ребята составили следующие предложения:

  1. The children are playing with a ball in the garden.

  2. They are having a good time.

  3. They are wearing light clothes.

  4. The boy is looking at the girl.

  5. He is smiling at the girl.

  6. Granny is sitting in the armchair.

  7. She is watching her grandchildren.

  8. She isn’t reading a book.

  9. They are spending time outdoors.

  10. They are feeling comfortable.

  11. They are enjoying the weather.

  12. The apples are growing in the apple-tree.

Самыми оригинальными оказались предложения № 9 и 5.

На следующем уроке учащихся ожидает контроль знания лексики раздела. Дома они повторяют слова и словосочетания по теме.

На заключительном уроке кроме письменного контроля лексики я готовлю ребят к написанию сочинения в виде письма. Я даю им следующий план:

  1. Introduction.

  2. What do you do in your bedroom?

  3. What do you and the members of your family do in the living-room?

  4. What does your kitchen look like? What do you do in the kitchen?

  5. Conclusion.

Параллельно с работой над темой я регулярно провожу письменный и устный контроль лексики, а также работу над грамматикой. (В данном разделе это альтернативный вопрос и конструкция be going to do).