Цель:
- Дать представление о многообразии мира профессий и труда;
- Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде.
Задачи:
- Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;
- Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профессиональному самоопределению.
Оснащение:
- Учебник 9 класс. Технология п\р В.Р. Симоненко.
- Карточки – задания, методика “Незаконченные предложения”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
2. Изложение нового материала.
а) Краткая беседа в форме диалога с учащимися о труде, как неотъемлемой потребности человека.
Вопросы:
- Зачем человеку трудиться?
- Может ли человек прожить не работая? Почему?
- Есть ли у человека потребности, кроме материальных потребностей?
- Что означает “Быть личностью”?
- Кто такой профессионал? Что необходимо предпринять, чтобы тебя могли назвать профессионалом?
b) Объяснение учителя/
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельным, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет весь дальнейший жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя в этот момент от возможных ошибок и стремиться, чтобы будущая работа человека была успешной и приносила удовлетворение.
Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего? Прежде всего о том, нравиться ли самому человеку та или иная профессия и рабочая специальность. Интересная ли она ему? В дальнейшем необходимо понять, какими способностями и интересами обладает человек, какие из способностей и интересов могут стать профессионально важными качествами. Следующий этап – обзор рынка труда – изучение популярности выбранной профессии в обществе, спрос на специалистов определенной области и материальные условия труда в данной специальности. Помимо этого на выбор профессии могут повлиять взгляды родителей, близкого социального окружения, средства массовой информации – ТВ, Интернет. Однако окончательный выбор профессиональной области и конкретной профессии – это “самоопределение” подростка, т.е. самостоятельное и осознанное решение относительно какой-либо значимой проблемы, определения себя в дальнейшей жизни. Помощь в выборе будущей профессии – является целью нашего урока “Профессионально самоопределение”.
Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашиваем: зачем человеку трудиться?
Труд удовлетворяет следующие потребности:
- Материальные, добытые собственным трудом (Каждому человеку необходима пища для поддержания жизненных сил, одежда и предметы обихода, дом),
- Духовные, формирующие личность человека, его психоэмоциональное состояние (Каждый человек развивается в культурном плане – искусство, театр, кино, литература, религия и т.п.,).
Древнегреческий врач Гиппократ сказал: “праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни”.
Труд не только создает материальные и духовные ценности, блага, но и служит средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека в обществе. По мнению Л.Н.Толстого: “Ничто не так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство”.
Создавать самого себя – это труд, кропотливый труд на все жизнь.
Историческая справка: прежде таких проблем не было, все определял “крепостной устав”, ему следовали до XVII века. Кто в каком сословии родился, там и пригодился: государству были нужны люди четырех чинов – освященный чин (духовенство), служивый чин (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный чин (крестьяне). С тех пор многое изменилось: быстрая смена условий жизни, рыночные отношения, определенная нестабильность и непредсказуемость нашей действительности делают задачу выбора профессии очень сложной.
Самовыражение личности есть проявление своего “Я”, своей индивидуальности. Происходит это в процессе труда, когда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется человек и как результат – совершенствуется личность.
Каждый хотел бы быть профессионалом высокой квалификации. А кто такой профессионал? Это грамотный специалист, работающий качественно с учетом тонкостей и “секретов” своего дела. Профессионалом может быть любой специалист: токарь, слесарь, водитель, врач, журналист. Испокон веков в обществе существовало огромное уважение к профессионалу высокого класса. Профессионалы – люди разносторонние и высокообразованные, не замыкаются в узкой области своего интереса, часто являются изобретателями всяких новшеств и технических устройств. Например, всемирно известный российский хирург-травматолог Г.А. Илизаров, не менее известный хирург-офтальмолог С.Н.Федоров, который был еще и прекрасным бизнесменом. Трудовая биография складывается по-разному, но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются делом, которое им по душе, соответствует их способностям и адекватно оценивается. Выбирая профессию, человек не только проектирует свою судьбу, но и формирует общество, его экономику.
Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение. Все что способствует такому выбору – хорошо, все, что мешает – плохо.
3. Самостоятельная работа.
“Ошибки и затруднения в выборе профессии”. См. Учебник,стр.11-12
4. Закрепление материала.
Итоговые вопросы:
- Зачем человек трудиться?
- Почему существует такое многообразие профессий?
- Что необходимо человеку для жизни?
- Какие работники являются двигателями научно-технического прогресса?
- Что нужно, чтобы стать первоклассным профессионалом?
5. Домашнее задание.
Используя карточки-задания, закончите 12 предложений:
- Люди работают ради….
- в любом профессиональном труде самое важное….
- Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего руководствуются….
- При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают….
- Мое будущее кажется мне….
- Я выбрал(а) эту профессию потому, что….
- Избранная трудовая деятельность требует от меня…..
- Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать….
- Думаю, что моя трудовая деятельность даст мне возможность…..
- Моя профессиональная деятельность даст мне возможность….
- Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает…..
- Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что…..
Параграф 1 (стр. 6,7, 10-13, вопросы).
Практическая работа (табл.2)
Литература:
- Чистякова С.Н., Умовская И.А., др. Методика преподавания “Твоя профессиональная карьера”. – М., Просвещение, 1999 г.
- Учебник 8-11 классы п\р Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. “Твоя профессиональная карьера” – М., Просвещение, 2000 г.
- Смирнова Е.Е. “На пути выбора профессии” – СПб, Каро,2000 г.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. “Я выбираю профессию” – М., УЦ “Перспектива”, 2002 г.