Основы профессионального самоопределения

Разделы: Технология


Цель:

  1. Дать представление о многообразии мира профессий и труда;
  2. Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде.

Задачи:

  1. Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;
  2. Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профессиональному самоопределению.

Оснащение:

  1. Учебник 9 класс. Технология п\р В.Р. Симоненко.
  2. Карточки – задания, методика “Незаконченные предложения”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

2. Изложение нового материала.

а) Краткая беседа в форме диалога с учащимися о труде, как неотъемлемой потребности человека.

Вопросы:

  1. Зачем человеку трудиться?
  2. Может ли человек прожить не работая? Почему?
  3. Есть ли у человека потребности, кроме материальных потребностей?
  4. Что означает “Быть личностью”?
  5. Кто такой профессионал? Что необходимо предпринять, чтобы тебя могли назвать профессионалом?

b) Объяснение учителя/

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельным, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет весь дальнейший жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя в этот момент от возможных ошибок и стремиться, чтобы будущая работа человека была успешной и приносила удовлетворение.

Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего? Прежде всего о том, нравиться ли самому человеку та или иная профессия и рабочая специальность. Интересная ли она ему? В дальнейшем необходимо понять, какими способностями и интересами обладает человек, какие из способностей и интересов могут стать профессионально важными качествами. Следующий этап – обзор рынка труда – изучение популярности выбранной профессии в обществе, спрос на специалистов определенной области и материальные условия труда в данной специальности. Помимо этого на выбор профессии могут повлиять взгляды родителей, близкого социального окружения, средства массовой информации – ТВ, Интернет. Однако окончательный выбор профессиональной области и конкретной профессии – это “самоопределение” подростка, т.е. самостоятельное и осознанное решение относительно какой-либо значимой проблемы, определения себя в дальнейшей жизни. Помощь в выборе будущей профессии – является целью нашего урока “Профессионально самоопределение”.

Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашиваем: зачем человеку трудиться?

Труд удовлетворяет следующие потребности:

  1. Материальные, добытые собственным трудом (Каждому человеку необходима пища для поддержания жизненных сил, одежда и предметы обихода, дом),
  2. Духовные, формирующие личность человека, его психоэмоциональное состояние (Каждый человек развивается в культурном плане – искусство, театр, кино, литература, религия и т.п.,).

Древнегреческий врач Гиппократ сказал: “праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни”.

Труд не только создает материальные и духовные ценности, блага, но и служит средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека в обществе. По мнению Л.Н.Толстого: “Ничто не так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство”.

Создавать самого себя – это труд, кропотливый труд на все жизнь.

Историческая справка: прежде таких проблем не было, все определял “крепостной устав”, ему следовали до XVII века. Кто в каком сословии родился, там и пригодился: государству были нужны люди четырех чинов – освященный чин (духовенство), служивый чин (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный чин (крестьяне). С тех пор многое изменилось: быстрая смена условий жизни, рыночные отношения, определенная нестабильность и непредсказуемость нашей действительности делают задачу выбора профессии очень сложной.

Самовыражение личности есть проявление своего “Я”, своей индивидуальности. Происходит это в процессе труда, когда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется человек и как результат – совершенствуется личность.

Каждый хотел бы быть профессионалом высокой квалификации. А кто такой профессионал? Это грамотный специалист, работающий качественно с учетом тонкостей и “секретов” своего дела. Профессионалом может быть любой специалист: токарь, слесарь, водитель, врач, журналист. Испокон веков в обществе существовало огромное уважение к профессионалу высокого класса. Профессионалы – люди разносторонние и высокообразованные, не замыкаются в узкой области своего интереса, часто являются изобретателями всяких новшеств и технических устройств. Например, всемирно известный российский хирург-травматолог Г.А. Илизаров, не менее известный хирург-офтальмолог С.Н.Федоров, который был еще и прекрасным бизнесменом. Трудовая биография складывается по-разному, но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются делом, которое им по душе, соответствует их способностям и адекватно оценивается. Выбирая профессию, человек не только проектирует свою судьбу, но и формирует общество, его экономику.

Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение. Все что способствует такому выбору – хорошо, все, что мешает – плохо.

3. Самостоятельная работа.

“Ошибки и затруднения в выборе профессии”. См. Учебник,стр.11-12

4. Закрепление материала.

Итоговые вопросы:

  1. Зачем человек трудиться?
  2. Почему существует такое многообразие профессий?
  3. Что необходимо человеку для жизни?
  4. Какие работники являются двигателями научно-технического прогресса?
  5. Что нужно, чтобы стать первоклассным профессионалом?

5. Домашнее задание.

Используя карточки-задания, закончите 12 предложений:

  1. Люди работают ради….
  2. в любом профессиональном труде самое важное….
  3. Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего руководствуются….
  4. При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают….
  5. Мое будущее кажется мне….
  6. Я выбрал(а) эту профессию потому, что….
  7. Избранная трудовая деятельность требует от меня…..
  8. Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать….
  9. Думаю, что моя трудовая деятельность даст мне возможность…..
  10. Моя профессиональная деятельность даст мне возможность….
  11. Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает…..
  12. Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что…..

Параграф 1 (стр. 6,7, 10-13, вопросы).

Практическая работа (табл.2)

Литература:

  1. Чистякова С.Н., Умовская И.А., др. Методика преподавания “Твоя профессиональная карьера”. – М., Просвещение, 1999 г.
  2. Учебник 8-11 классы п\р Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. “Твоя профессиональная карьера” – М., Просвещение, 2000 г.
  3. Смирнова Е.Е. “На пути выбора профессии” – СПб, Каро,2000 г.
  4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. “Я выбираю профессию” – М., УЦ “Перспектива”, 2002 г.