Несклоняемые имена существительные

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Ознакомление учащихся с особенностями несклоняемых имен существительных.

Общеобразовательный аспект: Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.

Развивающий аспект:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление.
  • Формировать информационные компетентности (умение работать на интерактивной доске в информационной среде ИИП “КМ-ШКОЛА”).

Воспитывающий аспект: Воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Список ЭОР: ИИП “КМ-Школа”.

Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин.

– Садитесь, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте подарим друг другу солнечную улыбку.

2. Повторение. 3 мин.

– Что значит просклонять существительное? (Изменить имя существительное по падежам.)

– Просклоняйте существительное страна.

Самостоятельная работа в тетрадях по опорной таблице. Один ученик выполняет работу на доске.

Проверка.

– Какая часть изменилась у слова страна? (Изменяется окончание имени существительного.)

3. Постановка учебной проблемы. 8 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 1 урока. Приложение 1.

– Все ли имена существительные склоняются? (Предположения учащихся.)

– Послушайте стихотворение. (Дети следят за текстом.) Приложение 2.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.)

– Оправданно ли автор использует рифму? (Это стихотворение про то, как не надо говорить.)

– Давайте послушаем задание Мудрого Ежа. (Выделить слова, которые употреблены неправильно.)

– Обведите в текстах слова, которые употреблены неправильно.

Учащиеся работают с текстами на местах. По-очереди ученикивыходят к интерактивной доске и выделяет слова маркером. (По четверостишию.)

Проверка.

4. Решение учебной проблемы. 3 мин.

– А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение “Про то, как нельзя говорить”. (Учащиеся читают по одному предложению, исправляя ошибки.)

– Изменилась ли какая часть у слов метро, пальто, кино? (Нет.)

5. Формулирование темы урока. 5 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 2 урока.

– Какие животные являются главными героями стихотворения?

– Предлагаю вам видеофильм об одном из животных.

Дети просматривают видеофильм (1мин.15 сек.).

– Просклоняйте слово кенгуру.

Дети работают в тетрадях. Один учащийся у доски.

Проверка.

– Что заметили? (У слова кенгуру не изменилась никакая часть.)

– Склоняется ли это слово? (Нет.)

– Как бы вы назвали такие слова? (Учащиеся предполагают, что такие существительные называются несклоняемыми.)

– Сформулируйте тему урока. (Несклоняемые имена существительные.)

6. Открытие нового знания. Первичное закрепление. 3 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 3.

– Давайте послушаем Мудрого Ежа. (Дети слушают объяснение, сопровождающееся анимацией.)

– Что вы узнали о несклоняемых именах существительных? (Несклоняемые существительные не изменяются по числам, пришли к нам из других языков, обычно среднего рода, но бывают мужского и женского.)

– Все ли вы запомнили? Давайте еще раз прочитаем правило.

Учащиеся хором читают правило.

7. Работа с учебником. Первичное закрепление. 5 мин.

Коллективное выполнение упражнения № 116.

8. Физкультминутка. 1 мин.

– На счет 1–4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счет 1–4, расслабив мышцы глаз, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо. Повторяем 4 раза.

9. Постановка учебной проблемы. 5 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 4.

– Мудрый Еж рассказал нам, что в русский язык несклоняемые имена существительные пришли из других языков. Например, слово какао, пришло к нам из испанского языка, пальто и шоссе – из французского, а кофе – из голландского.

– Кто из вас когда-нибудь пил какао?

– Опишите, какое какао вы пили? (Горячее, сладкое, вкусное.)

– А может быть какао горячий, сладкий и вкусный? Как же правильно?(Дети затрудняются ответить.)

– Вспомните, какую часть речи мы использовали для описания? (Прилагательные.)

– Какая трудность может возникнуть при использовании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Определение рода и падежа, в котором их нужно согласовать.)

– Решить эту проблему нам поможет Мудрый Еж.

Учащиеся слушают задание, по очереди выходят к доске, выполняют упражнение.

– Что заметили? (Детям помогают рисунки, например, салями – колбаса, женский род, значит салями вкусная.)

(После выполнения задания учащиеся получают оценивание своих действий от анимированного героя Мудрого Ежа: “Молодец!”, “К сожалению, ты допустил ошибки. Попробуй еще раз!”.)

10. Тренажер. 7 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд №5 урока. Приложение 3.

– Предлагаю вам потренироваться в определении рода несклоняемых имен существительных и правильном употреблении имен прилагательных.

 

Дети по очереди выходят к интерактивной доске, рассуждают, вставляют пропущенные буквы. Записывают словосочетания в рабочие тетради.

– Какая книга поможет вам правильно написать словосочетания, в которых несклоняемые имена существительные согласованы с прилагательным в роде? (Словарь.)

11. Итог урока. 3 мин.

ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайды № 6, № 7, № 8 урока.

– Вы узнали много нового. Предлагаю Вам пройти небольшой тест и проверить себя.

Учащиеся читают вопрос теста, отвечают на него.

Один ученик выбирает правильный ответ.

Моментальная проверка.

– Молодцы!

 

– Вам понравился урок? Тогда повернитесь и улыбнитесь друг другу.

7. Домашнее задание. 1 мин. Приложение 4.

У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, голубого цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.

Переверните карточки. Это ваше домашнее задание.

(Легкий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С одним словом составить и записать предложение.

Средний уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных. Составить с одним словом предложение и записать его.

Высокий уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие географические названия. Использовать географическую карту. Составить с одним словом предложение и записать его.)

Список литературы:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб.для 4 кл. В 2 ч.– М.: Дрофа, 2009.