Цель урока: Ознакомление учащихся с особенностями несклоняемых имен существительных.
Общеобразовательный аспект: Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
Развивающий аспект:
- Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление.
- Формировать информационные компетентности (умение работать на интерактивной доске в информационной среде ИИП “КМ-ШКОЛА”).
Воспитывающий аспект: Воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
Список ЭОР: ИИП “КМ-Школа”.
Ход урока
1. Организационный момент. 1 мин.
– Садитесь, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте подарим друг другу солнечную улыбку.
2. Повторение. 3 мин.
– Что значит просклонять существительное? (Изменить имя существительное по падежам.)
– Просклоняйте существительное страна.
Самостоятельная работа в тетрадях по опорной таблице. Один ученик выполняет работу на доске.
Проверка.
– Какая часть изменилась у слова страна? (Изменяется окончание имени существительного.)
3. Постановка учебной проблемы. 8 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 1 урока. Приложение 1.
– Все ли имена существительные склоняются? (Предположения учащихся.)
– Послушайте стихотворение. (Дети следят за текстом.) Приложение 2.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.)
– Оправданно ли автор использует рифму? (Это стихотворение про то, как не надо говорить.)
– Давайте послушаем задание Мудрого Ежа. (Выделить слова, которые употреблены неправильно.)
– Обведите в текстах слова, которые употреблены неправильно.
Учащиеся работают с текстами на местах. По-очереди ученикивыходят к интерактивной доске и выделяет слова маркером. (По четверостишию.)
Проверка.
4. Решение учебной проблемы. 3 мин.
– А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение “Про то, как нельзя говорить”. (Учащиеся читают по одному предложению, исправляя ошибки.)
– Изменилась ли какая часть у слов метро, пальто, кино? (Нет.)
5. Формулирование темы урока. 5 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 2 урока.
– Какие животные являются главными героями стихотворения?
– Предлагаю вам видеофильм об одном из животных.
Дети просматривают видеофильм (1мин.15 сек.).
– Просклоняйте слово кенгуру.
Дети работают в тетрадях. Один учащийся у доски.
Проверка.
– Что заметили? (У слова кенгуру не изменилась никакая часть.)
– Склоняется ли это слово? (Нет.)
– Как бы вы назвали такие слова? (Учащиеся предполагают, что такие существительные называются несклоняемыми.)
– Сформулируйте тему урока. (Несклоняемые имена существительные.)
6. Открытие нового знания. Первичное закрепление. 3 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 3.
– Давайте послушаем Мудрого Ежа. (Дети слушают объяснение, сопровождающееся анимацией.)
– Что вы узнали о несклоняемых именах существительных? (Несклоняемые существительные не изменяются по числам, пришли к нам из других языков, обычно среднего рода, но бывают мужского и женского.)
– Все ли вы запомнили? Давайте еще раз прочитаем правило.
Учащиеся хором читают правило.
7. Работа с учебником. Первичное закрепление. 5 мин.
Коллективное выполнение упражнения № 116.
8. Физкультминутка. 1 мин.
– На счет 1–4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счет 1–4, расслабив мышцы глаз, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо. Повторяем 4 раза.
9. Постановка учебной проблемы. 5 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд № 4.
– Мудрый Еж рассказал нам, что в русский язык несклоняемые имена существительные пришли из других языков. Например, слово какао, пришло к нам из испанского языка, пальто и шоссе – из французского, а кофе – из голландского.
– Кто из вас когда-нибудь пил какао?
– Опишите, какое какао вы пили? (Горячее, сладкое, вкусное.)
– А может быть какао горячий, сладкий и вкусный? Как же правильно?(Дети затрудняются ответить.)
– Вспомните, какую часть речи мы использовали для описания? (Прилагательные.)
– Какая трудность может возникнуть при использовании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Определение рода и падежа, в котором их нужно согласовать.)
– Решить эту проблему нам поможет Мудрый Еж.
Учащиеся слушают задание, по очереди выходят к доске, выполняют упражнение.
– Что заметили? (Детям помогают рисунки, например, салями – колбаса, женский род, значит салями вкусная.)
(После выполнения задания учащиеся получают оценивание своих действий от анимированного героя Мудрого Ежа: “Молодец!”, “К сожалению, ты допустил ошибки. Попробуй еще раз!”.)
10. Тренажер. 7 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайд №5 урока. Приложение 3.
– Предлагаю вам потренироваться в определении рода несклоняемых имен существительных и правильном употреблении имен прилагательных.
Дети по очереди выходят к интерактивной доске, рассуждают, вставляют пропущенные буквы. Записывают словосочетания в рабочие тетради.
– Какая книга поможет вам правильно написать словосочетания, в которых несклоняемые имена существительные согласованы с прилагательным в роде? (Словарь.)
11. Итог урока. 3 мин.
ИИП “КМ-ШКОЛА”. Слайды № 6, № 7, № 8 урока.
– Вы узнали много нового. Предлагаю Вам пройти небольшой тест и проверить себя.
Учащиеся читают вопрос теста, отвечают на него.
Один ученик выбирает правильный ответ.
Моментальная проверка.
– Молодцы!
– Вам понравился урок? Тогда повернитесь и улыбнитесь друг другу.
7. Домашнее задание. 1 мин. Приложение 4.
У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, голубого цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.
Переверните карточки. Это ваше домашнее задание.
(Легкий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С одним словом составить и записать предложение.
Средний уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных. Составить с одним словом предложение и записать его.
Высокий уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие географические названия. Использовать географическую карту. Составить с одним словом предложение и записать его.)
Список литературы:
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб.для 4 кл. В 2 ч.– М.: Дрофа, 2009.