Основоположником ритмики как действенного метода музыкально-ритмического воспитания, является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак Далькроз (1865–1950 гг.)
Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике и назначение своей системы сформулировал так: “Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько “я знаю”, сколько “я ощущаю”, и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения”.
Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Но, к сожалению, творчески развивалась и обогащалась в основном в системе музыкально-ритмического воспитания дошкольного образования.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей на уроках ритмики в общеобразовательных школах, гимназиях с эстетическим уклоном и детских школах искусств, их формы различны это студийные и учебные (поурочные) занятия. Несмотря на различия решения задач – цель одна индивидуальное развитие каждого ребенка. Преподаватели ритмики в своей деятельности опираются на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Приобщение детей к музыкально-ритмической деятельности и искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания учащихся – приобщения их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Основными целями предмета “РИТМИКА” в общеобразовательной школе являются:
- Формирование знаний в области хореографической культуры умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
- развитие исполнительских способностей, двигательной активности, координации движений, ориентации в пространстве, музыкальности, выразительности в исполнении движений, способности самостоятельно оценивать хореографическое произведение;
- воспитание дисциплинированности, самостоятельности, выдержки, творческой активности, культуры общения и уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности, привитие художественного вкуса.
Свои уроки я выстраивала по традиционной схеме занятий ритмикой:
- Разминка – куда включаются упражнения на развитие отдельных групп мышц, подвижности в суставах (работа головы, плеч, корпуса, рук и ног), “мышечного” чувства и координации.
- Работа по кругу или по линиям – разучивание, отработка, закрепление таких шагов как марш, галоп, подскоки, полька, хороводные и приставные шаги, а также бег и прыжки.
- Работа с музыкально-ритмическим рисунком на основе хлопков, притопов и с помощью дополнительного реквизита (бубен).
- Освоение элементов музыкальной грамоты – знакомство с темпом, характером музыки, куплетными формами и музыкальным размером 2/4 и 3/4.
- Упражнения на развитие ориентации в пространстве – построение и перестроение с одного рисунка на другой.
- Работа на середине – разучивание и отработка простейших танцевальных движений русского, детского и бального танца.
- Упражнения на развитие художественно–творческих способностей – движения в образах животных, действия людей.
Работая по этой схеме, через какое-то время я стала замечать, что занятия ритмикой не всегда вызывают у учащихся интерес. Они без особого энтузиазма шли на урок, на занятиях были невнимательны, с трудом переключались с одного вида деятельности на другой, приходилось по нескольку раз объяснять какое-то задание или показывать движение, возникали проблемы с дисциплиной.
Дети 7–8-и лет сами по себе очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового материала, но их психика требует чего-то неожиданного и интересного. Интерес проявляется тогда, когда на уроке все понятно и доступно, а чтобы интерес учащихся не угасал на протяжении всего урока, нужен творческий подход педагога.
Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что привить интерес можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ребенка. Таким материалом для меня стали стихи, считалки, рифмованные тексты и загадки, систематизированные по годам обучения.
Стихотворный материал я отбирала из детских книг, журналов (“Мурзилка”), использовала стихи известных детских поэтов, например, Агнии Барто. Некоторые стихи и загадки, включенные в урок, сочиняла сама.
Введение стихотворного материала в урок оживил его, сделал занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно стали включаются в учебный процесс и приобретать новые знания. Начиная урок, я приглашаю детей в зоопарк, где можно встретить много интересных животных:
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад.
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Мы под музыку шагаем
И движенья выполняем.
Данное стихотворение мобилизирует детей, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к дальнейшим действиям.
В разминке, выполняя упражнения в образах слона, кенгуру, обезьянки, павлина, тигрят, учащиеся неосознанно включаются в работу. Перед работой каждой из отдельных групп мышц, зачитывается четверостишие о каком-либо из животных. Дети, слушая стихотворение, сразу представляют данное животное и возможные его движения. У учеников вырабатывается навык образного мышления и развиваются художественно-творческие способности.
В первой клетке мы встречаем слона:
Очень умный, добрый слон
Посылает всем поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
– Дети выполняют наклоны и повороты головы.
В следующей клетке мы видим сову:
А вот умная сова,
Только спит она с утра.
Ничего не отвечает,
Лишь плечами пожимает.
В данном стихотворении конкретно указывается, какая группа мышц должна работать, что помогает детям подготовиться к этому упражнению и перестроиться с предыдущего. В связи с этим не требуется остановка музыки и дополнительное объяснение выполнения движений, что экономит время на уроке. С помощью стихов дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных. Но главное – стихи помогают усваивать и закреплять материал.
Стихи помогают учащимся переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. На первом году обучения, закончив разминку и приступая к работе с шагами, я использую такое стихотворение:
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Поскорее в круг вставайте –
Все за мною повторяйте.
Детям дана четкая установка их дальнейших действий. Они перестраиваются на круг и все их внимание приковано к педагогу. Дальше идет работа с шагами по кругу с использованием считалок и рифмованных текстов.
На втором году обучения учащиеся выполняют шаги уже не по кругу, а по линиям.
Как солдаты на параде,
Маршируем ряд за рядом.
А потом – прыжки, галоп,
За подскоком бег пойдет.
Но проверим мы сначала,
Правильно ли мы стоим:
Носик вверх, а спинка – прямо,
За осанкой проследим.
Данное стихотворение дает возможность детям отдохнуть, помогает переключиться с предыдущего вида деятельности на другой и подготовиться к очередному этапу урока. В стихотворении дана четкая последовательность выполнения шагов, заостряется внимание на правильной осанке – все это организует внимание детей, их активность на уроке, облегчает усвоение и запоминание учебного материала.
Такой дидактический материал, с одной стороны, способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативы. С другой – помогает изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, формированию учебных умений и навыков. Стихотворный материал стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Важным и сложным этапом на уроке ритмики является работа с музыкально-ритмическим рисунком. Развитие ритма у детей – одна из главных задач предмета “Ритмика”. Для облегчения сложного процесса учения, ускорения развития и усиления познавательного интереса детей, я опять же использую стихотворный материал.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу?
Топай правою ногой,
Снова правою ногой.
Теперь левою ногой,
Снова левою ногой.
Теперь – правой,
Теперь – левой,
Снова – правой,
Снова – левой.
Правой, левой,
Правой. Стой!
Вот мы и пришли домой!
Дети с большим интересом разучивают и исполняют ритмический рисунок с помощью данного стихотворения, нежели работали бы просто под счет. Упоминание правой и левой ноги в тексте помогает учащимся лучше контролировать свои действия, добиваться точного и координированного исполнения движения.
Так как урок ритмики включен в расписание группы продленного дня и проводится 5–6-м уроком, дети к этому времени уже устают. Поэтому задача педагога – сделать урок увлекательным, создать атмосферу добра и радости.
Использование стихотворного материала на уроке, во время которого учитель может сообщить новые знания, закрепить их и помочь детям отработать необходимые умения и навыки на практике, оправдал все мои ожидания. Соединяя стихи единой сюжетной линией, можно превратить урок в прогулку по лесу, зоопарку, побывать на параде или в других странах. Интерес, с которым ученики воспринимают урок, эмоциональное отношение к нему, желание быстрее включиться в работу еще раз убедили меня, что я на правильном пути. Дети очень быстро запоминают стихи, что способствует развитию памяти, и с большим удовольствием сами читают их на уроке. Учащиеся настолько заинтересованы и вовлечены в работу, что на уроке практически нет необходимости делать замечания детям. И чем интереснее будет урок, тем увлеченнее будут работать дети, тем продуктивнее будет результат урока.
Я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто малоактивен и несмело включается в работу. Поощрение придает им уверенность в своих силах, помогает раскрепоститься и выполнять задания для всего класса.
Использование стихотворного материала повлияло на работоспособность учащихся, результативность учебного процесса. Чем больше ребенок увидел, услышал, пережил, узнал, усвоил, тем больше его шансы успешно реализовывать себя в любом виде деятельности. Детям нравится работать на уроке ритмики, а мне нравится работать с ними.