Цели и задачи:
- Знакомство с Красной книгой.
- Систематизирование и расширение знаний учащихся о состоянии природы нашей планеты и Приморского края.
- Раскрытие экологических проблем на нашей планете.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.
Оборудование: Глобус, плакат, карта заповедников и заказников Приморского края, атлас “Люби и знай свой край”,учебник.
Ход урока
1. Проверка домашней работы:
Дома вы готовили материал о породах собак. Сейчас проведем викторину. Я читаю описание собаки или сведение о ней, а вы показываете картинку с ее изображением и добавляете, если что-то о ней знаете.
– Название этой собаки переводится с немецкого как “промокшая до нитки”. Стригут этих собак “под льва”. (Пудель.)
– Эта собака напоминает червяка на лапках, зато свободно залезает в любую нору. (Такса.)
– Красивая добрая собака. Пасет в Шотландии овец. Любит маленьких детей. (Колли.)
– Эта собака спасает людей, которые заблудились или попали под снежную лавину в горах. (Сенбернар.)
– А что вы знаете про эту собаку? (Немецкая овчарка.)
2. Подготовка к теме.
Только ли о домашних животных должен заботиться человек?
Почему?
Земля – наш общий дом. Это самая красивая планета. Не зря Экзюпери направил Маленького принца именно на нашу планету. Вместе с нами на Земле живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
Посмотрите на глобус. (На глобус нанесены черные пятна.)
– Нет, на Земле появились черные пятна.
– Эти пятна означают редких и исчезающих животных и растений.
3. Сообщение темы урока.
– Скажите, ребята, а где можно почитать о таких растениях и животных?
– В Красной книге.
– Сегодня на уроке мы выявим причины возникновения Красной книги, выработаем свод правил ,соблюдая которые мы поможем нашей природе.
Работа в группах.
–1-я группа представляет ученых-специалистов орнитологов, 2-я группа – ихтиологов, 3-я группа – энтомологов, 4-я группа – зоологов, 5-я группа –ботаников.
– Кто виноват в том, что некоторые виды животных и растений стали редки или исчезли совсем?
– Человек.
– Люди решили, что природа неисчерпаема и сколько бы не брать у нее, все снова само собой восстановится…И просчитались.
– Какие действия человека привели к такой беде? (Вывешивается плакат.)
Посмотрите на плакат и каждая группа назовет свои причины.
– Безмерная охота на птиц и зверей.
– Безмерный вылов рыбы и морепродуктов.
– Неправильная хозяйственная деятельность. Загрязнение воздуха и воды.
– Разорение мест обитания животных.
– Вырубка леса, неразумное собирание трав и цветов.
– И как следствие этого уменьшение и исчезновение видов растений и животных.
4. Сведения о Красной книге. (Выступление учеников.)
1-й ученик. Первыми стали бить тревогу ведущие ученые различных стран. Они отправились в экспедицию по всему миру, изучали животных и растения, нуждающихся в охране. Таких видов оказалось достаточно много. Решено было издать книгу, где описаны и сфотографированы животные и растения, которым нужна была помощь. Эта книга получила название “Красная книга”. (Показать книгу.)
– Почему для обложки выбрали красный цвет?
– Это цвет тревоги, опасности. Еще она называется Документом Совести человечества.
2-й ученик. В нашей стране издана своя Красная книга. Она состоит из 2 томов: животные и растения. В ней рассказывается кратко и точно о каждом виде: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких местах обитает, по каким причинам исчезает, что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
Учитель. Страницы у книги цветные. Каждый цвет имеет свое значение. Красные страницы – виды животных и растений под угрозой исчезновения; белые – о редких животных и растениях; желтые – уязвимые виды, их численность уменьшается; серые – малоизученные; зеленые – о восстанавливающихся видах; черные – виды, которые исчезли.
В Красную книгу России внесено 112 видов растений и грибов,89 видов животных встречающихся в Приморском крае.
5. Физкультминутка.
6. Работа с учебником.
Откройте книгу на стр. 82. Прочитайте материал Назовите виды, которые встречаются в Приморском крае. (Лотос, венерин башмачок, женьшень, жук, журавль.) Каждая группа готовит сообщение о виде животных или растений из Красной книги Приморского края.
– Доклады учащихся. Вывешиваются картинки.
Посмотрите , какая красота может исчезнуть с нашей планеты. Каждый вид, о котором вы рассказали – это украшение Земли.
– К чему должен стремиться человек?
– Чтобы страниц в книге становилось меньше.
7. Какие же способы решения проблемы?
– Люди создают заповедники, заказники, памятники природы.
В Приморском крае 6 заповедников (показать на карте), 11 заказников, 145 памятников природы.
Но и этого мало.
В природе нет границ и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Например создан Международный союз охраны природы; всемирный фонд дикой природы; зеленые и голубые патрули.
Я предлагаю классу создать свою организацию по охране природы. Название, эмблему и девиз придумаете дома, а сейчас нам надо выработать свод правил защиты природы. Каждая группа по своей специальности предложит правило и нарисует знак. (Работы вывешиваются на доске.)Защита работ.
Я открываю черные пятна.
Посмотрите теперь на нашу планету. Что с ней случилось?
– Она выздоровела.
8. Итог урока.
Если каждый человек задумается и будет заботиться о природе, то страниц в Красной книге станет меньше. Если каждый человек каждое утро приведет в порядок себя, свой дом, двор, улицу, город в котором живет, страну – наступит настоящий праздник. И прав Экзюпери, предупреждавший: “Все мы пассажиры большого корабля по имени “Земля”, значит пересесть из него просто некуда”.