Метод проектов предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и основывался на гуманистических идеях в философии образования. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом из личной заинтересованности в этих занятиях и получая в итоге реальный результат.
В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D.Phillips и другие.
В процессе многочисленных исследований было установлено, что система проектов представляет собой важный компонент продуктивного образования и является нестандартным, нетрадиционным способом организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ и синтез).
В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообразность, акцент на освоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
В основе метода лежит:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую).
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- самостоятельную деятельность ученика;
- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью.
А для этого учитель должен:
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Для участия в проектной деятельности ученики должны знать и владеть основными исследовательскими методами (поиск источников информации, сбор и обработка данных, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез и методов их решения); владеть коммуникативными навыками; уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения проблемы.
Работая над проектом, ученик:
- учится самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах и исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.), знакомясь с разными точками зрения на одну проблемы;
- овладевает практическими навыками исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения, выдвигает гипотезы, делает выводы и заключения.
Каждый проект есть результат скоординированных совместных действия учителя и учащихся, так как:
- учитель помогает ученикам в поиске источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:
- личностно-ориентировано;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего труда.
На своих уроках я использую различные типы проектов, что позволяет превратить урок английского языка по любой тематике в дискуссионный, исследовательских клуб, в котором решаются действительно интересные, важные, актуальные для учащихся проблемы, принимая во внимание социокультурные особенности своей страны и страны изучаемого языка.
Анализируя опыт использования метода проектов на уроках английского языка, я сделала для себя следующие выводы. Для того, чтобы эта работа была успешной, продуктивной и увлекательной необходимо проводить большую подготовительную работу, направленную на снятие трудностей, в том числе и языковых, возникающих у учащихся в процессе, оказывать необходимую помощь в подборе материала, формировании цели проекта и организации работы и сбора информации.
Однако при выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и потребности учащихся.
Таким образом, на современном этапе развития системы образования данный метод в совокупности с использованием инновационных технологий особенно актуален и направлен на развитие творческого потенциала личности учащихся.