Чудесные цветники. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: продолжить знакомство с растениями цветников, прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремиться украсить свой город; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: музыкальный центр, mp3-диск с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», демонстрационные карточки с изображением растений цветника, атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы клей.

Ход урока

Организационный момент.

Прослушивание mp3-диска  «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (mp3-диск «Классическая музыка»).

Данный урок продолжает знакомство с культурными растениями, поэтому в начале урока учитель задает следующие вопросы:

– Какие деревья и кустарники растут в нашем городе?

– Рябина, береза, липа, клен, тополь, дуб, сосна, ель, лиственница, сирень.

– Сравните «одежду» лиственных и хвойных деревьев. Чем они отличаются?

– У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных в виде иголок (хвоинок).

– Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

– Культурные растения – это такие растения, за которыми ухаживает человек, т.е. поливает, рыхлит почву, удаляет сорняки. Дикорастущие растения растут сами по себе, т.е. за ними никто не ухаживает.

Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветы, которые высаживают на клумбах?

Ученики: Эти растения являются культурными, т.к. за  ними ухаживают люди.

Учитель: Правильно, кроме того, ученые селекционеры вывели много разнообразных сортов цветов.

Работа с учебником.

Учитель: Посмотрите внимательно фотографии на странице 22. Представьте, что вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?

Дети: На цветниках растут красивые и разнообразные цветы.

Ученик 1: У меня улучшается настроение, когда я любуюсь этими прекрасными цветами.

Ученик 2: Мне хочется, чтобы этих цветников становилось все больше и больше.

Учитель: Для чего же человек создаёт цветники?

Обсуждение.

После обсуждения дети читают первое предложение на странице 22 учебника: «Цветники украшают город, радуют жителей».

Учитель зачитывает стихотворные строки:

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

(К. Жане)

Работа по теме урока.

Учитель: Рассмотрите внимательно цветник.

– Какие цветы вам уже известны?

Ученики: Астра, нарциссы, тюльпаны.

На доску учитель выставляет демонстрационную карточку с изображением данных цветников. Затем учащимся предлагается рассмотреть растения на рисунках в учебнике, прочитать их названия.

Ученики прочитывают вслух названия растений:

– Гладиолус, лилия, астра, космея, бархатцы, флокс, календула.

Учитель: Ребята, где мы можем найти подробную информацию об этих новых цветах?

Ученики: В атласе-определителе «От земли до неба».

Задание выполняется по вариантам:

1 ряд – ищет информацию о гладиолусе и космеи.

2 ряд – ищет информацию о лилии и бархатцах.

3 ряд – ищет информацию об астре и календуле.

Ученики находят нужную информацию о цветах и делают сообщение классу.

Затем в классе разыгрываются сцены: заранее подготовленные учащиеся в соответствующих костюмах играют роли цветов, сообщая «о себе» дополнительные подробности, чтобы создать яркий, запоминающийся образ каждого растения.

Ученик 1: Тюльпаны – получили название от персидского слова «тюрбан»– чалма. Это головной убор, который носят в некоторых странах. Цветок тюльпана и вправду напоминает перевернутую чалму.

Ученик 2: Ирис выращивают в садах уже более двух тысяч лет. Название этого растения в переводе означает «радуга». Существуют виды и сорта ирисов, имеющие самую разную окраску.

Ученик 3: Пион растет высоким пушистым кустом. Это лекарственное растение. Названо по имени Пеона– врача из древнегреческих мифов, который с его помощью исцелял богов.

Ученик 4: Хризантема. Название этого растения переводится как «золотой цветок». Но цветки современных сортов хризантем бывают самой разной окраски. Хризантемы очень долго стоят в вазах после срезки.

Ученик 5: Астра получила название от греческого слова «Астер» – звезда. Согласно старинной легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Сорта астр очень разнообразны.

Ученик 6: Георгина получила название в честь петербургского ученого И. Георги. В мире известно более двенадцати тысяч сортов георгин. Некоторые из них выше человеческого роста.

Учитель: Ребята, выполните задание №2 в рабочей тетради на странице 14.

Учащиеся рисуют любимое растение цветника.

Дальше выполняется задание №3 в рабочей тетради на странице 15 индивидуально по рядам:

  • 1 ряд раскрашивает лилии;
  • 2 ряд раскрашивает гладиолусы;
  • 3 ряд раскрашивает флоксы.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище влево, вправо)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружились)

Закрепляется материал при выполнении практической работы №1 на странице 14 в рабочей тетради. (Надо вырезать растение: календулу, бархатцы, астру, космею из Приложения и «Высадить их на клумбу»).

Подведение итогов урока.

Ученикам  предлагается отгадать загадки.

1. А я похожа на звезду –
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьницам.

Ответ: Астра.

2. В мире цветочном такой он один:
Гордый красавец, цветов господин.
Статный, упругий… на стройной ноге –
Крупные звезды в цветков череде.

Ответ: Гладиолус.

3. Ноготок короток,
А сквозь землю прошел –
Шапку золота нашел.

Ответ: Календула.

4. Этот бархатный ковер
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не придут и к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето все без остановки
Так цветут, что во дворах –
Красотища! Просто «Ах!»

Ответ: Бархатцы.

5. Необычная ромашка:
Ярко-розовая рубашка,
Стройный стебелек
И большой такой цветок.

Ответ: Космея.

Учитель: Назовите еще с какими цветами мы познакомились на уроке.

Дети отвечают, называют названия цветов.

Учитель: Выберите и продолжите любое предложение:

– На сегодняшнем уроке я узнал…

– На этом уроке я похвалил бы себя за …

– После урока мне захотелось…

– Сегодня я сумел…

Дети выбирают предложения и отвечают.

Домашнее задание: нарисовать в тетради растения цветника, которые они сажали в нашем городе.

Литература:

  1. А.А.Плешаков. «От земли до неба. Атлас-определитель», М.: «Просвещение», 2011.s
  2. «Энциклопедия для детей. Биология», том 2, М.: «Аванта +», 1998.
  3. Мари-Рене Пимон, «Твоя первая энциклопедия», М.: «Махаон», 2005.
  4. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2011.
  5. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2011.