Цель: продолжить знакомство с растениями цветников, прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремиться украсить свой город; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: музыкальный центр, mp3-диск с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», демонстрационные карточки с изображением растений цветника, атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы клей.
Ход урока
Организационный момент.
Прослушивание mp3-диска «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (mp3-диск «Классическая музыка»).
Данный урок продолжает знакомство с культурными растениями, поэтому в начале урока учитель задает следующие вопросы:
– Какие деревья и кустарники растут в нашем городе?
– Рябина, береза, липа, клен, тополь, дуб, сосна, ель, лиственница, сирень.
– Сравните «одежду» лиственных и хвойных деревьев. Чем они отличаются?
– У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных в виде иголок (хвоинок).
– Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
– Культурные растения – это такие растения, за которыми ухаживает человек, т.е. поливает, рыхлит почву, удаляет сорняки. Дикорастущие растения растут сами по себе, т.е. за ними никто не ухаживает.
Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветы, которые высаживают на клумбах?
Ученики: Эти растения являются культурными, т.к. за ними ухаживают люди.
Учитель: Правильно, кроме того, ученые селекционеры вывели много разнообразных сортов цветов.
Работа с учебником.
Учитель: Посмотрите внимательно фотографии на странице 22. Представьте, что вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?
Дети: На цветниках растут красивые и разнообразные цветы.
Ученик 1: У меня улучшается настроение, когда я любуюсь этими прекрасными цветами.
Ученик 2: Мне хочется, чтобы этих цветников становилось все больше и больше.
Учитель: Для чего же человек создаёт цветники?
Обсуждение.
После обсуждения дети читают первое предложение на странице 22 учебника: «Цветники украшают город, радуют жителей».
Учитель зачитывает стихотворные строки:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(К. Жане)
Работа по теме урока.
Учитель: Рассмотрите внимательно цветник.
– Какие цветы вам уже известны?
Ученики: Астра, нарциссы, тюльпаны.
На доску учитель выставляет демонстрационную карточку с изображением данных цветников. Затем учащимся предлагается рассмотреть растения на рисунках в учебнике, прочитать их названия.
Ученики прочитывают вслух названия растений:
– Гладиолус, лилия, астра, космея, бархатцы, флокс, календула.
Учитель: Ребята, где мы можем найти подробную информацию об этих новых цветах?
Ученики: В атласе-определителе «От земли до неба».
Задание выполняется по вариантам:
1 ряд – ищет информацию о гладиолусе и космеи.
2 ряд – ищет информацию о лилии и бархатцах.
3 ряд – ищет информацию об астре и календуле.
Ученики находят нужную информацию о цветах и делают сообщение классу.
Затем в классе разыгрываются сцены: заранее подготовленные учащиеся в соответствующих костюмах играют роли цветов, сообщая «о себе» дополнительные подробности, чтобы создать яркий, запоминающийся образ каждого растения.
Ученик 1: Тюльпаны – получили название от персидского слова «тюрбан»– чалма. Это головной убор, который носят в некоторых странах. Цветок тюльпана и вправду напоминает перевернутую чалму.
Ученик 2: Ирис выращивают в садах уже более двух тысяч лет. Название этого растения в переводе означает «радуга». Существуют виды и сорта ирисов, имеющие самую разную окраску.
Ученик 3: Пион растет высоким пушистым кустом. Это лекарственное растение. Названо по имени Пеона– врача из древнегреческих мифов, который с его помощью исцелял богов.
Ученик 4: Хризантема. Название этого растения переводится как «золотой цветок». Но цветки современных сортов хризантем бывают самой разной окраски. Хризантемы очень долго стоят в вазах после срезки.
Ученик 5: Астра получила название от греческого слова «Астер» – звезда. Согласно старинной легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Сорта астр очень разнообразны.
Ученик 6: Георгина получила название в честь петербургского ученого И. Георги. В мире известно более двенадцати тысяч сортов георгин. Некоторые из них выше человеческого роста.
Учитель: Ребята, выполните задание №2 в рабочей тетради на странице 14.
Учащиеся рисуют любимое растение цветника.
Дальше выполняется задание №3 в рабочей тетради на странице 15 индивидуально по рядам:
- 1 ряд раскрашивает лилии;
- 2 ряд раскрашивает гладиолусы;
- 3 ряд раскрашивает флоксы.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище влево, вправо)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружились)
Закрепляется материал при выполнении практической работы №1 на странице 14 в рабочей тетради. (Надо вырезать растение: календулу, бархатцы, астру, космею из Приложения и «Высадить их на клумбу»).
Подведение итогов урока.
Ученикам предлагается отгадать загадки.
1. А я похожа на звезду –
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьницам.
Ответ: Астра.
2. В мире цветочном такой он один:
Гордый красавец, цветов господин.
Статный, упругий… на стройной ноге –
Крупные звезды в цветков череде.
Ответ: Гладиолус.
3. Ноготок короток,
А сквозь землю прошел –
Шапку золота нашел.
Ответ: Календула.
4. Этот бархатный ковер
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не придут и к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето все без остановки
Так цветут, что во дворах –
Красотища! Просто «Ах!»
Ответ: Бархатцы.
5. Необычная ромашка:
Ярко-розовая рубашка,
Стройный стебелек
И большой такой цветок.
Ответ: Космея.
Учитель: Назовите еще с какими цветами мы познакомились на уроке.
Дети отвечают, называют названия цветов.
Учитель: Выберите и продолжите любое предложение:
– На сегодняшнем уроке я узнал…
– На этом уроке я похвалил бы себя за …
– После урока мне захотелось…
– Сегодня я сумел…
Дети выбирают предложения и отвечают.
Домашнее задание: нарисовать в тетради растения цветника, которые они сажали в нашем городе.
Литература:
- А.А.Плешаков. «От земли до неба. Атлас-определитель», М.: «Просвещение», 2011.s
- «Энциклопедия для детей. Биология», том 2, М.: «Аванта +», 1998.
- Мари-Рене Пимон, «Твоя первая энциклопедия», М.: «Махаон», 2005.
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2011.
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2011.