Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка в начальной школе регулярно использую игровые методы.

Младший школьный возраст является плодотворной платформой для развития способностей ребенка. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность, которая оказывает огромное влияние на формирование психических свойств личности ребенка.

Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.

С помощью игр мы можем усилить воздействие на разные органы чувств ребенка и облегчить ему задачу усвоения материала. Одним из принципов обучения является принцип наглядности. У каждого человека доминирует какой-то один вид восприятия: зрительный, слуховой или кинестетический, поэтому необходимо сочетать и яркие картинки, и музыкальное сопровождение, и подвижные игры.

Перед началом каждой новой игры преподавателю необходимо подробно объяснить её правила. Делать это лучше на родном языке. Важно избежать недопонимания: ведь не все участники игры готовы признаться в том, что они чего-то не поняли. Приступая к игре, рекомендуется дать ей иностранное название, чтобы ученики привыкли к нему и запомнили его: в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит название. [1]

Методологическая типология игр у разных авторов различна, но необходимо классифицировать игры, исходя из аспектов языка и видов речевой деятельности.

Языковые игры:

  1. Фонетические игры.
  2. Лексические игры.
  3. Грамматические игры.

Речевые игры:

  1. Игры, направленные на развитие восприятия английской речи на слух.
  2. Игры, направленные на развитие устной речи.
  3. Письменные игры и задания.
  4. Задания на чтение.

Фонетические игры.

Знакомя детей с английскими звуками, можно использовать разные варианты сказки о язычке. Оксана Сорока, методист центра дошкольного образования, «Развитие», преподаватель ХГУ предлагает следующий вариант сказки:

«У нас в ротике живет язычок. Наш рот – это его домик. Уязычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот), теперь закрой (закрываем рот). Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую ипрыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы).
Ну-ка, язычок, прыгни на горку! Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел [l-l-l], [la-la-la]. (Язычок поет не на зубках, а на горке.) Язычок очень любит читать сказки, но у него в домике темно. Когда он читает, ему приходиться зажигать свечку. А когда язычок ложится спать, он тушит свечку, вот так: [h-h-h]. Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке и выбивает коврик, вот так:[t-t-t].Он проветривает свой домик, открывает дверь, и дверь хлопает от ветра [w-w-w]. Вдруг пошел дождик, и язычок спрятался в домик. Он сидит на горке и слушает, как по крыше стучит дождик: [d-d-d]. А во дворе у язычка живет собачка. Когда собачка встречает своего друга, она радостно рычит [r-r-r]. (Язычок должен быть за горкой.) В саду у язычка живет его знакомая пчелка. Она приветствует его так: (звонкий английский звук, передаваемый буквосочетанием th.) Язычку нужно выглянуть наружу, чтобы прожужжать в ответ. А в корнях большого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: (глухой английский звук, передаваемый буквосочетанием th). Чтобы ответить на приветствие, язычку снова нужно выглянуть из домика. Во дворе у язычка гуляют гуси. Они гогочут [g-g-g]. Однажды язычок заболел и закашлял:[k-k-k] (с придыханием). Его навестить пришли все друзья. (Можно еще раз повторить звуки.)» [4]

Очень эффективны английские скороговорки при отработке произносительных навыков. Дети с радостью включаются в работу, процесс освоения английской фонетики становится интересным и увлекательным. Вот наши любимые скороговорки:

  1. Why do you cry Willy?
    Why do you cry?
    Why Willy, why Willy,
    Why Willy, why?
  2. A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
  3. It`s a pity that little Kitty lives in a big city.

Даже минуты релаксации на уроке могут быть полезны для становления произносительных навыков младших школьников. Дети очень любят физкультурные минутки.

Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down,
Stand up, hands to the sights.
Bend right, bend left -
One, two, three, hop!
One, two, three, stop!

Лексические игры.

Лексические игры позволяют более эффективно пополнить словарный запас. Часто дети запоминают лишь звуковое звучание слова, но не могут перевести его на русский язык. Необходимо четко контролировать понимание изученных лексических единиц учащимися.

Лексическая копилка.

This is my nose.

Детям нравится исправлять ошибки других. Показывая руку, учитель говорит: «Oh, something is wrong with my foot!» Ученик исправляет «with your hand». Но учитель продолжает: «I don`t hear you well. Something is wrong with my nose!» (Показывает на ухо, например). Дети смеются и исправляют. Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно, он становится ведущим.

Clothes.
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. [5]

Basket of fruit.
Один из учеников выбирается водящим. Он тихонько говорит по-английски каждому из участников игры название какого-либо фрукта. Затем все ученики садятся на стулья, а водящий выкрикивает по-английски два каких-либо названия (из тех, которые распределены между учениками). Ученики, получившие названия этих фруктов, меняются местами, а водящий пытается занять одно из этих мест. Если он успел сделать это, ученик, оставшийся без места, становится водящим. Изредка водящий говорит:»Basket of fruit», после чего все ученики должны поменяться местами и водящий занимает освободившееся место. Оставшийся без места ученик становится водящим и игра продолжается.

What is missing?
Учитель размещает на своем столе различные предметы (школьные принадлежности или игрушки), названия которых знают учащиеся. Ученика проходят мимо стола друг за другом и стараются запомнить все, что они видят. Затем учитель закрывает стол газетой и спрашивает: «What is missing?» Дети, вернувшись на свои места, называют предметы, которые они видели на столе: «А pen, a pencil, a book» и т.д. Побеждает тот ученик, который запомнил и назвал наибольшее количество предметов. [6]

Обучение грамматике с помощью игры.

Освоение грамматики часто вызывает трудности у школьников. Отработка грамматических правил – долгий и скучный процесс. Чтобы повысить мотивацию школьников к изучению языка и облегчить им освоение грамматических навыков необходимо также использовать различные грамматические игры. При изучении будущего простого времени мы использовали следующую игру: Think of the Future.

Настоящее диктует будущее. Ученики продолжают реплики учителя. Для составления предложений дети могут использовать таблицу с формами будущего времени. Ученики продолжают реплики учителя. Для составления предложений дети могут использовать таблицу с формами будущего времени.

Teacher Pupils
You are in a lovely garden, Ann. I shall sit and listen to the birds.
The flowers are dry, Kolya. I shall water them.
I see many berries, Masha. You will pick them.
I see green apples, Jane. They will be ripe in autumn.

Постепенно ученики легче справляются с задачей, и можно ввести в игру мяч: произнося фразу-стимул, учитель бросает мяч ученику, который должен немедленно вернуть мяч и при этом ответить. Такой прием обостряет реакцию и ускоряет темп речи.
За каждое правильное предложение дается одно очко. [7]

Учебные игры для интенсификации обучения аудированию.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью (10, с.10). [3]

Данные игры развивают слуховую память, слуховую реакцию, учат понимать смысл сказанного, выделять главное в потоке речи.

Simon says.
Учитель разучивает с учениками простейшие команды. «Sit down!», говорит учитель, садится и тем самым подаёт пример ребятам. «Stand up!», говорит учитель, встаёт, и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без зрительной опоры.

Однажды в руках учителя появился маленькой смешной человечек. Teacher: Children, look at this man. His name is Simon. And he is a teacher now. You must obey only his commands. Simon says, «Stand up!» Good! Simon says, «Hands up!» Good! Sit down! Why did you sit down? Simon did not say, «Sit down». Remember – Simon is a teacher. Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествует слова «Simon says». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

«We Can Eat Bread».
Игра в съедобное и несъедобное знакома ребятам с раннего детства. «Look, this is bread. I can eat it,» сказал учитель, положил в рот кусочек хлеба и съел его. То же самое он сделал с сыром. Затем взял авторучку и сделал вид, будто пытается её съесть, при этом всё время повторяя: «We can eat a pen.» «No», закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздал каждому по фишке и сказал, что при упоминании съедобного предмета ученики поднимают руки, а если же кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он должен отдать фишку.

Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh, Andy, give me your counter, please.

В дальнейшем можно использовать и другие зачины:

  • We can drink tea (milk, coffee, sugar, water).
  • We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife). [8]

Игры, направленные на развитие устной речи.

Большинство людей, изучающих иностранный язык, стремится научиться говорить на нем. Практика устной речи должна осуществляться, начиная с самых первых уроков. Тогда у учащихся не возникнет пресловутого языкового барьера. Он будет ощущать реальную пользу от занятий, поверит в перспективу скорого овладения иностранным языком.

Мистер «Икс».
Преподаватель загадывает знаменитого человека и описывает его до тех пор, пока остальные участники игры не поймут, о ком идет речь. Сначала дается описание одежды, внешности, характера человека; затем, если играющие все еще не понимают, кого имеет в виду ведущий, сообщается о его профессии или семейном положении и т.д. (стр.54-55) [1]

Что ты за зверь?
Все участники игры выбирают по одному животному. Затем каждый по очереди рассказывает о «своем» звере, например: «Я живу в Африке» или «Я много ем». Остальные пытаются отгадать, о каком животном идет речь. Если чья-та догадка окажется правильной, то игрок, чье животное было отгадано, выбывает из игры: теперь он может отгадывать животных, загаданных другими. (стр.66-67) [1]

Описываем картинку.
Наиболее распространенный тип работы с картинкой – ее описание. Каждый по очереди произносит одно предложение, содержащее описание картинки. Тот, кто не может больше придумать ни одной фразы, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто придумает больше всех предложений. (стр.74) [1]

Письменные игры и задания.

Существуют разные типы письменных заданий, которые развивают различные умения и навыки (лексические орфографические, грамматические и другие). Эти задания имеют форму кроссвордов, ребусов, загадок, лабиринтов, головоломок, «буриме», сочинений. Каждое из упражнений может выполняться учащимися как единолично, так и в командно-состязательном режиме на правильность выполнения и на скорость.

Найди слова, обозначающие предметы одежды.

t i g h t s c h j s k g
r q w e r h a t t w y i
o s p l o o p m h e t o
u c z x v e c v b a n v
s a p a e s h i r t s e
e r a f r g h j k e l p
r f j a c k e t b r e w
s o a i o u y t r e w q
n b m v a c m i t t e n
x z a h t g f d s a w c
f t s k i r t i u y t r
t r a i n e r s k l h j

(стр.22) [2]

Загадки о частях тела.
Two brothers live across a path, but never see each other. (Еyes.)
Without it you can`t say a word. (A tongue.)
A thick forest which grows as fast as it is cut down. (Нair.)

Буриме.
Предлагают 4 слова, которые рифмуются. Например, cat – rat, glad – sad. Необходимо придумать стихотворение.

I have got a nice cat,
But I have not got a rat.
The cat is very glad,
But the rat is sad.

Сочиним историю.
Каждый учащийся пишет на своем листочке фразу и передает его следующему участнику игры, который сочиняет свое предложение, связанное по смыслу с предыдущим, и записывает его под первым, немного отступив. Так на листах появляется пара фраз, записанных одна под другой. (стр.79) [1]

Задания на чтение.

Литературный материал можно использовать для организации различного рода игр и инсценировок. Младшие школьники очень любят принимать участие в костюмированных представлениях на иностранном языке. Можно проводить соревнования чтецов. Прочитав начало сказки, можно попросить их написать свою версию событий.

Рассеянный поэт.
Запишите строчки стихотворения или сказки в произвольном порядке и попросите учащихся восстановить текст.

Исчезнувшие слова.
Можно убрать из стихотворения отдельные слова и предложить учащимся восстановить текст.

Пословицы – уникальный учебный материал. Учащиеся легко запоминают их, пословицы облегчают усвоение грамматических структур, обогащают словарный запас учащегося.

Зашифрованная пословица.
Преподаватель пишет на доске текст пословицы слитным словом. Например, Afriendinneedisafriendindeed. Учащиеся должны расшифровать текст пословицы. A friend in need is a friend indeed.

Игровая, познавательная форма подачи учебного материала помогает учителю расширить лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к изучению иностранного языка.

Список литературы:

  1. Рыжак Н.А. 200 Обучающих игр на занятиях иностранным языком. Пособие для преподавателей. / М.: Астрель: АСТ, 2009.
  2. Степанов В.Ю. Занимательный английский: игры, задания, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  3. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации. // ИЯШ, № 2, 1993.
  4. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/parents/pp_006.html
  5. http://kinderinfo.ru/english-games/
  6. http://matnatvikeng.ucoz.ru/load/leksicheskie_igry/1-1-0-5
  7. http://www.englishelp.ru/teacher/lesson-games/19-grammatical-games/ 201-think-of-the-future.html
  8. http://xreferat.ru/71/5815-1-obuchenie- audirovaniyu-v-nachal-noiy-shkole.html