Интегрированный урок на тему "Узоры камчатской кухлянки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Форма урока: урок-представление.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методическая основа урока: объяснительно-иллюстративный метод.

Межпредметные связи в ходе урока: живопись, музыка, мифология.

Цели урока.

Познавательная. Обзорно познакомить учащихся с особенностями украшения в одежде народов Камчатки, мифологией и музыкой, которая является частью их жизни, и обеспечивает целостное явление духовной культуры.

Воспитательная. Воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к мировым культурным ценностям, творчеству народов Камчатки, что активизирует мыслительную деятельность и содействует формированию мировоззрения подрастающего поколения, эстетических чувств, расширению кругозора учащихся.

Структура урока:

1 раздел – введение в атмосферу, выявление имеющихся знаний по новой рассматриваемой теме, разгадывание кроссворда.

2 раздел – инсценированное представление, в основе которого лежат мотивы мифологии аборигенов Камчатки. Функция раздела – формирование новых знаний, практическое применение полученных знаний об узорах.

3 раздел – подведение итогов, выявление качества полученных в ходе урока знаний о музыке, мифологии, узорах Камчатских народов.

Необходимые материалы, подготовка:

  • узоры на полосках бумаги, для разъяснения, знакомства с образным значением данного узора, фотографии кухлянок, для выполнения итоговой работы;
  • для инсценировки сказки необходима кухлянка (может быть изготовлена из имеющихся материалов), шапочки-маски для ворона Кутха и мудрого Лосося (Рисунок 1; Рисунок 2; Рисунок 3);

  • для работы шаблоны кухлянок, на которые учащиеся будут наносить узор (Рисунок 4).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята! Камчатка – это край, который населяют различные народы, сегодня численность их мала, но каждый народ, имея свою самобытную культуру, сохранил многообразие вековых традиций. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека. Народы и принадлежащее им искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая опыт многих поколений. Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой, мифологией, бытом и орнаментами, которые используют народы Камчатки в украшении своей одежды. Интересно, какой же, по вашему мнению, может быть музыка народов Камчатки? Что мы можем в ней услышать?

Ответы: Ответы могут быть различны. (Голоса чаек, медведя, моря и т.д.).

Учитель: Правильно, все, что вы называете, это подражание звукам природы, это все то, что окружает аборигена Камчатской земли. Этот человек может и веселиться, и мечтать, и грустить. Его близкий друг, кормилица, слушатель – это природа от которой он зависит, которой поклоняется. Камчадал бесконечно благодарен природе за все то, что она ему дает. Поэтому он и использует ее голос, голос природы. Вслушайтесь, в его пении слышны крики чаек, всплеск сурового моря, звуки бескрайней тундры и грозных огнедышащих гор-вулканов.

Слушаем: Песню Чигейтынуп (Песчаная гора) в обработке Е. Морозова в исполнении Камчатской хоровой капеллы.

Учитель: А знакомы ли вы с бытом народов Камчатки? Что окружает его? Попробуем проверить самым простым способом – разгадаем кроссворд.

Кроссворд

  1. Народность, которая населяет Камчатку, этот народ ведет и оседлый, и кочевой образ жизни. (Коряки)
  2. По преданию этот знаменитый бог-ворон создал Камчатскую землю. (Кутх)
  3. Кормилец и основной транспорт у кочевых народов Камчатки. (Олень)
  4. Яркий ковер под ногами Камчадала, который соткала ему природа. (Тундра)
  5. Так называют свою верхнюю одежду коряки, ительмены, эвены и другие северные народы. (Кухлянка)

Учитель: Хорошо. Мы убедились в ваших знаниях о народах Камчатского края.

Но наверняка каждый из вас, хоть раз в жизни задумывался о том, откуда берется все то, что нас окружает? Откуда же взялись узоры на одежде ительменов и коряков?

Инсценировка сказки детьми подготовлена заранее. Сказка создана педагогами по мотивам мифологии аборигенов Камчатки:

Рассказчик (Учитель): В прежней жизни аборигены Камчатки называли себя детьми Ворона Кутха. Даже седые вершины огнедышащих гор не припомнят то время, когда прародитель земли Камчатской создал эту страну для жизни. Пролетая над водной гладью, приказал Кутх сыну своему стать землёю, а сам на лыжах пошёл по этой земле. Там, где проходил он, образовались впадины, ущелья, долины. А по краям горы высокие. И, чтобы не замёрзло всё живое на рождённой им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А ещё придумал зори, невиданной красоты, и тундру украсил брусникой, шикшой и ароматной морошкой. В каждой долине Ворон-бог реку положил, и в ручьях, протоках этих развёл кижуча да чавычу. И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой промышляли. Посмотрел Кутха на то, что сотворил и был очень рад всей красоте. Но посещала его грусть, что не может он все, что его окружает уместить на своей одежде. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу. И попался ему мудрый Лосось. Стал молить его Лосось:

- Отпусти меня, Кутха! Исполню твое любое желание!

Подумал Кутха и говорит:

- Посмотри вокруг! Какую красоту я создал! Хочу, чтобы это все всегда было со мной.

Лосось: Что ж. Хорошо, пусть будет так.

Кутх: Хочу, чтобы эти непреступные горы были со мной!

Лосось: Возьми эти горы. (Дает полоску с узором гор; Рисунок 5).

Кутх: Посмотри на эти реки! Хочу, чтобы и они были со мной!

Лосось: На тебе реки. (Дает полоску с узором реки; Рисунок 6).

Кутх: Посмотри на небо! Видишь на нем северное сияние? Его тоже создал я, как бы мне хотелось его иметь на своей одежде!

Лосось: Возьми. Вот северное сияние. (Дает полоску с узором северного сияния; Рисунок 7).

Кутх: Посмотри на тундру. Сколько в ней много разных трав, ягод, красок! Как бы хорошо она своим ковром лежала на моей одежде.

Лосось: Хорошо. Вот тебе узоры тундры. (Дает полоску с узором тундры; Рисунок 8).

Кутх: Взгляни, видишь, вдалеке моя юрта, а рядом пасутся олени.

Лосось: Вот тебе и этот узор. (Дает полоску с узором юрты и оленей; Рисунок 9 и Рисунок 10).

Кутх: Как стала красива моя кухлянка! Все есть на ней и все мне по сердцу! Спасибо тебе мудрый Лосось.

Лосось: Но это еще не все! Вот тебе еще один узор. Всегда носи его с собой, на любой одежде. Пусть бережет тебя от злых духов-завистников. (Дает узор оберега; Рисунок 11).

Рассказчик: Поблагодарил Кутха мудрого Лосося, да и отпустил обратно в море. Так на кухлянке и появились узоры. До сих пор их народы Камчатки вышивают на своей одежде.

Учитель 1: Как хорошо, что нам посчастливилось в гостях сегодня принимать самого Ворона Кутха!

Учитель 2: Это точно! Вот он-то нам и поможет, справиться с нелегкой задачей: изобразить на наших шаблонах узоры корякской одежды. Подойди к нам Кутха, дай разглядим твои узоры, да заодно и проверим, внимательны ли были наши зрители.

Диалог с учениками на проверку запомнившихся узоров

Учитель 1: А сейчас, мы предлагаем вам, ребята изобразить на шаблонах-кухлянках узоры, которые вам особенно запомнились и понравились. И не забудьте обязательно изобразить Оберег на кухлянке.

Учитель 2: Вот только мне кажется, что правильно выполнить работу ребятам поможет музыка. И не простая, а созданная Камчадалами.

Учитель 1: Конечно, она поможет им не только выполнить эту работу, но и очутиться в той атмосфере, в которой создавались такие узоры на кухлянках. Так пусть же звучит музыка, пока ребята будут выполнять эту работу.

Слушаем (фоном): Песни Мотивы тундры, Хололо в обработке Е. Морозова в исполнении Камчатской хоровой капеллы.

Выполнение работы заключается в нанесении рисунков узора на шаблон-кухлянку в том смысловом порядке, в котором он располагается на кухлянке. В процессе работы можно рассматривать узоры на кухлянке Кутха (участвовавшего в инсценировке), предложенные фотографии [1].

Учитель: Занятие наше подходит к концу. Покажите друг другу свои работы. Посмотрите, какие прекрасные они у Вас получились. Вы молодцы! (Рисунок 12)

Итоговые вопросы занятия

- Ребята посмотрите на работы друг друга и скажите, чьи кухлянки Вам больше всего понравились и почему?

- Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на занятии? Как зовут главного героя Камчатских сказок?

- Какие особенности имеет музыка народов Камчатки? С какими явлениями природы связывает ее человек. Какие инструменты, эффекты звукоподражания применяют исполнители.

Ответы

Спасибо Вам за работу, ждем Вас на следующем занятии. До свидания!

В создании работы было обращение к следующим материалам:

  1. Виттер И., Новик Ю. Мода от природы: Традиционная корякская одежда, изготовленная в конце ХХ века / И. Виттер, Ю. Новик. – Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания “Новая книга”, 2004. – 260 с.
  2. Корчагин Ю., Шарахматова В. Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки / Ю. Корчагин, В. Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В. Беринга, 2008. – 116 с.
  3. Камчатские и русские народные песни. Камчатская хоровая капелла. Художественный руководитель и дирижер – Евгений Морозов. Компакт диск: КСН 0203, SONY DADC, 2002.