Взяв за основу идеи современных ученых педагогов, обобщая опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опорные конспекты на уроках географии, учитель может добиться успешного формирования ключевых компетенций учащихся и сформировать творческую и активную личность. Данная технология основана на системе Т. Лаврентьева, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева, Дж. Хамблина.
Логический опорный конспект (ЛОК) на моих уроках – это схема, каркас темы урока: выстраивается каркас конкретного содержания урока, а работа по заполнению схемы ведется самостоятельно, вот где и могут проявиться творческие способности учащихся. Такие опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы самими учащимися. ЛОК помогает накапливать, хранить и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.
Основные принципы составления ЛОК:
- небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
- конспективное изображение изучаемого материала;
- логическая взаимосвязь, последовательность событий;
- главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.
В хорошем ЛОКе учебный материал построен так, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.
Назначение опорного конспекта заключается в следующем:
- наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
- понимание структуры изучаемого материала;
- выделение главного, основного в излагаемом материале;
- комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
- развитие творческих способностей.
Создание опорных конспектов очень трудоемко для учителя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов.
Что касается первых уроков с использованием технологии ЛОК, то в начале изложение учебного материала происходит по оформленному на доске опорному конспекту с дальнейшим объяснением, углублением, расширением, обобщением, систематизацией и рефлексией учебного материала.
Через ЛОК можно вести фронтальную беседу, диалог и полилог; использовать монологический ответ; решать проблемные и познавательные задачи, применять проблемно-диалогическую технологию. В учебный процесс входит: организация самостоятельной работы с учебником, дополнительным материалом, составление кроссвордов и других творческих и индивидуальных заданий.
Эффективность применения ЛОКа определяется тем, что использование опорного конспекта помогает учащимся освоить основные знания по географии, а также тем, что работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию мышления, потребности в получении знаний. Кроме того, процесс составления конспекта способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учеников следить за объяснением материала, многократно повторять его.
Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста учщихся. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д.
Пример урока с применением ЛОК
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
дидактическая цель: создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами проблемно-диалогической технологии и составления логического опорного конспекта.
Цели по содержанию:
образовательный аспект: определить понятие “география”, изучить состав данной науки;
развивающий аспект: научить сравнивать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций;
ввоспитательный аспект: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технология: проблемно-диалогическая, опорных сигналов.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, картографический, логический.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, контурные карты, учебник “География. Планета Земля” под ред. А.А. Лобжанидзе, раздаточный материал, компьютерная и мультимедийная техника.
Реализация целей урока: через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.
Ход урока
|
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
2 | Актуализация знаний учащихся | (слайд 2-3) Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания, используя ассоциативные картинки, связанные с понятием “география”. | Предлагают варианты ответов, размышляют, дискутируют, делают содержательные обобщения. |
3 | Целеполагание | 1. Обращается к жизненному опыту
учащихся: Наверное, не найдётся такого
человека, который не сталкивался с географией.
Расскажите, зачем нам нужна эта наука. А
задумывались ли вы когда-нибудь, можно ли прожить
без географии? А какая точка зрения у автора
Вашего учебника? Провоцирует учащихся на
осознание цели урока, предлагая определить
значимые цели урока для каждого ученика: А
зачем нам это знать? 2. Сообщает тему урока: Тема нашего урока …(География: древняя и современная) (слайд 4). Организует работу по созданию логического опорного конспекта для осознанного восприятия новых знаний. |
1. Ставят цель изучения данной
темы. Работа с учебником (раздел “Введение”). 2. Оформляют логический опорный конспект: записывают тему урока. |
4 | Планирование | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Провоцирует учащихся, предлагая проблему урока (слайд 5). | Высказывание своих точек зрений, предположений для решения проблемы, составляют план предстоящей деятельности. |
5 | Открытие нового знания | Стимулирует активное участие учащихся к усвоению материала и заполнения логического опорного конспекта, используя учебник (раздел “Рождение науки о Земле”) и слайды 6-10 | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Читают определение в учебнике в разделе “Рождение науки о Земле”. Оформление ЛОК. |
6 | Первичная проверка понимания | Задаёт вопросы, слушает (слайд 11-12). | Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют ЛОК, фиксируя свое открытие. |
7 | Отработка учебных действий | 1. Провоцирует учащихся на
решение учебных задач по следующему разделу темы
(слайд 13-14). Проверяет правильность выполнения работы. 2. Просит учащихся сформулировать определение понятия “география” (слайд 15-16). 3. Просит учащихся выписать из “Древа географии” названия тех наук, которые ему непонятны (слайд 17-18). 4. Подводит к решению проблемы урока и предлагает придумать свое название географии (слайд 19). 5. Организует деятельность по применению новых знаний, предлагает интерактивный тест “А знаешь ли ты?” (слайд 21-41). |
1. Работают с презентацией,
оформляют ЛОК. Самостоятельно знакомятся со
схемой “Географические науки”, проговаривают
алгоритм действий. 2. Формулируют определение понятия, опираясь на имеющиеся знания, оформляют ЛОК. 3. Выписывают названия географических наук в ЛОК, отрабатывают действия, соответствующие заданию. 4. Предлагают свои названия, записывают в ЛОК, работают в малых группах. 5. Выполняют тестирование. |
8 | Рефлексия | (слайд 42) Предлагает
дополнить предложение: Я знаю, что такое … Я могу … Я научился … |
Определяют уровень достижений своих результатов, самооценка. Отвечают на вопросы учителя |
9 | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на
выбор (слайд 43): § 1, ЛОК § 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте § 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте + подписать их в контурных картах |
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |