Технологическая карта урока географии в 5-м классе с логическими опорными конспектами

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Взяв за основу идеи современных ученых педагогов, обобщая опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опорные конспекты на уроках географии, учитель может добиться успешного формирования ключевых компетенций учащихся и сформировать творческую и активную личность. Данная технология основана на системе Т. Лаврентьева, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева, Дж. Хамблина.

Логический опорный конспект (ЛОК) на моих уроках – это схема, каркас темы урока: выстраивается каркас конкретного содержания урока, а работа по заполнению схемы ведется самостоятельно, вот где и могут проявиться творческие способности учащихся. Такие опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы самими учащимися. ЛОК помогает накапливать, хранить и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.

Основные принципы составления ЛОК:

  • небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
  • конспективное изображение изучаемого материала;
  • логическая взаимосвязь, последовательность событий;
  • главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

В хорошем ЛОКе учебный материал построен так, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.

Назначение опорного конспекта заключается в следующем:

  • наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
  • понимание структуры изучаемого материала;
  • выделение главного, основного в излагаемом материале;
  • комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
  • развитие творческих способностей.

Создание опорных конспектов очень трудоемко для учителя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов.

Что касается первых уроков с использованием технологии ЛОК, то в начале изложение учебного материала происходит по оформленному на доске опорному конспекту с дальнейшим объяснением, углублением, расширением, обобщением, систематизацией и рефлексией учебного материала.

Через ЛОК можно вести фронтальную беседу, диалог и полилог; использовать монологический ответ; решать проблемные и познавательные задачи, применять проблемно-диалогическую технологию. В учебный процесс входит: организация самостоятельной работы с учебником, дополнительным материалом, составление кроссвордов и других творческих и индивидуальных заданий.

Эффективность применения ЛОКа определяется тем, что использование опорного конспекта помогает учащимся освоить основные знания по географии, а также тем, что работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию мышления, потребности в получении знаний. Кроме того, процесс составления конспекта способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учеников следить за объяснением материала, многократно повторять его.

Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста учщихся. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д.

Пример урока с применением ЛОК

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

дидактическая цель: создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами проблемно-диалогической технологии и составления логического опорного конспекта.

Цели по содержанию:

образовательный аспект: определить понятие “география”, изучить состав данной науки;

развивающий аспект: научить сравнивать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций;

ввоспитательный аспект: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология: проблемно-диалогическая, опорных сигналов.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, картографический, логический.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, контурные карты, учебник “География. Планета Земля” под ред. А.А. Лобжанидзе, раздаточный материал, компьютерная и мультимедийная техника.

Реализация целей урока: через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

Ход урока

 

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
2 Актуализация знаний учащихся (слайд 2-3) Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания, используя ассоциативные картинки, связанные с понятием “география”. Предлагают варианты ответов, размышляют, дискутируют, делают содержательные обобщения.
3 Целеполагание 1. Обращается к жизненному опыту учащихся: Наверное, не найдётся такого человека, который не сталкивался с географией. Расскажите, зачем нам нужна эта наука. А задумывались ли вы когда-нибудь, можно ли прожить без географии? А какая точка зрения у автора Вашего учебника? Провоцирует учащихся на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели урока для каждого ученика: А зачем нам это знать?

2. Сообщает тему урока: Тема нашего урока …(География: древняя и современная) (слайд 4). Организует работу по созданию логического опорного конспекта для осознанного восприятия новых знаний.

1. Ставят цель изучения данной темы.

Работа с учебником (раздел “Введение”).

2. Оформляют логический опорный конспект: записывают тему урока.

4 Планирование Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Провоцирует учащихся, предлагая проблему урока (слайд 5). Высказывание своих точек зрений, предположений для решения проблемы, составляют план предстоящей деятельности.
5 Открытие нового знания Стимулирует активное участие учащихся к усвоению материала и заполнения логического опорного конспекта, используя учебник (раздел “Рождение науки о Земле”) и слайды 6-10 Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Читают определение в учебнике в разделе “Рождение науки о Земле”. Оформление ЛОК.
6 Первичная проверка понимания Задаёт вопросы, слушает (слайд 11-12). Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют ЛОК, фиксируя свое открытие.
7 Отработка учебных действий 1. Провоцирует учащихся на решение учебных задач по следующему разделу темы (слайд 13-14).

Проверяет правильность выполнения работы.

2. Просит учащихся сформулировать определение понятия “география” (слайд 15-16).

3. Просит учащихся выписать из “Древа географии” названия тех наук, которые ему непонятны (слайд 17-18).

4. Подводит к решению проблемы урока и предлагает придумать свое название географии (слайд 19).

5. Организует деятельность по применению новых знаний, предлагает интерактивный тест “А знаешь ли ты?” (слайд 21-41).

1. Работают с презентацией, оформляют ЛОК. Самостоятельно знакомятся со схемой “Географические науки”, проговаривают алгоритм действий.

2. Формулируют определение понятия, опираясь на имеющиеся знания, оформляют ЛОК.

3. Выписывают названия географических наук в ЛОК, отрабатывают действия, соответствующие заданию.

4. Предлагают свои названия, записывают в ЛОК, работают в малых группах.

5. Выполняют тестирование.

8 Рефлексия (слайд 42) Предлагает дополнить предложение:

Я знаю, что такое …

Я могу …

Я научился …

Определяют уровень достижений своих результатов, самооценка. Отвечают на вопросы учителя
9 Домашнее задание Предлагает домашнее задание на выбор (слайд 43):

§ 1, ЛОК

§ 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте

§ 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте + подписать их в контурных картах

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.