Триединые дидактические цели:
образовательные:
- ознакомление учащихся со старорусской системой мер (меры длины и массы);
- выработка навыков перевода старинных мер в современные единицы длины и массы;
- формирование умений понимать иносказательный и математический смысл поговорок и пословиц;
воспитательные:
- формирование умения функционировать в коллективе, навыков межличностного взаимодействия, культуры поведения;
- воспитание интереса к математике, к поиску математической информации;
- формирование умения преодолевать трудности для достижения поставленной цели.
развивающие:
- развитие логического мышления, целостности и осмысленности восприятия;
- развитие произвольного внимания, образной и символической памяти;
- формирование культуры речевого общения; умения грамотно выражать свои мысли.
Технология организации и проведения учебного занятия
Подготовительный этап:
- сообщение учащимся основных видов деятельности на предстоящем занятии;
- объяснение специфики домашнего задания:
1) распределение по командам (2 команды), выбор названия и капитана;
2) подготовка сообщений о старинных русских мерах;
3) поиск информации о пословицах и поговорках, в которых присутствуют старинные меры.
Учебное занятие:
- сообщение темы и целей занятия;
- проведение конкурсов: домашнее задание, разминка, конкурс капитанов, командные конкурсы;
- подведение итогов занятия.
Оборудование занятия:
- Таблица старинных русских мер длины и массы (Приложение 1).
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Бланки с пословицами и поговорками (Приложение 2).
- Листочки с заданиями для команд.
Ход занятия
1 этап – организационный
Психологическая мобилизация внимания учащихся.
2 этап – ориентировочно-мотивационный
Учитель: Как сказал Ф. Тютчев “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить”.
Сегодня мы поговорим о старинных русских мерах, рассмотрим художественные произведения, где они встречаются, вспомним пословицы и поговорки, относящиеся к старорусским мерам, выполним шуточные задания.
Команды, представьтесь друг другу! (Капитаны представляют команды).
Учитель: Итак, начинаем КВН. Вам будут предложены несколько конкурсов: разминка, конкурс капитанов и командные конкурсы.
А первый наш конкурс – домашнее задание.
3 этап – проведение конкурсов
1. Домашнее задание.
Команды должны заранее подготовить сообщения о старинных русских мерах: 1 команда – о мерах длины (миля, верста, сажень, аршин, пядь, фут, вершок, дюйм), 2 команда – о мерах массы (берковец, пуд, фунт, лот, золотник, доля). В сообщениях должны быть указаны происхождение меры, измерительные приборы, применение и перевод старинных мер в современные единицы измерения.
При выставлении оценки за этот конкурс учитывается также использование наглядных пособий (рисунков, таблиц и др.), презентаций и т.п.
Время выступления команды – 10-15 мин. Оценки за конкурс: 3-5 баллов.
Таблица старинных русских мер длины и массы висит на доске на протяжении всего занятия.
Учитель: В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие, сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок. О них наш второй конкурс (Приложение 3).
2. Разминка.
Команда, участник которой первым правильно ответил на вопрос, зарабатывает по 1 баллу за каждый правильный ответ (Слайды 2-11).
Вопросы к конкурсу “Разминка”
- Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу)
- Как говорят о рослом широкоплечем человеке? (Косая сажень в плечах)
- Как говорят о человеке большого роста? (Верста коломенская)
- Ходить пешком на большие расстояния. А иначе? (Мерить вёрсты)
- Как говорят о давнем проверенном друге? (С ним не один пуд соли съел)
- Что-то маленькое, незначительное на вид и по размерам, но очень ценное, важное. (Мал золотник, да дорог)
Что означают выражения:
- Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так говорят о человеке, не имеющем достаточного жизненного опыта, но поучающем всех)
- Не уступить ни пяди. (Не уступить даже самой малости)
- Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле)
- Каждый купец на свой аршин меряет. (О человеке, который судит о чем-нибудь, исходя из собственных интересов)
3. Конкурс капитанов.
Капитан каждой команды за определенное время (3 мин) должен из предложенного списка пословиц и поговорок выбрать те, которые говорят о глупом, “недалёком” человеке (для 1 команды) и те, которые говорят о бережливости, экономии (для 2 команды). За правильный ответ – 1 балл.
(Ответы: 1 команда:
1. На аршин бороды, да ума на пядь.
2. От мысли до мысли пять тысяч верст.
3. У него в голове ни ползолотника мозга.
2 команда:
1. Зернышко пуд бережет.
2. Одно зерно пуды приносит.
3. Полено к полену – сажень.)
Учитель: А теперь переходим к командным конкурсам.
Вы знаете, что 10 декабря 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – русского поэта, писателя и публициста, признанного классика мировой литературы. “Певец народного горя”, он показал крестьянскую Россию, поэтому в его стихотворениях и поэмах много старорусских мер – мер длины, массы, объёма.
Вам будут предложены 2 задачи (одна из произведений Н.А. Некрасова, вторая – шуточная), в которых присутствуют старинные русские меры.
4. Командные конкурсы.
Каждой команде даётся листочек с двумя задачами. За верное решение каждой задачи команда получает по 2 балла (Слайды 12, 13).
Для 1-й команды
1. Н.А.Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”.
“…Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину”.
Вопросы.
1) Каковы размеры островка в современных единицах длины и площади?
2) Какое расстояние проходил старый Мазай?
3) За сколько часов он преодолевал этот путь до Костромы, не учитывая привалы (считать скорость равной 4 км/ч)?
(Ответы:
1) Длина: 2 м 13 см, ширина: 71 см. Площадь: 0,71•2,13 = 1,5123 (м2) ?1,5 (м2)
2) 1,067•40 = 42,68 (км), т.е. 42 км 680 м
3) 42,68:4 = 10,67 ? 11 (ч))
2. а) Существовал ли когда-нибудь человек “семи пядей во лбу”? (Ответ: нет, 18•7=126 (см))
б) “Мал золотник, да дорог”.
Раньше в золотниках измеряли массу драгоценных металлов и камней. 1 рубль содержал 4 золотника серебра.
Выразите в граммах массу старинного рубля. (Ответ: 4,3•4 = 17,2 (г))
Для 2-й команды
1. Н.А.Некрасов “Генерал Топтыгин”.
“…Только стон кругом стоял:
“Очищай дорогу!
Сам Топтыгин генерал
Едет на берлогу!”
…А коням подавно страх –
Не передохнули!
Вёрст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!”.
Вопросы.
1) Определите расстояние, которое пробежали лошади.
2) С какой скоростью они бежали, если считать, что затратили на весь путь около 40 минут?
(Ответы: 1) 1,067•15 ? 16 (км)
2) 16:(40:60) = 24 (км/ч))
2. а) Каков “рост” человека, которого прозвали “коломенской верстой”?
Во время царствования Алексея Михайловича Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы с орлами (высота столба - 2 сажени). (Ответ: 2,13•2 = 4,26 (м))
б) Определите “рост” человека, о котором говорят “ от горшка два вершка, а уже указчик” (высота горшка равна 25 см). (Ответ: 4,5•2+25 = 34 (см))
в) Во сколько раз (приблиз.) рост одного больше (меньше) роста другого? (Ответ: в 13 раз, 426:34 ? 13)
Учитель: Продолжаем командные конкурсы.
Цитируем отрывки из художественной литературы, в
которых встречаются меры длины и массы.
За каждое правильно выполненное задание – 1
балл (Слайды 14-25).
Для 1-й команды
“…Да еще рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. (“Конек-горбунок”, Петр Ершов)
- Какого роста был конёк? (4,5 см•3 = 13,5 см)
- Какой длины уши у конька? (71 см)
Для 2-й команды
“…Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому её так и прозвали … ”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. (“Дюймовочка”, Г.Х. Андерсен)
- Какого роста была девочка? (25,4 мм)
Для 1-й команды
“…А добрая фея, которая спасла свою крестницу от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. (“Спящая красавица”, Шарль Перро)
- О каких единицах измерения величин говорится в этом отрывке? (Единицы времени и длины (100 лет, 12 тыс. миль))
- Что значит семимильные сапоги? (Один шаг – 7 миль)
Для 2-й команды
“…Спаситель Петрограда
От яростного гада,
Да здравствует Ваня Васильчиков!
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду…”.
Вопросы.
1. Назовите произведение и автора. (“Крокодил”, Корней Чуковский)
2. О какой единице измерения величины говорится в этом отрывке? (Единица массы – фунт)
3. Сколько килограммов сладостей получил Ваня? (0,41•100•3=123 (кг))
Для 1-й команды
“…Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать? – да пудов этак 5 или 6:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!”
Вопросы:
- Назовите произведение и автора. (“Телефон”, Корней Чуковский)
- Кому нужно 5-6 пудов шоколада? (Слону)
- Сколько это килограммов? (16,4•5 = 82 (кг) или 16,4•6 = 98,4 (кг))
Для 2-й команды
“…В те времена Маленький Мук был уже старичок, ростом же не более 3-4 футов”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. (“Маленький Мук”, Вильгельм Гауф)
- Определите рост старичка. (30,5•3 = 91,5 (см) или 30,5•4 = 122 (см))
4 этап – подведение итогов
Учитель: На этом наши конкурсы закончились. Подведем итоги и наградим победителей.
Литература
1. Багаев Е. Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках. - Газета “Математика”, еженед. прилож. к газете “Первое сентября”, №10/96.
2. Некрасов Н. Стихотворения и поэмы: Эксмо, 2003.
Интернет-ресурсы
3. Русская загадка – ПскоВики. http://wiki.pskovedu.ru/index.php
4. Скрыль С.И., Соцкова Т.И. Интегрированное занятие “От дюйма до метра”. urok.1sept.ru/authors/101-.
5. Старинные русские меры. 12mesyatcev.ru/starinnye-russkie-mery