Возможности зимнего сада в обучении слабослышащих детей

Разделы: География


Идея создания зимнего сада в школе возникла не случайно. Ведь школа расположена в одном из самых зеленых районов столицы – Сокольниках.

В 2007 г. в школе был заложен зимний сад, площадью 120 кв.м. В его создании принимали участие ученики интерната, учителя, родители и сотрудники Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН.

Цели создания зимнего сада.

1. Одна из главных, основополагающих целей создания зимнего сада – рекреационная. Улучшение микроклимата помещения.

2. Зимний сад как центр учебной, исследовательской, практической и творческой деятельности учащихся.

На основании коллекции растений зимнего сада учащиеся проводят исследования, которые служат основой для творческих работ, в ходе которых они будут учиться:

- основам методики научного изучения растений;

- ставить опыты и осуществлять наблюдения;

- систематизировать и обобщать полученные данные;

- оформлять результаты в виде творческих работ, рефератов с использованием новых технологий.

3. Зимний сад как составная часть экологического и эстетического воспитания. В процессе выращивания и ухода за растениями зимнего сада учащиеся учатся понимать природу, постигать ее законы, любить и беречь ее.

Любовь к растениям как к “живому”, прекрасному, как к части окружающей нас природы способствует бережному отношению детей к ней, развивает эстетически.

Структура сада. Общий вид

В основу построения зимнего сада был положен ландшафтный принцип, при котором растения группируются не по систематическому или географическому признаку, а по эстетике. Формируются декоративные композиции, включающие растения с различной формой кроны, цветом листьев, общей фактуры. При создании композиций учитывали и элементы структуры тропического леса: ярусность, наличие лиан и эпифитных растений, обитающих на стволах и ветвях деревьев, что нашло отражение во внешнем облике сада.

В зимнем саду размещен искусственный водоем, задекорированный папоротниками, сингониумами и спатифиллумами. В центральной части сада уложено искусственное покрытие (зеленого цвета), имитирующее травяной покров. Все растения зимнего сада посажены в керамические кашпо (двойного обжига) разных размеров и формы. Крупные растения (паслен жасминолистный, акалифа, папоротники и др.) занимают отдельные контейнеры, а средние и мелкие сгруппированы по несколько штук в одном. При этом растения подбираются по сходным экологическим требованиям, чтобы обеспечить им необходимые условия и облегчить уход.

Следующий этап включал систематизацию и определение растений. Были определены все растения, уточнены их латинские названия, места произрастания в природе (континент, тип растительности, жизненные формы), среда обитания и необходимые условия содержания. В настоящее время список растений зимнего сада насчитывает 50 наименований.

Проведение уроков в зимнем саду

На базе зимнего сада учителя-предметники проводят уроки: географии, биологии, ИЗО, технологии, литературы, используя элементы экскурсии. Тематика проводимых уроков разнообразна: от изучения многообразия растительного мира Земли и изображения растений с натуры до описания красоты растений в мини-сочинениях.

На всех уроках обращается внимание учеников, как меняются и хорошеют растения и какой большой труд вложен в создание зимнего сада.

Учителя географии проводят уроки по природным зонам Африки, Австралии и Южной Америки. На конкретных примерах учащиеся видят приспособления растений к условиям жизни, разнообразие их жизненных форм, многообразие самих растений.

Учителя биологии и экологии показывают и рассказывают о многообразии и особенностях строения листовой пластинки, окраски, чертах фотосинтеза, разнообразии жизненных форм (деревья, кустарники, лианы, травянистые растения и т.д.). Например, в саду 5 видов фикуса. У фикуса лировидного лист до 40 см длиной, а у фикуса карликового – не более 1 см, первый – дерево, а второй – стелющаяся лиана. У другой крупной лианы – монстеры можно наблюдать сильно рассеченный лист и воздушные корни, у гинуры – сильноопушенные мягкие листья, окрашенные в сине-сиреневый цвет.

На уроках рисования растения выступают объектами для рисования “с натуры”. Также здесь проводятся занятия кружка по расписыванию батика, где используются растительные орнаменты. Созерцание живых растений с листьями разных форм и самой неожиданной окраски помогают созданию образов, орнаментов, композиций, которые находят отражение в работах учащихся.

Интересная работа проведена учителями литературы. Они проводят экскурсии по зимнему саду, а учащиеся пишут мини-сочинения о своих впечатлениях. При проведении экскурсий учителя обращают внимание на красоту растений, их своеобразие, на то, как изменились, похорошели и выросли растения за прошедший год, какой большой труд вложен в создание зимнего сада и каждодневный уход за его растениями.

Приведу фрагмент урока географии в 7 классе по теме: "Влажные экваториальные леса Африки"

Урок начинается в кабинете географии. Изучая тему: "Влажные экваториальные леса Африки, ставится цель урока: дать характеристику природного комплекса экваториальных лесов. Материал, данный в учебнике, лишь частично отвечает задачам урока. Из него учащиеся могут получить общее понятие о зоне экваториальных лесов Африки, о взаимосвязи компонентов природного комплекса. Вместе с тем материал учебника недостаточен для формирования представления о внешнем облике экваториальных лесов Африки, не содержит конкретных описаний типичных для этих лесов деревьев. В учебнике упоминается незначительное количество видов растений (пальмы, фикусы, лианы, древовидные папоротники, бананы). После определения с учащимися географического положения, температуры и количества осадков, нужно сформировать понятие об экваториальных лесах. Этому способствует анализ стенной картины "В экваториальном лесу Конго". С помощью наводящих вопросов школьники отмечают следующие особенности леса:

1. Большую густоту растительного покрова.

2. Многоярусность.

3. Обилие видов древесных пород.

4. Отсутствие сезонности.

Кратко рассказав о растениях экваториальных лесов, которые упоминаются в учебнике, еще раз обращается внимание учащихся на огромное количество видов растений и говорится о том, что в школьном зимнем саду можно познакомиться с удивительными растениями экваториального леса.

Далее урок продолжается в зимнем саду.

Кофе

Здесь учащиеся знакомятся с вечнозеленым кофейным деревом с белыми пахучими цветами, родиной которого является Африка. Плоды кофе имеют красный цвет и содержат два семени. Эти семена промывают, сушат, поджаривают. Кофе экспортируется во многие страны мира.

Бальзамин (ванька мокрый).

У бальзамина зеленые ланцетные листья с пильчатыми краями, вытянутые и заостренные. Листья нежные. Его розовые или красные цветы пятизначны. За яркую окраску цветов бальзамин называют огоньком. Каждый распустившийся цветок находится под листом, как под зонтиком.

Драцена

За древность и странную форму дерево называют драконовым. Волокна в ткани их листьев имеют свойства щетины и конского волоса. Из волокна листьев драцены изготавливают щетки. Драцены имеют тонкий высокий ствол и пучки темно-зеленых кожистых линейных листьев. Драцены цветут, образуя стрелку с соцветием метелкой. Цветки мелкие белые или зеленоватые, с сильным тяжелым запахом.

Колеус

Листья этого растения - правильные овальные, стебли высокие четырехгранные, будто выструганные палочки, и сочные, почти прозрачные. Цветет оно, выкидывая метелку с мелкими цветками. Пестрая окраска листьев колеуса защищает их от ярких солнечных лучей.

Сансевьера

Растение с твердыми, торчащими прямо из земли листьями. Листья растут из ползучего корневища. Темные и светлые поперечные полосы на этих кожистых листьях напоминают чешую рыбы. И называют обычно эти растения "щучий хвост". Цветки ее собраны на стрелке пучками. Из волокна сансевьеры делают грубые ткани, веревки и морские канаты.

После знакомства с растениями делаем вывод: почему так разнообразен растительный мир экваториальных лесов, и как растения приспособились к окружающим условиям (листья высоких деревьев жесткие и плотные, с блестящей поверхностью, что спасает их от излишнего испарения и ожогов солнца. У растений нижних ярусов листья нежные и тонкие и т.д.).

Проводя урок в зимнем саду:

1) учащиеся познакомились с растениями экваториального леса, “вышли за страницы учебника”;

2) урок получился необычным, наглядным и интересным;

3) ярко описав учащимся экваториальный лес, хотелось, чтобы они мысленно перенеслись в него и представили его величие.

Нашему зимнему саду несколько лет. Должно пройти еще немало времени, прежде чем он сможет продемонстрировать всю свою красоту, растения должны вырасти, повзрослеть, достичь возраста цветения. Но на его базе идёт интересная учебная и внеклассная работа, которая, мы надеемся, будет расширяться и укрепляться. Очень хотелось бы, чтоб наши ученики обогащали свои знания, проводили самостоятельные исследования, писали творческие работы с использованием коллекции растений школьного зимнего сада. Важно также, чтобы они учились ухаживать за растениями. Может быть, работа в зимнем саду как-то повлияет и на выбор будущей профессии – ландшафтного архитектора, дизайнера, растениевода. Но самая главная наша цель – воспитание любви к окружающему нас прекрасному миру, миру растений, природе вообще, а через эту любовь - к доброте.

Нам хотелось, чтобы у наших детей всегда были цветы на окнах и чтобы они научились:

“В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горстке – бесконечность
И небо – в чашечке цветка”

У.Блейк (в переводе С.Маршака)